Конфликты могут проявляться в самых разнообразных формах. Это революции, военные действия, террористические акты, пропагандистские кампании, непосредственно направленные протий политических соперников, парламентские дискуссии, сопровождающиеся нападками сторон, политические забастовки, внутрипартийные конфликты и т.п.
С разнообразием форм проявления связана типология конфликтов. Она делит конфликты по различным основаниям: числу участников, степени остроты, широте конфликтного взаимодействия, скорости протекания, объектам, целям и т.д.
В зависимости от областей проявления конфликты делятся на внутренние и внешние. Внутренние конфликты характеризуют отношения внутри политического или социального объединения, внешние — между различными объединениями или людьми.
По масштабам, сферам проявления различают глобальные, охватывающие весь мир или большинство стран; региональные; международные; внутригосударственные. С точки зрения возможности примирения сторон выделяют конфликты антагонистические — разрешение конфликта невозможно без устранения одного из его участников, и неантагонистические, допускающие примирение сторон. В зависимости от количества и уровня участников конфликты делятся на[3]:
внутриличностные - индивидуальные конфликты, характеризующиеся столкновением несовместимых и примерно равных по силе потребностей, интересов и мотивов, а также выполняемых человеком ролей, например, у женщины-парламентария конфликт между ролями заботливой жены и матери, с одной стороны, и эффективного политического деятеля — с другой;
- межличностные - конфликты между отдельными людьми;
- конфликты между личностью и группой;
- межгрупповые - конфликты, сторонами которых являются группы различных уровней: государства, нации, классы, профессиональные группы и т.д. Этот тип конфликтов занимает центральное место в политике.
По ранговым различиям конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками, например между двумя субъектами федерации или парламентариями; между нижестоящими и вышестоящими субъектами, например, конфликт между федеральными и местными властями.
В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, и многофакторные конфликты, а также конфликты кумулятивные когда несколько причин накладываются друг на друга, что приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.
С точки зрения нормативной регуляции конфликты делятся на институциализированные, осуществляющиеся в рамках закона и принятых процедур, и неинституциализировапные, протекающие вне установленных правил.
По сферам проявления различают канализируемые конфликты, предполагающие ограниченность сферы соперничества и активности участников, к эскалирующие конфликты; характеризующиеся, неограниченным и расширяющимся спектром конфликтного взаимодействия. Последняя разновидность конфликтов плохо поддается урегулированию и влечет за собой наиболее разрушительные последствия.
По временным параметрам конфликты делятся на единичные, периодические и частые, а также на скоротечные и длительные, затяжные. В зависимости от форм проявления различают открытые, с явно выраженными агрессивными действиями, и скрытые, характеризующиеся отсутствием такого рода действий и косвенным, закамуфлированным противоборством. Существуют и другие классификации конфликтов. Учет специфики конфликта, а также его причин и возможных последствий — необходимый компонент культуры обращения с конфликтами, позволяющей использовать его с минимальными издержками для участвующих сторон.
3. Общее и особенное в технологиях урегулирования политических конфликтов
Умелое обращение с конфликтами — важнейшее условие минимизации их негативных последствий и достижения целей их участников. Обращение с конфликтами — это позиция их участников по отношению к конфликтам и соответствующее ей поведение. Обращение с конфликтами включает как деятельность по предотвращению конфликтов, так и, в случае если они возникли управление ими. Сам термин «управление конфликтом» используется в современной литературе далеко не однозначно. Одни авторы трактуют его как «деятельность, направленную на примирение противоборствующих интересов и выработку общего согласованного решения»[4], другие же включают в это понятие по существу всякую «деятельность, направленную на достижение целей, состоящих в поддержке, окончании конфликта или любом другом воздействии на его ход»[5].
Последняя трактовка управления конфликтом представляется предпочтительней, поскольку она не ограничивает управление конфликтом миротворческими усилиями и позволяет охватить весь комплекс мер, воздействующих на конфликт. Управление конфликтом — это контроль над его процессами формами протекания с целью минимизации его издержек и максимизации позитивных результатов. Оно может осуществляться как участниками конфликта, так и внешними силами: миротворцами, разжигателями или арбитрами.
Управление конфликтом обычно направлено на его разрешение или урегулирование. Разрешение конфликта предполагает устранение источника конфликта, его урегулирование означает прекращение конфликтных действий и враждебности, понижение значимости источника конфликта» Обычно оно достигается с помощью переговоров, компромиссов и убеждения.
