Смекни!
smekni.com

Отношение России к конфликту в Югославии (стр. 7 из 12)

Серьезная эволюция в вопросе о будущем устройстве Югославии произошла в позиции Македонии. После решения Хорватии и Словении о независимости руководство этих республик как бы пытается наверстать упущенное и не отстать от "северных"республик. Итоги проведенного здесь в сентебре 1991 года плебисцита фактически означали изменение государственного статуса Македонии-республика перестает быть прежней федеральной единицей СФРЮ и приобретает статус самостаятельного государства. В продолжение начатой линии парламент Македонии не так давно принял решение обратится к Европейскому Сооществу с просьбойпризнать ее независимость.

До сих пор здесь было относительно спокойно, но в самые последние дни обстановка значительно обострилась. Ее соседка-Греция продолжает настаивать, чтобы Республика Македония сменила название на "Республику Сколье"(по имени столицы). Согласно греческой версии, македонской нации просто не существует. Другая соседка-Болгария, также не признающая ни македонскую нацию, ни македонский язык, тем не менее признала Македонию под ее теперешним именем. Болгар беспокоит другое:растущая, по их сведениям, активность федеральной армии на территории республики.

По мнению многих отвенственных и зарубежных обозревателей, ключ к развязке югославского кризиса нужно искать совсем в другой республике, а именно в Боснии и Герцеговине. Распад СФРЮ на самостоятельные государства может обернутся крахом для этой многонациональной республики. (В Боснии и Герцеговине практически в одинаковой пропорции представлены 3 этнические группы:сербы (30%), хорваты (20%), мусульмане(40%). До сих пор спорным остается вопрос:кто такие мусульмане-силаницированые сербы или хорваты?), поскольку с точки зрения права народа на самоопредиление она является совершенно искуственным образованием. Если один из живущих здесь народов пожелает отделится, то автономческие территориальная целостность Боснии и Герцеговины будет поставлена под вопрос. Как бы там ни было, ни Сербия, ни Хорватия не скрывают, что в случае передела Югославии республика будет разделена и прекратит свое существование. Поэтому в свете определения будущего устройства страны именно Босния и Герцеговина выдвинулись на первый план политических событий.

Под влиянием событий в Словении и Хорватии обострились противоречия между национальными партиями этой республики. Сербская демократическая партия и Хорватское демократическое содружество четко следуют курсу "материнских республик", а мусульманской партии демократической акции, ренее пытавшейся хоть как-то сохранить нетралитет, все труднее оставатся на этой позиции.

Картина кризиса будет далеко не полнай, если хотя бы кратко не сказать о ситуации во входящем в состав Сербии автономном крае Косово. Этот регион, где прожевают главным образом албанцы(около грех чеовертей населения), многие годы является одним из самых нестабильных и взрывоопасных в стране. События в Словении и Хорватии подчеркнули сепаратисткие процесы в крае. Вновь, не без помощи Тираны, активизиравались голоса в поддержку создания в перспективе единой албании, а поначалу-преобразования Косово в республику.

Несмотря на афициальный запрет сербских властей, организованно действует и набирает силу албанская оппозиция, претендующая в крае на "паралельную власть". Политическая напряженность усиливается. Все это дает основание многим аналитикам югославских событий заявить о возможности возникновения в Югославии "южного фронта". К тому же есть опасения, что Словения и Хорватия, имеющие прямой выход на "сепаратистов"Косово, могут спровоцировать беспорядки албанцев с целью расшатать возглавляемый С. Милошевичем сербвкий "коммунистический режим", вынудить его действовать на нескольких "фронтах".

В условия острого кризиса наступил паралич высших федеральных органов власти. Скупщина СФРЮ давно уже недееспособна, ибо "мятежные республики"отозвали из парламента своих депутатов. Президиум СФРЮ, колективный глава (президент)государства, также не правомочен примать решения ибо его покинули представители Словении, Македонии, Боснии и Герцеговины. И даже сам как отозван Собором Хорватии.

Дольше всех "держалось" Союзное исполнительное вече-югославское правительство. Пожалуй, именно оно наиболее активно отстаивало идею обновления государства. И это понятно. Для перехода к рынку и проведения связанных с ним реформ неохождимо сохранение общеюгославской экономического пронстранства, единой валюты, системы связи, транспарта, энергоснабжения. Активнейшим проводником этой политики был премьер-министр А. Маркович. Его програма преобразования эконмики страны была признана ведущими экономистами и финансистами мира.

