Смекни!
smekni.com

Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста жанра камерной музыки (стр. 4 из 6)

Сравнительный анализ задач

Программа воспитания и обучения

Детство

Музыкальные шедевры

Положительное

Задачи по ознакомлению с первичными жанрами (песня, танец, марш) ставятся уже с младшего возраста.

Разделение задач по возрастным группам.

Распределение задач по возрастам:

-младший

-средний

-старший

Задачи по ознакомлению с первичными жанрами (песня, танец, марш) ставятся с младшего возраста.

Знакомство с вторичными музыкальными жанрами

начинается с младшего дошкольного возраста.

Ставится задача по формированию тезауруса у детей.

Отрицательное

Задачи по ознакомлению детей с вторичными жанрами ставятся только в подготовительной группе и то частично.

Четко не определены задачи по ознакомлению детей с первичными жанрами.

Знакомство с вторичными музыкальными жанрами, стилями и направлениями в музыке начинается лишь со старшего дошкольного возраста.

В младшем и старшем возрасте нет разделения задач по возрастным группам.

Задачи по ознакомлению с музыкальными жанрами едины для всех возрастных групп, педагог должен самостоятельно адаптировать программное содержание под возраст детей.

1.5. Требования к музыкальным произведениям для восприятия детьми дошкольного возраста.

Решающую роль в решении задач воспитания детей играет репертуар. Общество стремится сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе и музыкальное наследие. Ребенок развивается через познание культурного наследия и должен воспитываться так, чтобы быть способным его преумножать.

Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большей степени определяет содержание музыкального образования. Содержание образования – это не только знания, умения и навыки, которыми овладевают дети. Оно должно обеспечить выполнение задач музыкального воспитания и развития ребенка в комплексе.

Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен соответствовать двум требованиям:

художественности и доступности.

Репертуар должен включать в себя произведения классической музыки всех эпох (с целью создания в представлении ребенка эталонов красоты).

Доступность же рассматривается как доступность содержания музыкальных произведений и доступность для воспроизведения их детьми.

Детям уже с раннего возраста доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, легкую грусть. Произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачного звучания предлагать для прослушивания детям раннего возраста не следует. Наблюдения свидетельствует о том, что дети уже с раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и др., а также народную музыку: спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную.

Поскольку объем внимания дошкольников невелик (1-2 минуты они могут слушать музыку), то и произведения для прослушивания должны быть небольшие или фрагменты. Необходимо знакомить детей со звучанием различных музыкальных инструментов (народных, симфонического оркестра, органа).

Опыт показывает, что дети легче усваивают песни, отличающиеся образной характерностью. Художественностью и доступностью песенного репертуара отличается фольклор (детские попевки и песенки): “Петушок”, “Василек”, “Зайка”, и др.

Привлечение классической вокальной музыки для занятий с детьми затруднено, т.к. композиторами написано немного произведений этого жанра, адресованных маленьким исполнителям. В отличие от пения использование классического репертуара в музыкально-ритмических движениях и исполнении на музыкальных инструментах не ограничено в такой мере требованиям доступности. Например, танцевальная музыка: “Полонез”, “Менуэт”, “Шутка” И.С.Баха; вальсы Ф.Шопена, Ф.Шуберта; балеты П.И.Чайковского; марши; фрагменты опер и симфоний. А музыка для исполнения на музыкальных инструментах, например, народная ( “Петушок”, “Солнышко” и др.), современная ( “Андрей-воробей”, “Гармошка”), классическая.

Из произведений детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П.И.Чайковского, А.Т.Гречанинова, Э.Грига, Р.Шумана, С.М.Майкапара, С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова, А.И.Хачатуряна, Д.Д.Шостаковича, С.М.Слонимского и др.

Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей: “Детская симфония” И.Гайдна, сюита для оркестра “Детские игры” Ж.Бизе, симфоническая сказка “Петя и Волк” С.С.Прокофьева и др.

