Смекни!
smekni.com

Формирование духовности младших школьников (стр. 3 из 13)

Современная вербальная, нецелостная и бездуховная педагогика обретет свое значение только тогда, когда ее целью станет постижение смысла человеческой жизни, раскрытие свойств человеческого духа. Чтобы осознанно развивать (обучать и воспитывать) человеческий дух, необходимо истинное знание его природы, законов, смысла и эволюционного назначения. Следовательно, нужно изучать и преподавать науку духа, тео-космо-антропогенез, историю религий, искусств, мировых цивилизаций, культурологию, логику, этику, эстетику, практическую психологию, акмеологию, валеологию и другие науки, теории и практики человеческого духа, без которых абсолютный смысл жизни и педагогики не может быть осознан и практически осуществлен. Школа – слово латинского, а точнее, санскритского корня. Это “scale”, лестница, которая имеет свои ступени. Определяли даже 30 ступеней scale. А 30-я ступень – это высшая ступень, поднимаясь на которую человек открывает всю мудрость любви и становится богочеловеком. Эта лестница не строится, она создана для восхождения души человека. Школа находится в самом человеке. Как говорил Христос: “Храм есть в себе. Там и молитесь”. Учитель помогает ученикам подняться на одну ступеньку выше[9].

К каждому ученику подходить не по принципу индивидуального подхода, а личностного подхода. В школе надо не работать, а служить. Воспитание – это питание духовной оси[10]. Ради этой оси ребенок пришел в этот мир. Духовная ось ребенка питается высшими образами, переживаниями и их осмыслением: любви, сострадания, уважения, сочувствия, науки, в результате чего он обретает целостность, основанную на фундаментальной мотиваций, сознании служения, творчески-деятельностном и любовном отношении к миру. Высшие образы и переживания составляют исходное основание духовного опыта.

Процесс воспроизводства нравственности в обществе вписан во всё многообразие социальной деятельности и осуществляется попутно. В целом он протекает стихийно и поддаётся целенаправленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитания, самосовершенствования. Никто не имеет особых преимущественных полномочий выступать от имени нравственности, представлять интересы общества в данной сфере. Каждый человек обладает этой привилегией и обязанностью и как социально-деятельное разумное существо несёт полную ответственность за собственное нравственное становление и развитие.
Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определённых поступков, поведение, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека.

Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий взрослых, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей[11].

Наиболее эффективным и занимательным для младших школьников является, на наш взгляд, использование фольклора.

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинстве произведений устного творчества русского народа - всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя[12]. «Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, - говорил А.М.Горький.- Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего»[13].Слово “фольклор” в переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Народное поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно ему была присуща устная форма выражения. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической науки была уже выработана народная педагогика - система воспитания человека от его рождения до перехода в иной мир.

Фольклористы, этнографы, а также ученые, занимающиеся исследованием процессов обучения, стремятся проникнуть в суть народной педагогики. В. Ф. Миллер отождествил фольклористику с этнографией: «… область народной словесности представляется отраслью народоведения (этнографии) вообще» »[14]. И недаром появилось и в настоящее время развивается особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей. Так называется и исследование Г. Н. Волкова, посвященное и этой отрасли науки, и сферам влияния народного воспитания, и фольклору как сокровищнице народной педагогики[15].

«У народа – писал Г. М. Виноградов, - были и несть известные представления взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения, их известные средства и пути воздействия на юные поколения и т. д. Совокупность и взаимосвязанность их и дают то, что следует называть народной педагогикой»[16].

Высокие результаты воспитания детей в народной среде – один из важнейших предметов анализа педагогики. Раскрытие секретов народного воспитания может пролить свет на особенности педагогической культуры народа и страны в целом. В народе отдавали должное внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение. Народной педагогике присуще воспитание делом, в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности: мастера-ремесленника, певцы, сказочники и др.

Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего исследователя Г.С.Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Это те же «надобности», которые являются главными и в совместной педагогики, - забота о физическом, умственным, нравственном воспитании ребенка, т.е. забота о том, чтобы вырастить человека здорового телом и душой.

В произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание их возрастных особенностей. «Народная педагогика еще в глубокой древности, - пишет автор книги «Русский детский фольклор» М.Н.Мельников, - выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем возрасте…»[17].

Детское творчество основано на подражании, как на важном факторе развития ребенка, в частности его нравственных особенностей. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность, положительные черты характера, модели правильного поведения.

Детский фольклор относится к малым фольклорным жанрам. Это такие интереснейшие и богатейшие по своей воспитательной сути произведения народного творчества, как: Поэзия пестования: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки. Потешный фольклор: поддёвки, скороговорки, небылицы-перевёртыши.Игровой фольклор: игры, считалки. Бытовой фольклор: заклички, приговорки, дразнилки. Загадки. Волшебные сказки. Пословицы, поговорки.Поэзия пестования.Поэзия пестования – удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Иначе ее называют еще и «материнской поэзией». Произведения, слышимые ребенком с младенчества, являются высоко художественными поэтическими творениями. На протяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение детям. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за поведением ребенка в интимной обстановке пестования.Потешный фольклор. К потешному фольклору относятся произведения детской устной поэзии, назначение которых – позабавить, повеселить, потешить себя и своих сверстников. Зачастую они сопровождаются вспомогательным действием, не имеющим драматического развития. Это – словесные игры, молчанки, поддевки, сечки, небылицы–перевертыши, загадки, скороговорки.Словесная игра отличается от спортивной и драматической игры тем, что почти не имеет или совсем не имеет никакого действия, движения. Весь интерес в слове и выражен словом. Но и это не поэтическое произведение, дающее наслаждение своей формой и содержанием, а игра, состязание. И как в любой игре имеют решающее значение степень занимательности, индивидуальные способности участников игры, определенные навыки и умения. Побеждает всегда сильнейший (искуснейший).Бытовой фольклор.Бытовым в широком смысле этого слова являются все жанры детского фольклора, так как они теснейшим образом связаны с детским бытом. Но колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки имеют четко выраженную воспитательную функцию; считалки, жеребьевые сговорки, игры - игровую и т. д., что позволяет объединить их по функциональному признаку и выделить: поэзию пестования, игровой фольклор, потешный фольклор. Но в детском фольклоре есть жанры, для которых характерны многофункциональность (детские сказки, песни, страшилки), сочетание игровой и вербальной магической функций (заклички и приговоры, обрядовые песенки), нравоучительной и коммуникативно-речевой (дразнилки, прозвища).Все эти жанры, отразившие различные стороны детского быта, и относятся к детскому бытовому фольклору.

Загадки.