Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Особенности музыки как вида искусства.
1.2. Понятие о музыкальном жанре. Значение жанра в музыке. Принципы жанрового деления в музыке. Многообразие жанров в музыке.
1.3. Характеристика жанра камерной музыки.
1.4. Специфика восприятия музыкальных жанров у детей старшего дошкольного возраста. Анализ задач в Программе воспитания и обучения в детском саду , программах “Детство” и “Музыкальные шедевры”.
1.5. Требования к музыкальным произведениям для восприятия детьми дошкольного возраста.
Глава 2.
2.1. Анализ жанрового разнообразия в репертуаре по разделу “Слушание – восприятие музыки” и места камерной музыки в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста
2.2. Характеристика музыкального произведения, принадлежащего к жанру камерной музыки
Заключение
Список литературы
Введение
Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.
Музыка (от греч. – искусство музыки) – искусство интонации, художественное отражение действительности в звучании.
На слушателей музыка воздействует с различной силой. Надо учиться постигать прекрасный язык музыки, только тогда вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность в общении с музыкой, художественно – эстетические переживания становятся более тонкими и разнообразными.
На человека музыка воздействует, начиная с первых дней его жизни и даже внутриутробно. Поэтому с первых месяцев жизни музыка должна стать активным помощником эстетического воспитания детей, а также нравственного, умственного и физического воспитания.
Но музыкальные произведения для прослушивания не должны подбираться хаотично, спонтанно. Для того, чтобы искусство воспитывало гармонически развитую личность, педагогу необходимо не только иметь глубокие искусствоведческие знания, умения, но и знать особенности восприятия детьми музыкальных произведений, уметь правильно поставить обучающие задачи и грамотно подобрать репертуар.
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1. Музыка как вид искусства.
Музыка возникла в глубокой древности. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств.
Музыка отличается от других видов искусства: живописи, скульптуры, литературы.
Слушание музыки - это творческий процесс. Одно и то же произведение рождает у разных людей различные представления, в зависимости от жизненного опыта и опыта восприятия музыки.
Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; это один из важнейших способов эстетического освоения мира.
Музыка имеет выразительные ( в большей степени) и изобразительные ( в меньшей степени) особенности. Выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение.
Выразительность:
Музыка имеет, по выражению Д. Шостаковича, “прекрасный своеобразный язык” – выразительную яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, т.е. имеет специфические выразительные средства. Главное выразительное средство в музыке - это мелодия. Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль, это интонация в музыке. Гармония – это объединение тонов в созвучия и последовательность созвучий по вертикали. Ритм - это распределение во времени мелодичных и гармоничных сочетаний. К выразительным средствам в музыке относятся также темп, динамика, регистр, тембр, лад, интонация, и др., при сочетании которых создается музыкальный образ.
При создании формы музыкального произведения, важное значение имеют три принципа:
1. Повтор
2. Контраст
3. Развитие (варьирование)
Изобразительность:
Музыка имеет огромную силу воздействия на духовный мир человека. Она отображает переживания людей в разные моменты жизни (радость, торжество, скорбь и т.д.), отражает страницы истории народа, объединяет людей в едином переживании, является средством общения между людьми. При восприятии музыки у человека возникают определенные музыкальные образы (обобщенное воспроизведение в музыке явления действительности, переживаемое человеком).
Музыка передает определенное содержание, а содержанием в музыке, по мнению Б.М.Теплова “…являются чувства, эмоции, настроения”. Итак, музыка передает (изображает):
- эмоциональное состояние человека, его чувства, оттенки чувств;
- смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний;
- конкретные явления действительности (шум волн, завывание ветра…)
- содержание какого-либо литературного произведения ( программная музыка)
Еще одной особенностью музыки является то, что для воспроизведения музыки требуется посредник между произведением и слушателем. Исполнитель должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его, выразить мысли и чувства автора, передав содержание произведения.
Музыка как вид искусства, имеет соответствующие функции:
1. Коммуникативная функция.
Она заключается в единении людей, вокруг ярко позитивного идеала. Но музыка не растворяет индивидуума в социуме. Восприятие музыки носит социально – личностный характер. Благодаря силе индивидуальных ощущений содержание музыки приобретает для воспринимающего повышенную личность убедительность.
2. Отражение действительности.
Музыка отражает эмоции, идеи (в зависимости от состояния общества: революции, влияние церкви и т.д.) и предметный мир ( подражание голосу птиц, ЦУМу, прибоя и т.д.)
3. Этическая функция.
Задача музыки – приносить добро. Она формирует представление о добре и благе, утешении и счастье. Музыка осчастливливает мир вокруг человека. Музыкальное искусство использует эмоциональное сопереживание для этического воздействия, что вызывает сострадание.
4. Эстетическая функция.
Важнейшие критерии музыкального сочинения: красивое, прекрасное, гармоничное, соразмерное.
5. Гедонистическая функция.
Содержание музыки зависит от региона земного шара, где она родилась, от культуры этого региона, стадии развития общества, от влияния институтов общества. Все это влияет на понимание людьми прекрасного в музыке.
6. Познавательно-просветительская функция.
Видна из того, что музыкальные произведения могут восприниматься в качестве документов эпохи. Они могут быть познавательны в различных ракурсах – историко-филологическом, философско-мировоззренческом, этико-эмоциональном и т.д.
7. Компенсационная функция.
Музыка – это посредник между личностью и средой. Как отметил Л.С.Выготский; “Человек в течении жизни не может уложиться по всем параметрам, в предлагаемые ему средой социальные институты, и ставшаяся избыточность должна быть реализована, в частности в искусстве, которое тем самым оказывается ничем не заменимым сферой выявления всех сторон человека…В искусстве находит выход именно необузданное нашей природой”.
8. Прагматическая функция.
На европейском континенте эту функцию несут специальные функциональные жанры: сигнальная, военная, охотничья, производственная, медицинская музыка, а также прикладная музыка. Все они несут в себе определенное назначение для людей. Например, музыкальная терапия (медицинская музыка) ил торжественные военные марши, плачи.
“Музыка, как всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к природе, любовь к своей Родине, интерес и чувство дружбы к народам других стран. Музыка является важным средством всестороннего развития личности ребенка.
Таким образом, музыка – это вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков, который имеет свои специфические выразительные средства (мелодию, ритм, гармонию) и оказывают активное влияние на всесторонне развитие личности ребенка.
1.2. Понятие о музыкальном жанре. Значение жанра в музыке. Принципы жанрового деления в музыке. Многообразие жанров в музыке.
Жанр – ( с франц. – род, вид, манера, вкус, обычай) - вид художественного творчества, связанный с породившей его жизнью и бытом.
Музыкальный жанр - понятие многозначное, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием.
Жанровое деление можно представить следующим образом:
· По назначению:
Первичные прикладные жанры (трудовые, колыбельные, хороводные, свадебные, обрядовые песни, маршевая музыка) – песня, танец, марш.
· По исполнительскому составу:
Вторичные музыкально-профессиональные жанры
Камерная музыка – кантата, дуэт, трио, квартет, квинтет, песня, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс, соната.
Симфоническая музыка – симфония, Увертюра, фантазия, концерт, картина, рапсодия, симфониетта, сюита, поэма.
Театрально- драматическая музыка: опера, балет, оперетта.
Хоровая музыка: хорал, месса, кантата, оратория.
Камерная музыка (от лат. – комната) – вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или домашнего музицирования, характеризующийся специфическими инструментальными составами (о 1 и нескольких исполнителей, от солиста до ансамбля).