Первоначально значительная часть населения даже приветствовала введение закята, так как предполагала, что он заменит все другие налоги, включая подоходный. Когда же было разъяснено, что все прежние налоги сохранятся, среди части общества, которая должна платить налог, возникло недовольство. Введение исламского налога приведет к росту налогообложения по крайней мере еще на 30%. Согласно официальным данным, подоходный налог платят примерно 300 тыс. человек, закят же будут платить 20-26 млн., или почти 30% населения страны. Примерно такое же количество людей будет его получать. В результате по планам правительства значительно увеличатся ассигнования на социальные нужды, которые превысят 14% всего текущего бюджета. Такая сумма на них никогда еще не ассигновалась правительством страны.
Если косвенные налоги, лежащие тяжким бременем на плечах трудящихся, ежегодно растут (с 1973-74 г. в среднем на 18,3% в год) и дают 85% всех поступлений в казну, то прямые составляют всего 15% этих поступлений, что в 4-5 раз ниже, чем в других капиталистических странах. Введение закята, который является прямым налогом, должно, по расчетам правящих кругов страны, способствовать упорядочению системы прямого налогообложения и явиться важным рычагом мобилизации денежных накоплений лиц-плательщиков закята.
Вместе с тем в пакистанской печати публиковались материалы, в которых указывалось, что система сбора закята несет в себе элементы социальной несправедливости. Наиболее выгодна она для богатых, поскольку освобождает их от уплаты налога на богатство и сокращает подоходный налог. Лица, которые платят подоходный налог, т. е. имеющие доходы свыше 12 тыс. рупий, получают скидку при его уплате; в то же время каждый, кто имеет доход 1 тыс. рупий, обязан уплатить 2,5% в качестве религиозного налога. По Корану закят платят только мусульмане, причем несовершеннолетние и душевнобольные люди освобождаются от его уплаты. Закят платят только свободные лица, владеющие собственностью, превышающей нисаб. Должники освобождаются от уплаты, пока не ликвидируют долги. Налогом облагается богатство, добытое только законным путем. Лица, принявшие ислам, не платят закят за те годы, когда они были немусульманами.
Принятый закон освобождает от обложения закятом и многие виды имущества, такие, как жилые постройки, одежда, домашняя утварь, скот, используемый только как транспортное средство, личное оружие, незолотые и несеребряные украшения и монеты, книги, орудия и машины, используемые в производительных целях, сельскохозяйственные животные и техника, жемчуг, бриллианты и другие драгоценные камни, мебель и т. д.
Занятом не облагаются заводы и оборудование, строения, занятые владельцем или сданные в аренду, а также собственность, которая вряд ли возвратится к своему бывшему владельцу (украденная, уничтоженная, национализированная, не востребованная должником).
Из приведенного перечня видно, что значительная часть и движимого и недвижимого имущества освобождается от обложения налогом. И, тем не менее, под обложение закятом попадают наиболее важные для мусульман виды собственности - золото, серебро, скот, находящийся на пастбищном содержании, собственность, участвующая в торговле, сельхозпродукция, но главное, против чего выступает имущая часть населения,- банковские депозиты, счета, ценные бумаги, акции, продукция горнодобывающей промышленности.
Согласно Корану, все имущество мусульманина делится на две части: подлежащее принудительному и подлежащее добровольному обложению налогом. Государство не должно вмешиваться в сбор той части закята, которая является добровольной.
На основании этих требований закон о закяте и ушре также делит все имущество плательщиков в Пакистане на две категории: имущество, подлежащее принудительному обложению (амвал-е-Захира) и имущество, подлежащее обложению добровольному (амвал-е-Батниа), определяемому на основании оценки владельца.
Несомненно, что взятие государством функций по сбору принудительной части закята должно способствовать мобилизации финансовых ресурсов, осевших у помещиков и буржуазии, что крайне необходимо и выгодно в условиях экономических трудностей, испытываемых страной. В то же время предоставленная населению возможность платить закят с акций торговых и промышленных "предприятий и небанковских ссуд на основании самооценки открывает пути для утаивания, сокрытия значительных денежных средств.
После введения закона о закяте и ушре де-юре генерал Зия-уль-Хак неоднократно напоминал населению о скором начале взимания налога. Пакистанская печать отмечала, что боязнь публичных выступлений, нежелание портить отношения с шиитами (которые составляют около 20% всего населения и влиятельны в деловом мире), а также организованная подготовка к сбору налога и другие трудности (о них будет сказано ниже) могут отсрочить исполнение этого закона. Однако внутренняя обстановка в стране и желание еще теснее сблизиться с мусульманскими странами-донорами на основе реакционной антиафганской политики и проведении исламизации побудили генерала Зия-уль-Хака ускорить фактическое введение закона о закяте и ушре.