Помимо “детской” музыки важно слушать фрагменты классических произведений разных времен – старинную музыку А.Вивальди, Г.Ф.Генделя, И.С. Баха, произведения В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Мендельсона, Р.Шумана, Ф.Шопена, М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, Д.Д. Шостаковича и других зарубежных и отечественных композиторов-классиков. Это формирует у детей эталоны красоты.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Анализ жанрового разнообразия в репертуаре по разделу “Слушание – восприятие музыки” и места камерной музыки в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Чтобы сделать сравнительный анализ жанрового разнообразия в репертуаре по разделу “Слушание – восприятие музыки” в разных программах и выяснить, какое место в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста занимает камерная музыка, необходимо решить ряд задач:

1. Выписать репертуар программы ПВО

2. Выписать репертуар программы “Музыкальные шедевры”

3. Сравнить соотношение отдельных жанров в репертуаре программ

4. Сравнить соотношение русской и зарубежной музыки в репертуаре программ.

5. Выявить преобладание музыки отдельных композиторов в репертуаре программ.

6. Определить наличие “детской” тематики в различных жанрах программ.

7. Сделать вывод о жанровом разнообразии и месте камерной музыки в программах ПВО и “Музыкальные шедевры”.

Анализ репертуара для восприятия музыки детей дошкольного возраста в “Типовой програмее обучения и воспитания”

Возраст детей

Музыкальные жанры

симфонии

ческая

музыка

Оперная музыка

(фрагменты)

Балетная музыка

(фрагменты)

Камерная музыка

вокальная

инструмен

тальная

Младший

“Праздничная

Попатенко,

“Ладушки-ладошки” Иорданский,

“Баю-бай” Карасев,

“Самолет” Тиличеева, “Лошадка” Раухвергер, “Машина” Попатенко, “Зима” Карасева, “Автобус” Иорданский, “Серенькая кошечка” Витлин, “Солнышко” Попатенко, “Маму поздравляют малыши”, “Грибок” Раухвергер, “Праздничная” Сидельников, “Осенняя песенка” Александров, “Славный праздник” Стемпневский, “Заинька” Красев, “Песенка Петрушки” Фрид, “Зима проходит” рус.нар. “Зима прошла” Метлов, “Есть у солнышка друзья” Тиличеева, “Жук” Иванников, “Пастухи играют на свирели” Сорокин

“Ах вы сени” русск.нар. , “Птица и птенчики” Тиличеева, “Кукушка”, “Зайка”, “Медведь”, Тиличеева, “Как у наших у ворот” русск.нар. , “Моя лошадка” Гречанинов, “Колыбельная” Разоренов, “Лошадка” Потоловский, “Праздник” Раухвергер, “Дождик” рус.нар. , “Будем кувыркаться” Сац.

Средний

“Вот он праздник Октября” Попатенко, “Урожайная” Филиппенко, “Песенка зайчиков” Красев, “Песенка о весне” Фрид, “Петушок” Витлин, “ Конь” Красев

“Колыбельная” Гречанинов, “Обидели” Агафонников, “Ах ты, береза” русск.нар., “Колокольчики звенят” Моцарт, “Петрушка” Брамс, “Солнышко” Кравченко, “Воробушки” Красев, “Гроза” Жилинский, “Скакалки” Хачатурян

Старший

“Здравствуй, Родина моя” Чичков, “Листопад”Попатенко, “Мамин праздник” Тиличеева, “Вырастает город” Тиличеева, “Танец” Благ, “Кукушечка” Красев, “Мальчик-замарашка” финск.нар. , “Осень” Александров, “Пограничники” Витлин, “Мир нужен всем” Мурадели.

“Марш” Шостакович, “Колыбельная” Свиридов, “Парень с гармошкой” Свиридов, “Вальс” Кабалевский, “Походный марш” Кабалевский, “Вальс” Леви, “Смелый наездник” Шуман, “Клоуны” Кабалевский, “Шарманка” Шостакович, “Неаполитанская песенка” Чайковский, “Вечерняя сказка” Хачатурян, “Мотылек” Майкапар, “Ходит месяц над лугами” Прокофьев, “Грустная песня” Свиридов, “Детская полька” Глинка, “Вальс-шутка” Шостакович, “Болезнь куклы”, “Новая кукла” Чайковский, “Кавалерийская” Кабалевский, “Камаринская” Чайковский, “Веселый крестьянин” Шуман, “Колыбельная” Моцарт, “Итальянская полька” Рахманинов.

“Море”, “Белка”, Римский-Корсаков (из оперы “Сказка о царе Салтане”), “Пляска птиц” Римский-Корсаков (из оперы Снегуроска”).