Смекни!
smekni.com

Политические взгляды Данте Алигьери (стр. 3 из 4)

ГЛАВА 3 ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ЖИЗНИ ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

3.1 Политические взгляды Данте и их отображение в «Комедии»

Данте Алигьери был гвельфом, и его детство прошло под знаком борьбы гвельфов и гибеллинов. В борьбе Черных и Белых он и сам принимал самое непосредственное участие. Когда наметился раскол в партии гвельфов, Данте понял, что папа уже не может представлять ту силу, которая может объединить страну. Это наглядно продемонстрировал папа Бонифаций, который был занят больше светскими проблемами (в частности своими личными) нежели церковными. Поэтому Данте был близок Белым, которые папу не поддерживали, несмотря на то, что сам был выходцем из дворянской семьи, а жена его носила фамилию Донати. Уже в изгнании Данте вновь пересмотрел свои взгляды. В 1310 году в Италию пришел германский король Генрих VII, в котором Данте видел миротворца и на которого возлагал все свои политические надежды. Однако они остались нереализованными ввиду ранней смерти императора.

Свои политические представления и их эволюцию Данте наглядно продемонстрировал в «Божественной комедии». Хотелось бы заранее отметить тот факт, что о различных политических деятелях упоминается преимущественно в Аде и Чистилище. Вероятно, это обусловлено тем, что, во-первых, ко времени написания Рая поэта заботили больше философские проблемы, нежели проблемы политики, от которой он отошел во второй половине 10-х годов. А во-вторых, это говорит о том, что многим политическим деятелям, которыми интересуется Данте, может просто нет места в Раю.

Данте проходит по загробному миру и встречает сторонников его взглядов и ярых противников - гибеллинов и Черных гвельфов. А так как Данте сам в праве выбирать с кем из умерших ему говорить, больше внимания он указывает своим согражданам - флорентийцам. Например, переплывая с Вергилием через Стигийское болото на лодке Флегия, Данте узнает в грязи Филиппо дельи Адимари, по прозвищу Адженти. Неожиданно злобный выпад поэта обусловлен тем, что он лично ненавидел Ардженти - богатого рыцаря, сторонника Черных:

Плачь, сетуй в топи невылазной,

Проклятый дух, пей вечную волну!1

А далее, в шестом круге Ада - круге еретиков - Данте встречает Фаринату дельи Уберти. И, несмотря на то, что гибеллин Фарината принимал участие в кровавой битве при Монтаперти, его разговор с Данте полон достоинства. Оба соперника внимательно выслушивают друг друга, чувствуется уважение Данте к человеку, который «казалось Ад с презреньем озирал» и, как выясняется из его речи, «когда решали Флоренцию стереть с лица земли» - он не допустил этого.

Но уже с некой неприязнью, автор «Комедии» упоминает имя Фридриха II, который находится также среди еретиков. Между деревьями, в которых мучаются души самоубийц, Данте встречает Пьера делла Виньи, канцлера и фаворита Фридриха, которому тот преданно служил, но был оклеветан и покончил жизнь самоубийством в тюрьме. Душа взывает:

Моих корней клянусь ужасной кровью,

Я жил и умер, свой обет храня,

И господину я служил любовью!2

В восьмом круге автор упоминает про «Федериков плащ», который хоть и был легче адских мантий, но по преданию был казнью для тех, кто смел оскорбить императора.

При этом Данте интересно распорядился семьёй Фридриха. Его сын Манфред, который также воевал против гвельфов, находится в чистилище среди умерших отлученными от церкви. Сам Манфред так объясняет смягчение его участи:

Мои ужасны были прегрешенья;

Но милость божья рада всех обнять,

Кто обратится к ней, ища спасенья.3

А может, причина заключается в снисхождении Данте, который знал о том, что остатки Манфреда после смерти были выкопаны и брошены по приказу папы Климента?

Как Данте и предполагал, он встречает в Аду и Моску деи Ламберти, принимавшего непосредственное участие в убийстве Буондельмонти, которое положило начало распре гвельфов и гибеллинов. Автор помещает его в девятый ров зачинщиков раздора, где тот «увечный безобразно» раскаивается в том, что «он злой посев принес родной земле». Моска жестоко наказан за это и пребывает в одном из самых страшных кругов ада. Слишком велика его вина, по мнению Данте, в столь страшно отразившемся для Флоренции убийстве. Во втором поясе десятого круга Ада, где страдают предатели родины и единомышленников, находятся многие гвельфы и гибеллины. Мы видим примеры именно их судеб, как наиболее важных для Данте, который понимал цену предательства этих людей. Это и Дуэра, который благодаря «французским денежкам» пропустил войско, шедшее на поддержку гвельфов, и Джанни Сольданер, и Тебальделло - предатели гибеллины. Наиболее драматичный эпизод в этом круге связан с Бокка дельи Абати, когда Данте опять дает выход своим чувствам. «Вцепясь ему в затылок волосатый», поэт «не одну повыдрал прядь», зная, что Бокка был не просто предателем, но предателем родной для Данте партии гвельфов . За это Данте обещает ему самую страшную участь:

В мире свой позор

Через меня навеки ты упрочишь.1

В чистилище Данте встречает много душ, среди которых есть гибеллины (Буонконте, Провенцан Сальвани, Гвидо дель Дука). Таким образом, мы видим, что

Данте распределяет различных политических деятелей по загробному миру, руководствуясь не только своими убеждениями, но и принципами нравственности.

