За свою глубокую и разнообразную ученость он вполне справедливо заслужил почетнейшие звания, и недаром еще при жизни одни именовали Данте поэтом, другие - философом, третьи - теологом.
1.3 Беатриче и Джемма
Большую роль в жизни Данте сыграла его юношеская любовь к Беатриче Портинари (в замужестве деи Барде). Это неразделенное чувство, прошедшее через всю жизнь Данте, очень сильно повлияло на молодого человека и, в частности способствовала его становлению как поэта. Впервые он увидел её на празднике девочкой одних с ним лет; это его первое автобиографическое воспоминание. Он и прежде ее видал, но впечатление именно от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 г.) он увидел ее снова уже замужней женщиной и на этот раз увлекся ею. Она становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в ее образе, когда Беатриче уже умерла (1290), а сам он вступил в один из тех деловых браков, по политическому расчету, какие в то время были в ходу. Спустя три года после ее смерти, Данте собрал стихотворения написанные им в 1823-1293 годах и наиболее связанные с Беатриче, снабдив их комментариями. Так появилась его книга «Новая жизнь».
Семья Данте держала сторону флорентийской партии Черки, враждовавшей с партией Донати; Данте женился (до 1298 г.) на Джемме Донати. Когда Данте был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с его детьми, храня остатки отцовского достояния; она - тип честных жен, сидящих у колыбели. Данте слагал тогда свои песни в прославление Беатриче, свою «Божественную комедию», и в ней Джемма не упомянута ни словом. В последние годы он жил в Равенне; вокруг него собрались сыновья, Якопо и Пьетро, поэты и будущие его комментаторы, и дочь Беатриче; Джемма была еще жива, но вдали от семьи. Бокаччо обобщил все это: будто Данте женился по принуждению и уговорам и в долгие годы изгнания ни разу не подумал вызвать к себе жену.1
Беатриче определила тон его чувства, опыт изгнания - его общественные и политические взгляды, их архаизм.
1.4 Общественно-политическая деятельность Данте
Первое актовое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1296 и 1297 годам. По политическим убеждениям Данте был сторонником Белых гвельфов, в частности по причине того, что к партии принадлежала его семья (более подробно проблема борьбы гвельфов и гибеллинов будет рассмотрена в следующей главе). Его общественно-политическая деятельность началась очень рано. Едва достигнув совершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийской коммуны. В 90-х годах Данте заседает в городских советах и выполняет дипломатические поручения, а в июне 1300 года избирается членом правившей Флоренцией, коллегии шести приоров. Фортуна первоначально была так милостива к нему, что если случалось надобность принять или отправить послов, утвердить или отменить закон, заключить мир или объявить войну, короче говоря решиться на какой-нибудь важный шаг, правители в первую очередь спрашивали мнение Данте. Казалось, Флоренция только ему и верит, только на него и надеется.1
После вооруженного переворота во Флоренции и прихода к власти Черных, в 1302 году Данте был изгнан из родного города.
1.5 Изгнание и смерть
Уже в первые годы изгнания, Данте стал одиноким. Он гибеллин, но личного, идеального пошиба, это должно было отшатнуть его от сверстников.2 Время изгнания было для него временем скитальчества, тревожных надежд и неудачных попыток вернуться на родину. Ему пришлось испытать, как горек чужой хлеб и трудно подниматься по чужим лестницам.3 Уже в ту пору он был лирическим поэтом среди поэтов «нового стиля». Изгнание настроило его серьезнее, поставило перед ним новые задачи, воспитало, за вопросами партии и самолюбия, идею культурной родины, Италии. Он продолжает работать над собой, писать с перебоями и остановками, понятными в условиях скитальческого существования. Данте затевает свой «Пир» (Convivio).
Судьба Данте за все это время полна неясностей, он постоянно исчезает с глаз, фактических сведении о нем мало. На первых порах он нашел приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала.. Мы видим его в Болонье, в Луниджьяне и Казентино. В 1308-1309 годах он очутился в Париже. Здесь его застала весть, что император Генрих VII собирается в Италию. Мечты его «Монархии» воскресли в Данте с новой силой, он вернулся в Италию. Есть версия, что Данте было предложено вернуться во Флоренцию, но под условиями унизительными для его достоинства, и будто бы Данте горделиво отказался.1
С 1316-1317 годов он поселился в Равенне. Здесь дописывались песни Рая для божественной комедии, в кругу детей, среди друзей и поклонников2 , которых Бокаччо застал уже стариками и рассказы которых он записал.
Данте скончался 13 сентября 1321 года от малярии и похоронен в Равенне. Великолепный мавзолей, который поэту готовил Гвидо да Полента, не был воздвигнут из-за его смерти. Ныне сохранившаяся гробница относится к более позднему времени, а всем знакомый портрет Данте лишен достоверности.
ГЛАВА 2 Историческая обстановкав ИталииXIII-XIV вв.