Текст закона о закяте и ушре от 21 июня 1980 г., состоящий из 6 глав, начинается преамбулой, в которой разъясняется, почему вводятся эти исламские принципы. В ней говорится, что Пакистан, будучи мусульманским государством, должен следовать исламским догматам; кроме того, конституция Исламской Республики Пакистан предполагает, что мусульмане Пакистана будут следовать образу жизни, предписанному исламом; и, наконец, закят и ушр являются основными столпами ислама, а, цель сбора закята и ушра состоит в перераспределении средств в пользу нуждающихся, бедных и т. д.[19]
Первые главы закона трактуют 32 различных термина, такие, как «генеральный администратор», «правительственные бумаги», «агентство по сбору» и т. д. Специальные главы посвящены созданию фонда закята, организации и управлению сбором налога, а также его распределению.
25 июня 1979 г., в проекте закона, предполагалось, что главным органом по сбору закята явится центральный совет из 16 членов, включая председателя, который состоял или состоит членом Верховного суда Пакистана. За ним следуют провинциальные советы из 10 членов, включая председателя, также члена провинциального верховного суда. На нижних ступенях - в каждом районе и техсиле - должны быть созданы советы по 7 человек, а в каждой деревне или нескольких деревнях, где численность населения составляет не менее 5 тыс. человек,- также совет из 7 человек.
Состав комитета по закяту и ушру довольно пестр: в него включаются представители как административных, в том числе налоговых, органов, так и духовенства, специалисты по мусульманскому праву и т. д., причем все они считаются государственными чиновниками.
Предоставление комитетам права по взиманию и распределению налогов и передача части средств на оплату услуг сборщиков превращают их в дополнительную часть госаппарата, что ведет к дальнейшему разбуханию расходов на его содержание. Создав внешне несложную систему сбора налогов, на практике правительство столкнулось с рядом трудностей, на которых следует остановиться особо.
Реализация "сбора налогов предполагает создание 32 тыс. местных комитетов закята и ушра. Практический сбор должны осуществлять 225 тыс. человек, причем это должны быть «богобоязненные, набожные и патриотически настроенные люди, которые будут отдавать свое время и энергию на развитие системы закят». Они к тому же должны работать за небольшую плату, ибо шариат разрешает расходовать не более половины собранных в счет закята средств на оплату услуг сборщиков.
Причем сюда же включается зарплата крупных чиновников центрального и провинциальных комитетов закята и т. д., уже высокооплачиваемых. Общее количество людей, связанных с системой закята, превысит 250 тыс. человек, и оплачивать деятельность этой «армии» довольно накладно. Были мнения, что
услуги сборщиков будут стоить больше половины фонда закята, что противоречит шариату. Наем людей, их обучение и т. д. оказались делом сложным и требующим «такого пуританства, которое распространено скорее среди бедняков, чем среди богатых, которые обычно собирают и распределяют закят».
Практическое осуществление закона затруднялось еще и тем, что, как ни парадоксально, в стране, которая долгое время претендовала на лидерство в мусульманском мире и считалась примером для подражания в следовании духу и букве ислама, оказалась острая нехватка ученых богословов, которые могли бы правильно трактовать исламские догмы. Играя на национальных чувствах пакистанцев - богословов, теологов и ученых, которые получили образование на Западе и проживают там, пакистанские власти просили их вернуться на родину и принять активное участие в проведении исламизации пакистанского общества. Чтобы привлечь их в Пакистан, им была обещана оплата труда по высшей категории. Власти разработали также схему 60-дневного пребывания специалистов по исламу в стране с обеспечением «высокой компенсации потерь в связи с нахождением в Пакистане».
Составители закона несколько изменили те 8 направлений, по которым распределяется закят, ибо некоторые из них либо совсем потеряли свое значение, либо их роль трансформировалась. Так, часть средств предназначалась первоначально на освобождение рабов. Этот вид благотворительной помощи исчез.
Совсем иное значение приобрело выделение средств на оплату сборщиков закята. В прежние времена сборщиками были неимущие мусульмане, которые недавно приняли ислам и в результате потеряли свое личное имущество и средства к существованию. Им давалась возможность заниматься сбором закята и получать за это оплату.