2. Политический идеал Данте

Помимо того, что Данте иллюстрирует, как и за какие именно грехи человек, принадлежавший к той или иной политической группировке, наказывается в Аду или возносится в Рай, он пытается устами героев передать свой политический идеал, а также предсказать судьбу своей страны. Основной работой, которая касалась политических воззрений Данте, был трактат «Монархия» (ок.1312-1313 г.), в котором он впервые провозгласил принцип разделения властей на светскую и духовную. Но этой теме много посвящено и в «Божественной комедии». Данте мечтает об империи с Италией во главе и под управлением сильного монарха.1 Флорентиец пришел к этому не сразу. Как известно, вначале Данте был приверженцем папы, но позже, отойдя и от Черных и от Белых гвельфов, возлагал свои надежды на сильного императора, под властью которого объединиться Италия. А лучшим вариантом государственного управления Данте считал императорский Рим. В поэме он неоднократно об этом упоминает. Например, его «великий старец», библейский образ, отождествляющий человечество, «к Риму, как к зерцалу поднял веки». Церковь же, в идеале Данте, возродиться, оставив свои посягательства на мирское правление.

Посмотрим, что об этом пишет Данте в «Комедии», и на что он надеется. Уже начальные страницы «Божественной комедии», когда Данте заблудился «в сумрачном лесу», можно трактовать как поиски политической истины. Этот дикий, дремучий, неприступный лес - есть верная картина не только смущения, в котором находилась душа поэта, но гражданской и политической смуты, царившей в его отечестве.[2] Появляется Вергилий и говорит о том, что для того чтобы найти истину (т.е. взойти на холм), Данте надо последовать за ним в загробный мир. И первым про политическое будущее страны заговаривает сам Вергилий, рассказывая, что победить волчицу (которая преградила путь Данте) сможет только «славный Пес». По мнению критиков, волчица олицетворяла собой не только корыстолюбие, но и мирскую власть римской церкви. Пес- это избавитель, которого ждет Данте.3

Об этом правителе размышляет и сам автор, после встречи с папой Адрианом V:

Будь проклята волчица древних лет...

Идет ли тот, кто эту тварь изгонит?

О том, что он точно придет, говорит Беатриче:

Когда Пятьсот Пятнадцать вестник бога,

Воровку и гиганта истребит...

Гигант и воровка это аллегорические обозначения французского короля и церкви, от которой избавит мир Вождь. Среди первых критиков поэмы бытовало мнение, что цифры пятьсот пятнадцать в их римском варианте (DXV), будучи переставленным давали слово Dux, т.е. вождь. Но кто же он? Критика считает, что ожидания Данте весьма конкретны и речь идет об определенном лице. 1 Но на это счет существуют различные мнения. Возможно за этим образом стоит личность Генриха VII, которого Данте очень любил и даже «оставил» для него место в Раю:

Воссядет дух державного средь вас

Арриго, что Италию спасая,

Придет на помощь в слишком ранний час

Но Арриго, т.е. Генрих VII, умер, не успев реализовать надежд Данте. Также есть мнение, что под великим освободителем подразумевается некто, Угуччионе делла Фиджиола.2 Но большинство склоняется к мысли, что поэт имел ввиду Кане Гранде.

Кан Гранде де Скала (1291-1329) в раннем возрасте получил титул императорского викария в Вероне, был главой гиббелинской лиги в Ломбардии и «одним из наиболее сильных и никогда не изменявших своих убеждении поборником императорской власти в Италии».3 Однако он тоже не достиг никаких конкретных результатов. Данте, который после своего изгнания стал относиться к гибеллинам с большим пониманием, не только верил в Кана Гранде, но даже жил при его дворе и посвятил ему третью часть своей поэмы. За то, что он подразумевал под вождем- освободителем именно его говорят многие факты. Во-первых, имя Кан созвучно итальянскому Cane - собака. Во-вторых, Данте пишет о Ломбардце (т.е. Бартоломео делла Скалла - старшем брате Кана) и его сильном последователе. Вероятно, это и есть сам Кан Гранде.1