XIII-XIV века, в которые жил и творил Данте, были векамиострой политической борьбы. Это было противостояние партий гвельфов и гибеллинов, а позже Белых и Черных гвельфов. Истоки и причины этой борьбы уходят в далекое прошлое Италии. После лангобардского завоевания Италии в VI веке, государство было поделено на независимые области, а часть страны оставалась под властью Византии. Начиная с этих пор, Италия долгое время была раздроблена. Воссоединению ее частей не помогло ни включение ее в империю Карла Великого, ни деятельность правивших в ней впоследствии германских династий: Саксонской, Франконской и Гогенштауфенов. Но на фоне этого, в Италии, начиная с VIII века идет восстановление и активный рост городов. Быстро шел как и подъем старых городов, так и появление новых. Интенсивно развиваются Милан, Болонья, Верона, Рим, Равенна, Павия, Флоренция. «Обилие развитых городов - важный фактор, воздействовавший на политическую судьбу и культурную жизнь Италии в средние века» - пишет Л.М. Брагина. Основной проблемой являлась проблема управления этими городами. Период раннего средневековья заканчивается тем, что города, начали войну с замками, которые находились близ городов и вмешивались в их развитие, и, что особенно важно, с властью епископов. «Решающая власть в городе в IX-X веках принадлежала графу или епископу, получившему графские права и привилегии от короля». Многим городам удалось отстоять свою независимость и стать самостоятельными республиками. Однако в XI-XII произошло столкновение основных сил - империи и папства. Изначально власть папы не была очень сильной, но после разделения Византии и Рима, папа становится весьма значительной фигурой. Это порождает борьбу светской и духовной власти в Европе. Города же являлись важными союзниками, и было очень важно, кого в этой борьбе поддержит тот или иной город. Потому что в городах начал складываться капитал, развивалась торговля, и интересы папы и императора носили и экономический характер. В свою очередь города также не оставались единой силой - в них обострились противоречия между пополанами - торгово-ремесленными слоями и нобилями - городской знатью, один из которых поддерживали императора, а другие папу. В ходе этих противоречий сформировались две партии - гвельфов и гибеллинов и особенно остро эта борьба протекала в торгово-промышленной Флоренции, что было вызвано «успехами ее раннего буржуазного развития».
Существует несколько версий начала борьбы гвельфов и гибеллинов во Флоренции. Одну из них описывает хронист Дино Кампаньи, повествуя о том, как молодой дворянин Буондельмонте деи Буондельмонте, обещавший женится на дочери Одериго Джантруфетти, обручился с дугой - девушкой из семьи Донати. Тогда Уберти и Ламберти, знатные и могущественных родственники Одериго, помогли отомстить за оскорбленную невесту и убили Буондельмонте на его свадьбе, что и положило начало распре.1 Однако эта история лишь пример стандартной междоусобной дворянской борьбы, которая впоследствии была прикрыта политическим лозунгом. В эту борьбу постепенно вовлекались различные социальные слои города, и к XIII веку гвельфская партия, оказывала финансовую поддержку папе, в котором видела человека, способного объединить Италию. А гибеллины, как старые вассалы императора, помогали ему. При этом у двух партий не было чётких разграничений в составе, и переходы из одной в другую не были чем-то необычным.
Борьба Гвельфов и гибеллинов во Флоренции XIII века прошла в несколько этапов. В середине века на престоле находился сильный император Фридрих Гоэнштауфен, которому противостояла не менее могущественная курия папы Иннокентия Третьего. В 1248, благодаря усилиям императора, гибеллины побеждают, и гвельфы уходят в изгнание. Однако через два года, когда умирает Фридрих, они не просто возвращаются, но и проводят реформу primopopolo, которая потеснила дворян в их правах. В 1260 году сын Фридриха Манфред вместе с главою флорентийских гибеллинов Фаринатою дельи Уберти и при поддержке города Сьены разгромил в битве при Монтапетри гвельфов, и те вторично покинули Флоренцию. А в 1266 году состоялась битва при Бенивенто, в которой победили усилившееся гвельфы, а Манфред был убит. При поддержке папской курии и Карла Анжуйского, гибеллины были окончательно выгнаны из Флоренции, их имущество было конфисковано, а замок Уберти был срыт. Однако мира во Флоренции изгнание гибеллинов не означало. Последующие конституционные реформы наметили противостояние двух новых группировок в рамках партии гвельфов. В 1296 году было положено начало разделения ее на Белых и Черных. Глава Белых - семейство Черки - были родом из деревни, они поздно появились в городе и сумели нажить богатства путем ростовщичества. В состав Белых входила городская интеллигенция и богатая буржуазия. Черные были преимущественно старыми дворянами, беднеющим цветом феодальной знати. В их главе стояли Донати. Суть проблемы заключалась в том, что власть находилась в руках верхушки пополанов, дворяне же были отстранены. В их противостояние вмешался папа Бонифаций VIII, категорично настроенный против Белых, одна из причин этого была в том, что он поверил в их связь с гибеллинами. Папа принимал все меры для того, чтобы искоренить Белых: наложил на город интердикт, а в 1301 году послал на Флоренцию войска Карла Валуа, которые довершили разгром Белых. Белые были изгнаны.