Смекни!
smekni.com

Проблемы освещения терактов на телевидении (стр. 1 из 7)

Министерство науки и образования Российской Федерации

Российский университет дружбы народов

Филологический факультет

Учебный курс «Современные технологии СМИ и МК»

ВЫПУСКНАЯ БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

ТЕМА: «ПРОБЛЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕРАКТОВ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ»

Выполнил:
студент группы ФЖБ-41

Папын А.С.

Научный руководитель:

доц. Тарасов Н.И.

Москва

2004 г.

Содержание

Введение.. 2

Глава I. .. История терроризма в эпоху всеобщего телевидения. 6

Глава II. . Нормативно-правовые акты, регулирующие поведение журналистов при освещении терактов. 17

Глава III. Практика освещения терактов на телевидении. 23

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 31

Приложения. 33


Террор и средства информации –
сиамские близнецы нашего века

Юрий Трифонов

Введение

Актуальность темы. В настоящее время террор становится все более распространенной формой политической борьбы. При этом организаторы терактов активно используют средства массовой информации (СМИ) в целях пропаганды своих идей, идеалов и целей. В этих условиях все более актуальной становится проблема изучения терроризма как явления и, как следствие, определения стратегии борьбы с ним. Также важно определить принципы, которых следует придерживаться журналистам при освещении терактов.

Без информационного обеспечения СМИ современный терроризм невозможен, поскольку ему необходимы каналы передачи информации, ведь одна из целей террористов – запугивание, которое должно вести к подчинению и установлению контроля. Как отмечал Ю.Трифонов, «терроризм выродился в мировое шоу»[1]. Некоторые специалисты называют деятельность террористов и их защитников не иначе как PR-кампанией. Более того, известны факты, когда арабских террористов консультировали выпускники факультетов по пиару американских вузов[2].

Разумеется, реклама, которой «одаривают» боевиков сбалансированные СМИ, всегда носит негативный характер. Однако эксклюзивные интервью террористам выгодны, а с моральной точки зрения сомнительны: ведь не станут же давать эфир маньяку-убийце или грабителю. Терроризм оказывает разрушительный эффект на стандарты журналистики.

Журналисты в экстремальных ситуациях, порой, теряются, что крайне негативно сказывается на качестве их работы. Самым ярким примером подобного развития событий стал захват заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве 23–26 октября 2002 г. Как отмечал сразу после тех трагических событий министр печати Михаил Лесин, «в истории с захватом на Дубровке некоторые журналисты продемонстрировали абсолютный пофигизм по отношению к людям»[3].

В этих условиях власти предпринимают попытки разработать документы, регламентирующие поведение журналистов в экстремальных ситуациях. Однако журналистское сообщество солидарно в том, что правила и нормы в журналистике должны исходить от самих журналистов[4]. Ведь если сейчас ограничить свободу слова, то это будет означать, что террористы добились своего. С другой стороны, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы журналисты романтизировали терроризм.

Целью данной работы является определение отношения электронных средств массовой информации, как наиболее эффективного средства воздействия на общественное мнение, к терроризму.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Проследить основные пути развития терроризма;

2. Рассмотреть специфику освещения терактов в течение 1996–2003 гг.;

3. Попытаться определить некоторые принципы этического характера, которые могут помочь журналисту выработать собственную линию поведения при освещении терактов.

Объектом исследования являются террористические акты, совершенные в течение ХХ и в начале XXI вв., которые получили наиболее полное освещение в электронных средствах массовой информации. Хронологические рамки охватывают период 1996–2003 гг., когда террор принял современную форму (с обязательным присутствием журналистов для привлечения общественного интереса к террористам). При этом в работе нашел отражение и теракт, совершенный во время Олимпиады 1972 года, как первая акция, получившая широкое освещение в электронных СМИ.

Данная проблема в России стала сверхактуальной недавно. Этим обусловлен недостаток специальной литературы на эту тему. Наиболее полное отражение оно находит в периодической печати и в критических статьях. В частности, особое внимание данной тематике уделяют газеты «Известия», «Коммерсант»; журналы «Коммерсант-Власть», «Итоги». Одним из первых органическую связь между терроризмом и журналистикой увидел писатель и публицист Юрий Трифонов. Также глубокую связь между террористами и СМИ выявил американский исследователь Брюс Хоффман в своей книге «Терроризм: Взгляд изнутри». Этические принципы российской журналистики определены достаточно широко в работах таких авторов, как Г.В. Лазутина, С.А. Муратов, Г.В. Кузнецова, М.И. Шостак и др. Наиболее близко данную тему затрагивают Г.В. Лазутина в учебном пособии «Профессиональная этика журналиста» и С.А. Муратов в пособии «Телевизионное общение в кадре и за кадром». Также при написании данной работы автор опирался на законодательные акты и профессиональные кодексы, по которым даются определения понятий и конкретные рекомендации.