Однако те, кто сейчас заседает в Скупщине и Президиуме СФРЮ, буквально заставили правительство разработать прект бюджета несуществующего государства на 1992 год. Его главным и, пожалуй, единственным назначением было:обеспечить боевые действия югославской армии на фронтах Хорватии. Имено на эти цели предназначалось 86% всех расходов. А так как большинство республик перестали отчислять средства в федеральный бюджет, то остался ондин путь-работающий на полных оборотах печатных станок. Это означало бы окончательный крах всех реформ с непредсказуемыми социальными последствиями. И Маркович решил оставить свой пост.

Центробежные процесы в Югославии столь сильны, что они уже привели к фактической ликвидации общеюгославского экономического пространства, к разрыву складывавшихся десятилетиями многочисленых хозяйственных связей между республиками, отдельными отраслями промышленности, фирмами и предприятиями. "Экономическая война", разгоревшаяся между Сербией, с одной стороны, и Словенией и Хорватией-с другой, достигла предельной остроты. Принятие Любляной и Загребом решения о введении собственной валюты подорвали единую валютно финансовую и банковскую систкму страны. Вкрайне тяжелом положении находится транспорт.

Все это, вместе взятое, уже привело к тому, что в новый 1992 год Югославия вступила с сокращением промышленного производства на 30 процентов. Разрыв уже подписанных между предприятиями и фирмами договоров, перебой или даже прекращение материально-технического снабжения вынудили многие фирмы свертывать производства, освобождать тысячи неожиданно "лишними"людей. Сокращается экспорт и импорт. Мы уже не говорим о прямом ущербе, нанесенном Хорватии(а следовательно, и стране)в результате военных действий.

Каков же суммарный ущерб от полугодовых вооруженных столкновений? По разным источникам он состовляет от 10, 5 миллиардов до 20 миллиардов доларов.

Распад югославского дома на отдельные квартиры резко понизил жизненый уровень населения. В результате политическая напряжонность, опредиляющая общественный климат Югославии, все больше дополняется грозящей взрывом напряженностью социальной.

********************************

Анализ происходящих в СФРЮ драматических процессов, несмотря на всю их скоротечность, стихийность и порой непредсказуемость, позволяет сделать следующие выводы.

Современную ситуацию в межнациональных отношениях в Югославии нельзя оценить иначе, как ситуацию вялотекущей межэтнической войны.

Национализм, является бичом страны с 1918 года, сдерживался лишь силой политического авторитета И. Броз Тито. Однако сейчас, кагда коммунистическое движение в большинстве югославских республик потерпело поражение(во время первых многопартийных выборов коммунисты остались у власти только в Сербии и Черногории), монстр"национализма" начал снова свою подрывную "деятельность", угрожая единству этого многоликого государства.

После смерти Тито в 1980 году кончилось время главенства идеи югославянства, братство и единства народов и народностей Югославии.

Один за другим всплыли на поверхность нерешеные вопросы, дали о себе знать допущенные более чем за четыре десятилетия ошибки и деформации, вспыхнули тлевшие несколько лет межнациональные конфликты. В тугой узел переплелись проблемы социально-экономические , государственно-правовые, демократические, проблемы развития культуры, языка и других. Актуальным стал лозунг о праве народов на самообпределение вплоть до отделения.

Сепаратизм, замешенный на националистических насроениях в его крайне экстремистких проявлениях, остается одним из основных, если не главным, источникам крииса. Дух национального ренессанса-характерная особеность политики большинства ведущих политических партий и движений в Югославии. Многие исследователи приходят к заключению, что в стране происходят процесы, больше напоминающие национально-демократические революции. А это с учетом многонационального состава югославского сообщества обуславливали их особый дранатизм.

Война между сербали и хорватами задает много загадок. И тем не менее ее можно свести к сравнительно простой формуле:здесь с запозданием по меньшей мере в одно столетие утверждается национальная идея. Тут мы имеем дело с глубинным и достаточно протяженным во времни историческим процессом складывания и самоутверждения наций. И, так показывает исторический опыт, этот процесс неотделим от стремления нации в конечном счете к созданию собственной государственности. Самоутвердение автономий, их конфликты с республиками, обретающими самостоятельность, -это сегодня главная причина межнациональных противостояний и конфликтов в Югославии. С большей или меньшей уверенностью можно утверждать:обретение независимости всеми югославскими республиками неизбежно. Не ясно иное:как решить вопрос о "спорных территориях"?