Критерий оценки | Вольтер | Ш.Монтескье | Ж.-Ж. Руссо |
Отношение к общественному договору | Общественный договор заключается для гарантии естественных прав человека. | Разделяя концепцию общественного договора, он рассматривает государство не как произвольное, а как исторически необходимое условие, что определяется объективными факторами общественного развития. | Человек в естественном состоянии одинок, но здоров, счастлив и свободен. Прогресс привел к образованию обществ, что приводит к необходимости в общественном договоре, чтобы человек отказался от личных прав, и принять права общественные. |
Государство | Сторонник идеи просвещенного абсолютизма, монархии, опирающейся на образованную часть общества, на интеллигенцию. | Выделил три формы правления, для каждой из которых преобладают соответствующие этические нормы (республиканская, или демократическая – добродетель; монархическая – честь; деспотическая – страх). Первым проследил связь между формами правления и географического фактора. | Республика |
Управление (власть) | Просвещенный правитель обладает властью. | Согласно его теории, должны быть три ветви власти равноправные и независимые от воли монарха, но подчиняющиеся принципу сдержек и противовесов. | Против разделения властей, Верховная власть не делима. Исполнительная власть представляется как деятельность одного или нескольких чиновников. |
Отношение к человеку (обществу) | Люди злы и чем умнее, тем опаснее. | Произвол, злоупотребление властью вытекает из человеческой природы. | Суверенитет народа незыблем.Общество способно функционировать только при условии, что граждане, являясь законодателями, осознают и принимают свои гражданские обязанности. |
Чьи интересы защищали | Буржуазии | Буржуазии и дворянства | Народа |
Таблица 3.3 – Немецкая политическая мысль
Критерий оценки | И.Кант | Г.Гегель |
Общая идея | Общественный договор заключают между собой морально развитые люди. Согласно общественному договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и в соответствии с категорическим императивом, все отдельные лица, составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже как членов государства. | |
Государство | конституционнаямонархия опирающаяся на право, ориентированная в своей деятельности на него, согласовывающая все свои действия | Государство — это не только правовое сообщество и организация власти на основе конституции, но и духовный, нравственный союз людей, осознающих себя единым народом. Проявлением единого нравственного сознания людей в государстве является религия. |
Управление (власть) | Идею разделения властей трактует как идею равновесия властей. Законодательная власть, - принадлежащая только суверенной "коллективной воле народа". Исполнительная власть - сосредоточена у законного правителя и подчинена законодательной верховной власти. Судебная власть - назначена властью исполнительной. Субординация и согласие трех ветвей власти способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства. | Разделение власти: государь (формальный глава, объединяет государственный механизм в единое целое), исполнительная чиновники, управляющие государством на основе закона(чиновники, управляющие государством на основе закона) и законодательная власть (законодательное собрание состоящие из двух палат).Бюрократическая система — опора государства. |
Отношение к человеку (обществу) | Оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед государством. Осуждается также право на восстание и опускается только легальное и в некотором смысле пассивное сопротивление существующей власти. Форма борьбы за право - неповиновение. | Гражданское общество — это объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности». Оно делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники). |
Чьи интересы защищали | Монарха |
4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ
Политическая мысль России достойна отдельного рассмотрения. Россия всегда шла по своему пути и сочетала элементы как западной, так и восточной культур, что естественным образом сказалось и на развитии политических воззрений.
История политической жизни России начинается на рубеже VIII-IX веков, теоретическое осмысление обществен6но-политических процессов началось позже (XI-XIII вв.) и отразилось в следующих политических идеях:
- в условиях сложного формирования единого централизованного государства доказывалась идея и право на самостоятельность и независимость русского государства, его равенство с другими государствами;
- развивалось представление о необходимой форме правления – сильной княжеской власти, об управлении по монархическому типу;
- одним из основных вопросов в этот период встал вопрос об отношении государства, религии и церкви, о духовной и светской власти.
Далее рассмотрены сводные таблицы основных представителей различных эпох исторического развития политической мысли в русском обществе
Таблица 4.1 – Политическая мысль древней Руси
Критерий оценки | Владимир Мономах | Иларион | Нестор | Д.Заточник | |
Общая идея политических воззрений эпохи | Независимость Киевского государства от Византии. Самостоятельность развития и необходимость единства русских княжзей. | ||||
Государство | Монархия заботящаяся о сильной стране | Гарантия мира – военная мощь государства.Единое княжеское государство. | Русское государство связывает с первоначальным распространением на Руси православия. | Считал необходимостью сильную княжескую власть как условие успешной борьбы с внешними врагами. | |
Управление (власть) | Власть — это не дар, возвышающий того, кто её получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Она не освобождает её носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. | Сильное государство с сильным князем. Главенство киевского князя над всеми русскими князьями. | Разработал идею династического княжения. Однако центром сплочения древнерусских князей признавал не великокняжескую власть, а церковь. | Считал, что при князе должен был создан Совет «думцев». Князь и Совет действуют по «правде», князь должен быть умным, мудрым, но и грозным что необходимо для обеспечения внешней безопасности и подавления боярского произвола, это «правда власти». | |
Отношение к человеку (обществу) | Властитель должен быть прежде всего человеком, которому надлежит помогать обездоленным, чтить старых, как отца, и молодых, как братьев, остерегаться лжи, пьянства и других пороков, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, избегать суеты и т. д. | Считал необходимостью наличие справедливости в обществе, жизни не только по формальному закону, но по совести. Иначе говоря, закон должен совпадать с «правдой». | Считал необходимость подчинения человека церкви и всяческое противление уловкам бесов. | Осуждает общество, не доверяет людям, видит лицемерие. Осуждает глупость, Призывает судить людей по поступкам, | |
Чьи интересы защищали | Всего русского народа и земли Русской. | Русского государства, независимость и церковное равноправие. | Княжеской династии | Защищал интересы человека в не зависимости от его социального статуса. |
Таблица 4.2 - Политическая и правовая мысль в России XIV-XVI веков
Критерий оценки | Ф. И. Карпов | И. Пересветов | А. Курбский | Иван Грозный | |
Общая идея | Объединение людей для защиты собственных прав. | Царь полностью владеет всеми правами человека. | |||
Государство | Сторонник сословно-представительной монархии, но дополнял монархию республиканскими элементами. | Сторонник сословно-представительной монархии, но обосновывает необходимость социальной опоры государства – дворянства. | Сторонник сословно-представительной монархии. Царь не должен осуществлять правление единолично. | Абсолютистская форма монархии. Царь не несет ответственности ни перед кем, даже перед Богом. | |
Управление (власть) | Государство должно действовать на основе правды, закона и милости. Разделение государства и церкви. Полное подчинение церкви светской власти. Власть дана царю для справедливого управления, защиты невинных и т.д. | Властью должны обладать образованные мудрые люди. Продвижение по службе и назначения на посты только по заслугам. | Царь наделяется властью и ответственен перед народом. Народ имеет право на сопротивление несправедливому царю.Власть царя – божественна. | Власть царя - божественна, абсолютна | |
Отношение к человеку (обществу) | Человека могут легко испортить власть и богатство, и тогда он будет грабить и унижать подданных ему. | Человек имеет право на свободу. Отвергает все формы закрепощения крестьян. Несвободный человек может изменить государству. | Человек обладает естественными неотъемлемыми правами, и при их ущемлении имеет право их защищать. | Человек беспомощен перед царской властью. Государство вмешивается во все сферы жизни человека. | |
Чьи интересы защищали | Дворянство | Правящего монарха |
Таблица 4.3 – Политические идеи русских мыслителей XVII века