Структура работы. Работа состоит из 4 частей.

Во Введении обоснована актуальность проблемы, сформулирована цель и определены задачи исследования.

Первая глава работы «История терроризма в эпоху всеобщего телевидения» посвящена историческому аспекту вопроса. В главе приводится только фактический материал, необходимый для дальнейшего анализа в последующих главах. В данной главе рассматривается также теракт, совершенный в 1972 г. на Олимпиаде в Мюнхене, т.к. это была первая акция террористов, проведенная в эпоху всеобщего телевидения и впервые получившая самое широкое освещение в электронных средствах массовой информации.

Во второй главе «Нормативно-правовые акты, регулирующие поведение журналистов при освещении терактов» на основании законодательных актов и профессиональных кодексов дается определение основных понятий и рекомендации профессиональных журналистских объединений России и мира.

Третья глава «Практика освещения терактов на телевидении» посвящена конкретным примерам работы журналистов в условиях теракта. В частности, рассматриваются захват заложников в Театральном центре в Москве в 2002 г., теракты в США 11 сентября 2001 г., захват заложников в Посольстве Японии в Перу в 1996 г. и др.

В Заключении сформулированы основные выводы и обобщения, подведены итоги работы.

Кроме того, работа содержит два приложения: список самых громких терактов десятилетия в версии журнала «Коммерсант-Власть», а также текст Антитеррористической конвенции, принятой Индустриальным комитетом СМИ. Первое приложение показалось нам весьма любопытным с точки зрения характеристики отношения средств массовой информации разных стран в терактам, непосредственно затрагивающим собственные интересы, и терактам, произошедшим в других частях света. Целесообразность приведения полного текста Антитеррористической конвенции исходит из актуальности проблем освещения терактов в СМИ и необходимости привести хоть какие-то реально действенные советы по работе в экстремальных условиях.

Глава I. История терроризма
в эпоху всеобщего телевидения

Данная глава посвящена истории терактов, которые получили наиболее широкое освещение в электронных средствах массовой информации. Задача: дать краткий экскурс в историю терроризма, но больший акцент мы сделали на теракты, совершенные в ХХ веке в эпоху всеобщего телевидения.

Понятие террора впервые появилось во время Великой французской революции. А термин терроризм как «любые употребления официальной власти с открытым криминальным подтекстом» стал общеизвестным благодаря «Размышлениям о революции во Франции» (1790) идеолога и отца консерватизма Эдмунда Берка[5].

Однако с течением времени терроризм стал обретать черты негосударственной, частной инициативы. Единого и удовлетворяющего всех определения этого понятия до сих пор не существует, хотя везде говорится о предумышленном, политически мотивированном насилии.

Более того, нет устоявшейся традиции называть террористов террористами. В американской прессе, например, террористов постоянно называют то экстремистами, то повстанцами, то боевиками и весьма редко – террористами[6].

В теории международного права различают международный, национальный и государственный терроризм. При этом, по оценке специалистов, международный терроризм считается самым общественно опасным[7].

Первую в истории волну терроризма спровоцировала Великая французская революция. А сам термин «террор» впервые появился в 1798 году.

Вторая волна стартовала в последней трети XIX в. и была представлена радикально-националистическим терроризмом в Ирландии, Македонии, Сербии и ряде других стран с целью создания независимых государств; революционно-демократическим терроризмом во Франции, Италии, Испании с целью разрушения существовавшего государственного строя; революционно-демократическим терроризмом партий «Народная воля» и социалистов-революционеров в России. В 1910-х гг. вторая волна спала.

На рубеже 1960-1970-х гг. началась новая волна политического терроризма, причем захлестнула она именно те страны, где произошло послевоенное «экономическое чудо» – Италию, Германию, Японию – и где развитие социальных структур и институтов не поспевало за экономическими изменениями. «Красные бригады», «Фракция Красной Армии», «Японская Красная Армия» и многие другие левоэкстремистские организации серьезно дестабилизировали политическую обстановку в своих странах. Террор этих организаций связан с моделью, выработанной Французской революцией, которая институализировала терроризм как средство идейно-политической борьбы, воспитания и устрашения населения.