Смекни!
smekni.com

Русская народная педагогика как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста патрио (стр. 6 из 10)

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом. Своей улицей, городом, а заем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (родного края); труд людей, традиции, общественные события. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающим интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю. Педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям , особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной рай. Надо показать, что родной край славен своей историй, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Сведения и понятия о родном городе, которые способны усвоить дети:

  1. внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам. Которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, что все это создано для удобства людей.
  2. диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом. Его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

1. позитивный центризм отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста)

2. непрерывность и преемственность педагогического процесса

3. дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов

4. рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок

5. деятельностный подход

6. развивающий характер обучении, основанный на детской активности.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и доя создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, гжель, дымка). Каждая тема должна подкреплятся рзличными играми, продуктивными видами деятельности.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольники имеют наглядно-образное мышление . поэтому необходимо использовать наглядные предметы и материалы.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

1. корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны.

2. семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.

3. счастье семьи - счастье и благополучие народа.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана, а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздники русской масленицы, березки и т.д. безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к родине.

2.3 патриотического воспитания через средства и методы народной педагогики.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Оно содержит богатейший материал, позволяющий говорить о то, что предметом особенной заботы народных педагогов было воспитание в детях любви к Родине – родным местам, народу, доброты честности.

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как действующая сила в целях созидания. Один из пластов этого созидания – мудрость воспитания.

Методы народного воспитания его целями, содержанием и средствами. В этнопедагогике выделены следующие средства народного воспитания: слово, дело, религия, природа, искусство, традиции, игра, общественное мнение. В соответствии с этим методы народного воспитания можно объединить в следующие группы: воспитание словом , воспитание делом, воспитание религией, воспитание природой и искусством, воспитание традициями, воспитание игрой, воспитание общественным мнением.

Пословицы и поговорки.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющие форму законченного предложения.

Конечной целью всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности.

В пословицах получили отражения идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, влияние окружающей среды и общественного мнения.

Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят : «Воспитание – бесценное богатство».

В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народных масс: патриотизм, мужество и стойкость при защите Родины, трудолюбие.Очень много пословиц про родную землю, дом (в чужом доме долго не проживешь; человек, забывший свою родину – заблудившийся человек).

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы , терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от и употребления пропадет. Примером таковых служат русские пословицы, которые воспитатель может использовать в воспитательном процессе:

1. родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

2. где сосна взросла, там она и красна.

3. велика святорусская земля, везде солнышко.

4. русский человек без родни не живет.

5. одна мать родна, и родина одна.

6. всякому мила своя сторона.

Сказки.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи – и окружающая природа. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров.

В сказках ярко отражался характер патриотического воспитания: богатыри всегда вставали на защиту своей Родины, герои народных сказок в конце концов всегда возвращались на родину . в эпической форме предания доводили до подрастающего поколения сведения о давно минувших событиях, фактах, подвигах богатырей, которые воспитывали у молодежи любовь к родной земле, уважение к родным героям, формировали у них патриотическое сознание и чувства («Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

Былины – это героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал – добра и зла – и о закономерной победе добра. Самые известные былинные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований – былин (от слова быль) или старин. Былины – грандиозное создание народного искусства.

Важно, что героям былин судьба Родины дороже жизни, они защищают попавших в беду, отстаивают справедливость, полны чувства собственного достоинства.