Динамика гражданской самоидентификации населения России
Считают (считали) себя (в %)* | 1993 | 1997 |
Гражданином России | 45,6 | 58.2 |
Гражданином СССР | 12,7 | 12,4 |
Гражданином мира | 8,8 | 5,1 |
Сами не поймут, кем себя считать | 32,9 | 24,3 |
Всего | 100 | 100 |
* См.: НГ – Сценарии. 1997. № 6. С. 1
Из приведенных данных видно, что за четыре года – с 1993 по 1997 г. – количество людей, осознающих себя гражданами России, увеличилось на 12,6% и составило в 1997 г. 58.2% – здесь устойчивая тенденция роста; количество людей, продолжающих считать себя гражданами СССР, сократилось незначительно и составило в 1997 г. 12,4%; сократилось количество тех, кто считает себя гражданином мира – 5,1% в 1997 г.; а также тех, кто не разобрался, кем себя считать – с 32,9% в 1993 г. до 24,3% в 1997 г. Однако тот факт, что последняя категория граждан составляет почти четверть опрошенных не прибавляет крепости государству и обществу.
Национальная идея и национальная идеология. У каждого народа, во всяком случае более или менее развитого, есть своя национальная идея. И хотя сам термин “национальная идея” связывают с именами немецких философов И. Гердера и Г. Гегеля, сам феномен такой идеи, формулирующий основной смысл существования и предназначения народа, известен с древности. У римлян, например, она была выработана в ходе сложного процесса становления державного Рима. Поэт Вергилий выразил ее так: “Пусть другие делают мягким металл и живым мрамор, и дышащими под их творческим резцом возникают статуи: они делают это лучше тебя, о римлянин! [c.399] Ты же одно памятуй: править державно народами, щадить покорных и низлагать надменных”4.
У американского народа национальной идеей до недавнего времени была идея “американской исключительности”. Теперь, после развала СССР и резкого ослабления России, такой идеей стала идея сохранения США как единственной сверхдержавы мира, мирового лидерства США.
Национальной идеей “испанизма” считается отождествление единства испанской нации с ее конфессиональной (католической) общностью. Католическая религия объявляется сущностью “испанской души”.
Есть и “русская идея” – интегративная и по-разному понимаемая в прошлом и настоящем концепция, в основе которой лежит представление о России как о цивилизационном евразийском сообществе, с присущими ей самобытностью, духовностью, державностью и др.
“Национальные идеи” могут быть общими сразу для нескольких народов или наций. В прошлом такой идеей была идея “всеславянской федерации”, которую активно пропагандировал М.А. Бакунин, В настоящем такой идеей может считаться “арабская идея”.
Правильно понятая и формируемая национальная идея обладает огромной политической силой, благодаря которой гражданское общество становится вровень с государством, обретая права на суверенитет и власть. В развитом виде национальная идея предстает как национальная идеология, т.е. система определенных идей, связанных между собой. Национальная идеология – это совокупность социальных, политических, экономических, философских, религиозных, нравственных, эстетических и других взглядов людей, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития нации. Она отражает процесс исторического развития нации, ее представления о ценностях своего общества, а также ее отношение к другим нациям и другим ценностям. От национальной идеологии следует отличать националистическую идеологию.
Националистическая идеология возникает там и постольку, где и поскольку все национальное возводится в абсолют, объявляется самым лучшим, когда нация заботится об удовлетворении только своих интересов, попирая при этом интересы других, когда она начинает относиться к другим нациям с пренебрежением и враждебностью.
Многие считают национализм самой могущественной идеологией в мире, которая подчеркивает важность нации в объяснении исторического развития и современной политики. С их точки зрения, именно “национальный характер” является отличительным признаком людей. [c.400] Национализм есть прежде всего политический принцип, согласно которому политическое целое и национальное целое должны находиться в гармонии.
Можно согласиться с тем, что в рамках одного отдельно взятого национализма политическое целое и национальное целое могут находиться в гармонии. Но любой национализм существует не отдельно от другого национализма, т.е. национализма другого народа. И этот другой, как собственно и первый, определяется интересами только своей нации в ущерб интересам других наций, не считается с такими ценностями, как уважение к международному праву, избежание кровопролития. Один из лидеров ирландских националистов Ч. Стюарт Парнелл в речи, произнесенной более ста лет тому назад, сказал то, чем руководствуются и современные националисты: “Никто не имеет права устанавливать границы развития нации; никто не имеет права сказать своей стране: ты зашла слишком далеко, остановись!”5.