Регулирование предполагает направленные воздействия на предотвращение развития конфликтной ситуации или на минимизацию негативных последствий политического конфликта. В регулировании конфликта участвуют как сами конфликтующие стороны, стремящиеся найти выход из создавшейся ситуации, так и посредники, так называемая третья сторона, непосредственно не вовлеченная в конфликт. Принято выделять два основных вида регулирования конфликтов: а) предупреждение конфликта; б) собственно регулирование или управление конфликтом. Рассмотрим особенности каждого из этих видов.
Предупреждение конфликтапредполагает принятие мер, исключающих появление конфликтных взаимодействий. Мы говорили выше, что основания для конфликтных взаимодействий возникают на этапе «блокада», когда обе стороны начинают упорствовать в своих притязаниях и отказываются идти на уступки. Поэтому данная форма регулирования конфликта применима только к этапам выдвижения притязаний и взаимодействия по поводу выяснения позиций друг друга. Смысл действий по предупреждению конфликта должен заключаться в том, чтобы направить развитие событий в русло конкурентного взаимодействия, удовлетворения или отказа от притязаний, частичного или полного.
В самом общем виде действия по предупреждению конфликта можно представить в следующих основных вариантах[6]:
а) стороны вступают в переговоры, пытаются понять взаимные претензии, найти компромиссные решения в рамках существующего законодательства или договариваются о новых правилах. Чтобы события начали развиваться по этому сценарию, необходимо признание каждой из сторон опасности развития конфликтной ситуации. Итогом таких переговоров должен стать перевод событий в русло конкурентного взаимодействия;
б) одной из сторон удается рассеять противоположную сторону, не прибегая к насилию, что приводит к дисперсии конфликтной ситуации. Это достигается путем переключения внимания участника потенциального политического конфликта на другие проблемы. Например, шахтеров, готовящихся к политической стачке, убеждают в том, что виновник их проблем не правительство, а руководство шахты, в результате чего в рядах потенциального участника конфликта происходит дезорганизация, внимание переключается на внутренние проблемы;
в) возможно использование комбинированных методов, когда одновременно стороны вступают в переговорный процесс, а параллельно идет работа по рассеиванию противника. В любом случае суть деятельности по предупреждению конфликта заключается в недопущении противостояния, перехода сторон к ненормативным действиям, к обострению напряженности.
Собственно регулирование конфликтапредставляет собой комплекс мер, предпринимаемых уже в условиях явно выраженного противостояния сторон и направленных на снижение враждебности, на поиск совместного решения проблемы. В регулировании конфликта можно выделить следующее: а) регулирование, осуществляемое в ситуации, когда развитие событий свидетельствует, что участники конфликта готовы или уже предпринимают агрессивные действия в отношении друг друга, но характер этих действий еще не вылился в насильственные акты, в вооруженное противостояние; б) регулирование вооруженного конфликта.
Каждый из этих видов регулирования конфликта имеет свои особенности, главной из которых является то, что развести стороны, уже втянутые в силовое противостояние, значительно труднее, но в любом случае центральным звеном регулирования конфликта является переговорный процесс.
Однако в отличие от переговоров, ведущихся на предварительной стадии развития конфликта, переговоры на стадии активных конфликтных действий проходят всегда достаточно трудно, меняется сама атмосфера встреч. Здесь друг другу противостоят уже выкристаллизовавшиеся противоборствующие стороны, настроившие в свою пользу определенные социальные слои и группы, и которые неизбежно будут ориентироваться на ожидания этих групп, поэтому характер их требований будет более радикальный.
Урегулирование уже начавшегося конфликта только путем переговоров все-таки представляется возможным, если агрессивные действия не вылились в откровенные вооруженные столкновения. В противном случае процедуры его регулирования становятся более сложными. Стороны, втянутые в вооруженное противостояние, в меньшей степени склонны идти на компромиссы, и даже факт переговоров нередко рассматривается ими как уступка противнику. Поэтому в качестве предварительного условия в процессе урегулирования такого конфликта рассматривается необходимость достижения перемирия, в ходе которого стороны как бы получают возможность более рационально оценить ситуацию, взвесить цену своих притязаний. Перемирие в вооруженных конфликтах обычно бывает чрезвычайно хрупким, так как любое действие может быть воспринято противоположной стороной как нарушение перемирия, как угроза, и может вызвать новый виток кровопролития.