В прошлом геополитические конфликты возникали вокруг физического и военно-политического раздела и передела мира, отдельных его регионов и, соответственно, принимали форму вооруженной, военно-политической или идеологической с военными приготовлениями конфронтации. В настоящее время, когда основная схватка за сферы влияния, достигающая размаха борьбы за передел мира, ведется в информационно-психологической сфере особыми, латентными методами и средствами, в понятие мощи (силы) геополитического субъекта, кроме его информационных ресурсов, обладания информационным оружием и практическим опытом его применения, входит потенциал отражения информационно-психологической агрессии, включающий в себя психическое здоровье общества и факторы, связывающие информационное общество в единое социально-культурное целое – национальное самосознание, национальную идеологию и четкую, последовательную и эффективную информационную политику.
7. Информационно-психологическое воздействие как средство обеспечения геополитического баланса. Информационное противоборство, реализуемое в форме информационно-психологических операций, – основное средство обеспечения геополитического баланса в современном многополярном мире, вступившем на стадию построения информационного общества. Решение практических задач геополитической конкурентной борьбы с использованием средств и методов информационного противоборства позволяет, в частности, даже слабым государствам и коалициям давать асимметричный ответ на вызов конкурирующих геополитических субъектов.
8. Информационная экспансия. Традиционно под экспансией в геополитике понимались, прежде всего, территориальные приобретения и установление военно-политических сфер влияния, а также деятельность в данном направлении (политика экспансии). Сегодня экспансия – это непрерывный полилинейный процесс, нацеленный на множество объектов и потому порождающий целый комплекс разноплановых конфликтов. Так называемая “мирная” экспансия осуществляется многими государствами и их группировками в отношении друг друга одновременно, поэтому можно говорить об их “взаимопроникновении” или, иными словами, образовании комплекса взаимозависимостей и противоречий (например, обеспечение информационного превосходства). Внутрикоалиционная экспансия периодически сопровождается “добровольными” взаимными уступками сторон, хотя общий их баланс, конечно, благоприятствует сильнейшей из них.
Экспансия геополитического субъекта в информационно-психологическом пространстве выражается в достижении информационного доминирования средствами информационно-психологической войны (дешевыми, универсальными, конспиративными, доступными и обладающими высокой оперативностью и эффективностью применения), которые, несмотря на свою явно агрессивную природу, еще не относятся современным информационным обществом к разряду вооруженной агрессии, т.е. их использование в качестве инструмента внешней политики не приводит к возникновению прямой военной конфронтации с государствами, ставшими жертвами такой агрессии, и, в целом, мирные отношения с ними сохраняются, несмотря на значительный ущерб, сравнимый с ущербом от ведения боевых действий на территории этих государств. В силу этих явных преимуществ информационно-психологической агрессии перед агрессией военной, экономической и политической в информационном обществе операции информационно-психологического воздействия являются основной формой экспансии, используемой политическим руководством государства для распространения своего влияния на другие субъекты геополитической конкуренции, в целях защиты национальных интересов и обеспечения государственной безопасности.
9. Неоколониализм информационного общества. Важной чертой информационно-психологической экспансии субъектов геополитической конкуренции является так называемый “информационный (информационно-психологический) неоколониализм”, разделяющий все страны и регионы мира на субъекты, доминирующие в информационно-психологическом пространстве и являющиеся источниками экспансии, и на субъекты, не обладающие необходимыми информационными ресурсами, технологиями и развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой и являющиеся поэтому информационно зависимыми от субъектов-доминантов.
В соответствии с энергетическим принципом развития цивилизации, преимущества имеет система, которая структурно организована так, что извлекает для использования из внешней среды большее количество энергии из разнообразных источников. Информация (знания) создается на основе затрат ряда энергетических ресурсов (природных, человеческих, технических). Очевидно, что получение доступа к этой информации (знаниям) несоизмеримо по энергетическим затратам с процессом их создания. Высвободившиеся собственные ресурсы направляются на создание технологического и экономического отрыва от конкурентов. Те страны, которые создали механизмы получения необходимых знаний (информации) извне, смогли фактически превратить информационных доноров в неоколониальные образования ИО. Примером может служить политика США, которая, используя такие глобальные информационные системы, как Internet, получает доступ к интеллектуальным продуктам всего мирового сообщества. Исходя из этого, можно утверждать, что в условиях информационного общества возможности по привлечению, трансформации и использованию сторонней энергии через информационную сферу становятся важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность и независимость национальных экономик.
Современное информационное общество устанавливает новые геополитические приоритеты, определяющие направления деятельности государственных структур власти в информационном (информационно-психологическом) пространстве.[8]
1. Освоение нового геополитического пространства:
· создание национальной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность субъекта геополитических отношений в новом пространстве;
· формирование национального сегмента в новом геополитическом пространстве;
· установление контроля и освоение стратегически значимых ресурсов;
· расширение влияния в новом геополитическом пространстве – информационное доминирование и информационная (информационно-психологическая) экспансия.
2. Защита национальных интересов в новом геополитическом пространстве:
· создание системы обеспечения безопасности национального сегмента информационного пространства, включающей в себя, в том числе, государственную систему противодействия акциям и операциям информационно-психологической войны;
· формирование системы сил и средств ведения информационного противоборства;
· приобретение геополитических союзников в информационно-психологическом пространстве.
3. Интеграция контролируемого данным субъектом геополитических отношений сегмента его информационного пространства в совокупное геополитического пространство этого субъекта:
· установление связей, обеспечивающих эффективное взаимодействие социальных систем и обмен ресурсами, распределенными в различных компонентах совокупного геополитического пространства, через информационное пространство;
· перенос части деятельности и процессов из различных компонентов совокупного геополитического пространства в информационное пространство;
· усиление потенциала и возможностей геополитической конкуренции в отдельных компонентах совокупного геополитического пространства за счет использования потенциала (ресурсов и возможностей) национального сегмента информационного пространства;
· усиление потенциала и возможностей геополитической конкуренции в информационном пространстве за счет использования потенциала (ресурсов и возможностей) отдельных компонентов совокупного геополитического пространства.
4. Поддержание общего геополитического баланса с учетом нового пространства геополитических отношений:
· инициализация выработки международно-признанных правил и норм деятельности субъектов геополитических отношений в информационном пространстве;
· участие в создании международных систем обеспечения безопасности в информационном пространстве;
· использование потенциала и возможностей осуществления скрытого информационного (информационно-психологического) воздействия на субъектов геополитических отношений, чья деятельность угрожает сохранению геополитического баланса.
Россия, как геополитический субъект является основой Евразии и совпадает с геополитическим понятием "Центральной Земли" континента.
Являясь "Географической Осью Истории", Россия географически, ландшафтно, лингвистически, климатически, культурно и религиозно – диалектически объединяет евразийский Запад и евразийский Восток.
Россия является основным носителем континентальной идеи и тем самым основной альтернативой атлантизму.
В настоящий момент, при активном развитии военных, стратегических и экономических технологий, для России никакого иного, кроме как континентального суверенитета не может быть.
В системе геополитических интересов России выделяются три уровня – глобальный, региональный и субрегиональный.
На глобальном уровне геополитические интересы России состоят: в утверждении континентализма, как системы мирового устройства, с формированием многополюсного мира; активном и полноправном участии России в создании такого мирового порядка; занятии Россией места в новом мироустройстве соответствующего ее геополитической роли, а также исторической, политической, экономической и интеллектуальной значимости, военно-политическим и внешнеэкономическим возможностям и потребностям, причем не только современным, но и потенциальным.