§ 2. Национальное самоопределение. Формы и пределы
Вопрос о праве народов и наций на самоопределение является одним из основных принципов международного права. Он закреплен в Уставе ООН и многих других международно-правовых документах. При этом формы самоопределения могут быть различными. Так, в Декларации ООН о принципах международного права 1970 г. говорится: “Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение”6. К этому следует добавить, что предоставление народу широкой национально-государственной и культурной автономии в рамках многонационального государства является еще одной формой его самоопределения, формой, которой сейчас должно быть отдано предпочтение перед самой радикальной формой, предусматривающей отделение и образование независимого государства. [c.401]
Представим себе на минуту, что все народы-этносы реализуют свое неотъемлемое право на самоопределение в самой радикальной форме – вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Это означало бы, что вместо двухсот государств мы имели бы три тысячи, а то и все десять тысяч государств! (Может быть, даже больше, ибо уже не только народы-этносы, но и некоторые территории-области начинают претендовать на выход из своего государства и образование самостоятельного государства. Так поступают сейчас итальянские сепаратисты, ставящие цель на территории северной наиболее развитой части Италии образовать самостоятельное государство под названием “Падания”.) Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать, что это не только взорвало бы всю сложившуюся систему международных отношений, но и вызвало бы войну всех против всех. Каждое маленькое, но амбициозное, гордое своей независимостью государство стало бы считать квадратные метры не только своей территории, но и территории своих ближайших соседей, полагая, что его обделили, что часть территории соседа когда-то, согласно преданиям, принадлежала ему.
Есть еще один важный аргумент, объективно направленный против самой радикальной формы самоопределения народов. Это другой основной принцип международного права – принцип территориальной целостности государства, нерушимости его границ. Он тоже закреплен в Уставе ООН и ряде общепризнанных международно-правовых документах. Назовем прежде всего Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., согласно которому государства-участники приняли на себя обязательство “уважать территориальную целостность” друг друга. Однако нельзя не отметить, что в формулировках Заключительного акта эти принципы совмещены так, как если бы в случае их реализации в рамках многонационального государства не возникало никаких противоречий. В этом документе сказано: “Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государства”7.
Развитие мировых политический реалий в конце XX в. показывает, что среди всех форм национального самоопределения народов самой популярной формой является та, которая означает создание независимого государства. Как-то странно читать в учебнике международного права, изданном в 1995 г., что “после развала колониальных империй вопрос о самоопределении наций в смысле образования самостоятельных национальных государств в основном решен”8. [c.402] Словно бы авторы забыли, что после развала колониальных империй произошел распад таких многонациональных государств, как СССР и Югославия. Распалось даже такое двунациональное государство, как Чехословакия. На огромном постсоветском пространстве кипят не просто страсти, а нередко возникают серьезные вооруженные конфликты на почве столкновения двух принципов – права народов на самоопределение “вплоть до...” и принципа территориальной целостности государства. Примеров более чем достаточно: Грузия и Абхазия, Азербайджан и Армения по поводу Нагорного Карабаха, Молдова и Приднестровская Молдавская Республика и др.
В многонациональной России вопрос о самоопределении наций в смысле образования новых самостоятельных национальных государств приобрел остроту в связи с Чечней. Окончательное решение этой проблемы состоится после завершения пятилетнего “переходного периода”.
“Не будет предела дроблению?..” В нашей научно-учебной литературе до настоящего времени преобладает понимание права народов на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, как безусловного права каждого народа – права не только морального, но и политико-юридического; народа не только большого, проживающего на большой территории, но и малочисленного, имеющего небольшую территорию. Так, в “Этнологическом словаре” говорится: “Стремление к национальной свободе, независимости, созданию самостоятельного государства составляет важнейший принцип национального самоопределения”. И еще: “Обладание народом права на самоопределение не зависит ни от каких характеристик самого субъекта этого права: ступени и степени развития, численности или размера занимаемой территории и т.п.”9.