Смекни!
smekni.com

Особенности функционирования и развития современных политических партий (стр. 5 из 17)

Слово "партия" латинского происхождения и означает часть более крупной общности. Появление партий, а точнее протопартий, относится к Античному миру, когда в Древней Греции и в Древнем Риме возникают особые группы людей, отражавшие интересы различных социальных слоев. Первые упоминания о политических партиях встречаются умыслителей древнего мира. Так, Аристотель писал о борьбе между тремя партиями (жителей морского побережья, жителей равнины и жителей гор) в Аттике в VI в. до н.э. и о борьбе между партией знати и партией народа в Афинах более позднего периода. В Древнем Риме термином "партия" обозначали и политиков, объединившихся вокруг вождя (так, говорили о партиях Цезаря, Суллы и т.д.), и группу людей, управляющих государством, и сенат, в противоположность пароду. В средние века существовавшие политические группировки чаще всего были временными объединениями, их появление обычно связывалось с обострением классовых или внутриклассовых противоречий.

Прототипы современных политических партий возникли в период ранних буржуазных революций XVII-XVIII вв., когда буржуазия, стоявшая во главе этих революций, создавала свои объединения в качестве инструментов борьбы с феодализмом. Они явились как результат всеобщего избирательного права и развития представительной формы правления. Потребности различных групп граждан в организационном объединении для выражения своих интересов и борьбы за власть и привели к формированию такого политического института как партии. Однако в этот период партии были слабо сплоченными группами единомышленников, различного рода клубами и литературно-политическими объединениями.

В период буржуазных революций партии еще не имели привычных для нас признаков и не проводили самостоятельной политики, а чаще всего подвергались влиянию религиозных, сословных, семейно родовых объединений. Например, в Англии действовала партия пресвитериан, отражавшая интересы умеренной буржуазии и дворянства; партия индепендентов, представлявшая радикальное крыло буржуазии и "обуржуазившегося" дворянства. Во Франции – партия жирондистов, выражающая интересы умеренной торгово-промышленной и земледельческой буржуазии, а также партии якобинцев, объединявшая буржуазных революционных демократов. Но такие организации, которые мы сегодня привыкли называть политическими партиями, возникли в Европе не ранее начала XIX века. В этом смысле они могут рассматриваться как институты, возникшие в сфере европейской культуры и затем распространившиеся в другие регионы мира. Их формирование было связано главным образом с повышением образовательного и культурного уровня населения, образованием новых классов (буржуазии и пролетариата), с завоеванием определенных политических свобод (слова, печати, собраний, союзов и др.), а также с введением в ряде стран всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к политической жизни. Первые из этих партий появились в основном в результате слияния в единые организации местных избирательных комитетов, обеспечивающих поддержку своих кандидатов в депутаты.

Со временем политические партии превратились в организационно упорядоченные институты, ставшие главным орудием различных классов, социальных групп и слоев общества в их борьбе за завоевание и использование в своих интересах политической власти. Этот этап предполагает более четкое формулирование идей и требований, происходит развитие общественно-политической активности [мельник. 219].

На этом этапе число партий, в своей деятельности ориентирующихся на привлечение широких слоев населения на свою сторону, начинает возрастать. Все они были партиями парламентского происхождения. Классическим примером здесь выступают партии Великобритании, или Республиканская и Демократическая партии США.

Несколько позже стали возникать партии, в основу организации которых было положено стремление объединить трудящихся массы для борьбы против своих эксплуататоров, существующих капиталистических порядков и создания нового, свободного от классовых антагонизмов общества. К числу таких партий относятся, в первую очередь, социалистические и социал-демократические партии. Они развивались на основе марксистской идеологии и по своему происхождению были связаны со строго социальной и идеологической ориентированностью.

Наряду с социал-демократическими партиями появляются аграрные партии как реакция против индустриального развития общества, христианские – в борьбе против секуляризации и антирелигиозных выступлений, фашистские – против демократии во всех ее формах и т.д.

Некоторыми специфическими особенностями отличался процесс формирования политических партий в России. Здесь в первую очередь следует назвать сохранение большого веса и влияния сословно-феодальных институтов, господство самодержавия, запоздалое развитие капитализма, отставание процессов становления гражданского общества, парламентаризма и правового государства. В конце XIX – начале XX в. современники отмечали "неутвержденность общественного состава", имея в виду недифференцированность и неопределенность интересов различных групп населения. Такой подход во многом объясним существующей в то время неразвитостью инфраструктуры гражданского общества, что действительно могло способствовать искажению реального представительства общественных интересов партиями в политической сфере.

Тем не менее, в конце XIX – начале XX в. партии стали фактором политической жизни России – особенно сильнейший толчок к формированию и консолидации их дала буржуазная революция 1905 г. Либеральные организации и партии формировались на основе сил, группировавшихся вокруг Вольного экономического общества, Юридического общества при Московском университете, Союзах взаимопомощи русских писателей, комитетов грамотности в Москве, земских организаций и т.д. К концу 1905 г. оформились "Союз 17 октября" (октябристы), Конституционно-демократическая партия (кадеты), Партия мирного обновления, Торгово-промышленная партия, Партия правового порядка. Сразу после манифеста 17 октября 1905 г. большинство из них заняли заметное место на политической арене, что, в частности, проявилось в их активности на первых свободных выборах в первую Государственную думу.

В тот же период на авансцену политической жизни вышла и та партия, которая, совершив в 1917 г. государственный переворот и разогнав в начале 1918 г. Учредительное собрание, смогла стать во главе всех остальных партий и организаций нарождавшегося парламентаризма. Речь, разумеется, идет о Российской социал-демократической рабочей партии.

Таким образом, история формирования партий показывает, что в истинном смысле этого слова они возникли тогда, когда общество достигло соответствующего уровня социально-политической дифференциации, когда социальные слои и группы более или менее четко начали осознавать свои интересы.

Современный этап партогенеза свидетельствует о том, что партии стали не просто органическим, но и одним из основных элементов организации политического порядка и функционирования публичной власти. По мере развития парламентских, конституционных основ буржуазной государственности, партии укрепляли свой политический и правовой статус. После второй мировой войны в конституциях разных стран появились соответствующие статьи, а в 70-х гг. ХХ в. сложилось достаточно развернутое законодательство, регламентирующее их деятельность. Поощряя плюрализм политической жизни, партии стабилизировали систему власти, основанную на устойчивом представительстве интересов граждан.

1.4 Типология политических партий и партийных систем

В демократических обществах действуют, как правило, различные политические партии. Они отличаются одна от другой происхождением, структурой, идеологией, программами, социальной основой, способами и методами своей деятельности, местом и ролью в политической жизни общества. Вместе с тем политические партии имеют и некоторые общие признаки, на основе которых их можно объединить в определенные группы или типы.

Исторически первые попытки классификации партийных объединений явно тяготели к моральным (подразумевавшим разделение на "хорошие" и "неблагородные" союзы) и количественным ("большие" и "малые" партии) критериям. Современной же политической наукой разработана гораздо более сложная типологизация партийных институтов.

Первую типологию партий предложил известный французский политолог М. Дюверже. В своей работе "Политические партии" (1951 г.) он выделил кадровые и массовые партии, положив в основу их разграничения структурное построение партий. Кадровые партии, по выражению Дюверже, – это "объединения нотаблей" ("лучших людей"). Они нацелены на подготовку профессиональных политиков, поэтому стремятся привлечь в свои ряды известных и авторитетных граждан. Кадровые партии немногочисленны, имеют сильную внутреннюю организацию, такая партия включает активистов и функционеров, для которых политическая деятельность составляет смысл их жизни. Кадровые партии имеют гибкую структуру и значительную самостоятельность местных комитетов, они не имеют такой жесткой организации и субординации, как массовые партии. В качестве примеров кадровых политических партий можно назвать Консервативную и Либеральную партии Великобритании, Демократическую и Республиканскую партии США.

Массовые партии стремятся привлечь в свои ряды как можно больше членов, постоянно поощрять и развивать их политическую активность. Они имеют фиксированное членство, жесткую структурную организацию, которую завершает центральный орган, обладающий всей полнотой власти в партии. Массовые партии отличаются от кадровых и способом финансирования: массовые существуют в основном на взносы членов, кадровые – на материальную поддержку отдельных лиц и организаций. Типичные примеры массовых партий – коммунистические партии.