Смекни!
smekni.com

Религиозный фактор политического конфликта в Ольстере (стр. 6 из 7)

Заключение

Делая выводы, следует отметить, что религия и на сегодняшний день продолжает быть глубоко интегрированной во все сферы жизни общества, в том числе в политику.

Религиозно-политические конфликты являются достаточно распространенными и крайне трудноразрешимыми. Чаще всего религиозный фактор вовлекается в конфликт в качестве сопутствующего и используется конфликтующими сторонами с целью достижения собственных, зачастую чисто прагматических, целей.

Причины религиозных конфликтов можно представить как комплекс региональных противоречий исторического, территориального, политического, социально-культурного и иного свойства. Среди основных факторов, приводящих к возникновению религиозно-политического конфликта можно назвать поликонфессиональный характер государства, особенности государственного строительства, дискриминация отдельных религиозных групп населения, экономическая, военная идеологическая или политическая поддержка оппозиционного религиозного движения извне, вмешательство одних государств в дела других под предлогом борьбы с нарушениями прав единоверцев.

Конфликт в Северной Ирландии - этнополитический конфликт между центральными британскими властями и местными праворадикальными и национальными организациями касательно статуса региона, осложненный противоречиями между католическим меньшинством, подвергаемым дискриминации со стороны протестантского большинства.

История конфликта насчитывает около восьми веков. ХХ век отмечен регулярными проявлениями насилия с обеих сторон. Наибольшей остроты конфликт достиг в конце 60-х – начале 80-х гг. ХХ века. Началом кризиса считается 1969 г., когда английским правительством было принято решение об использовании войск против демонстрантов – борцов за гражданские права католиков. В течение последующих лет происходили яростные столкновения, как между конфессиональными группировками, так и последних с полицией, террористическая деятельность достигла небывалых размахов.

Со второй половины 80-х годов конфликтующие стороны взяли курс на урегулирование конфликта, и результатом стало заключение 10 апреля 1998 года Белфастского соглашения. В целом данное соглашение нельзя считать надежной гарантией мира в Ольстере, не говоря уже о прекращении межобщинного противостояния, причины которого слишком глубоки и сложны. Тем не менее соглашение 10 апреля 1998 г. представляет собой значительный шаг вперед, демонстрирует возможность взаимоприемлемых решений и доказывает, что только путь компромисса и прекращение насилия, могут привести к позитивным результатам.

Религия сыграла огромную роль в развитии североирландского конфликта. Католическая вера стала этнических ирландцев для них символом самобытности и самоидентификации. Протестанты в условиях враждебного им окружения также сплачивались и практиковали жесткую политику утверждения и защиты своих исключительных прав.[34] Церковная принадлежность при этом оказалась универсальным инструментом для разграничивания двух враждующих групп. Поэтому сглаживание религиозных и культурных различий между общинами не без оснований рассматривалось британским политическим руководством, как важное средство преодоления многовекового конфликта.

Конфликт в Северной Ирландии приобрел серьезное международное значение. В первую очередь это касается террористической деятельности ИРА, которая имела поддержку ирландской общины США, а также многих сепаратистских и террористических организации мира, таких как Организация освобождения Палестины, Хезболла, колумбийская FARC и другие.

В процессе урегулирования конфликта была сформирована особая Ирландская модель, которая, однако, вряд ли окажется в полной мере применимой для наиболее острых религиозных конфликтов современности, в первую очередь, для ближневосточного конфликта. К такому выводу нас приводят особенности религиозных взглядов исламского фундаментализма. Североирландский подход к урегулированию конфликта тажке имеет ограничения в применении всхожей, на первый взгляд, ситуации в Стране Басков (Испания). Однако, отсутствие религиозного фактора в данном конфликте и более сильная радикализация ЭТА на данный момент накладывают ограничения на применение Ирландской модели в полной мере.

Конфликт в Северной Ирландии считается урегулированным, конфликтные действия на сегодняшний день фактически прекращены. Однако конфликтный потенциал в регионе все еще сохраняется и работа над полным разрешением конфликта продолжается.


Список литературы

1. Бирюков И.Д. Ольстер – кризис британской империалистической политики. 1968-1984 гг. - М. : Мысль, 1985. - 260 с.

2. Волкова Г. И., Тадевосян Э. В. Государство автономий и политика регионального автономизма в современной Испании// Право и политика. — 2001.-№1.-С. 33 - 44

3. Грибин Н.П. Трагедия Ольстера. - М. : Междунар. отношения, 1983. - 224 с.

4. Дмитриева О. Конфликты без обобщений. В Ирландии решают проблему Ольстера // Российская газета. – 2004. - № 3654. 15 декабря. – С. 9.

5. Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. – 244 с.

6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. – Ростов-н/Д: «Феникс», 1998. – 480 с.

7. Ланцов С. А. Политическая конфликтология : учебное пособие. – СПб: Питер, 2008. – 320 с.

8. Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности. – М.: Наука, 1991. – 192 с.

9.Орлова М. Е. Северная Ирландия: опыт преобразований в расколотом обществе. - М: Наука, 1994. – 154 с.

10. Полякова Е.Ю. Ольстер: истоки трагедии. – М. : Наука, 1982. - 167 с.

11. Султыгов А.Х. Этнополитический конфликт в Северной Ирландии: прошлое и настоящее // Новая и новейшая история. - 2006. - № 2. - С.168-173.

12. Амелин В.В. Проблемы предотвращения межэтнических конфликтов (международный опыт): [Электронный документ] - (http://www.mininform.orb.ru/books/opyt/amelin.htm) Проверено 10.11.2010.

13. «Военная литература»: Северная Ирландия): [Электронный документ] - (http://militera.lib.ru/common/show/05_38.html) Проверено 10.11.2010.

14. Напалкова И.Е. Религиозный фактор в развитии Ольстерского конфликта во второй половие ХХ – начале XXI века.: [Электронный документ] //Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 38 (176). – С. 125–129.

(http://www.lib.csu.ru/vch/176/019.pdf) Проверено 10.11.2010

15. Ольстер: конфликт длиной в тысячу лет: [Электронный документ]. – (http://www.pravda.ru/world/europe/european/08-10-2008/286588-ulster-0/) Проверено 15.11.2010.

16. Орлова М. Опыт мирного урегулирования в Северной Ирландии в контексте «культуры мира» ": [Электронный документ]. – (http://www.nasledie.ru/pravosl/22_3/article.php?art=2) Проверено 12.11.2010.

17. The Guardian: палестинцам не подходит "ирландская модель": [Электронный документ]. – (http://obzor.westsib.ru/article/51431) Проверено 15.11.2010

18. British-Irish Agreement .: [Электронный документ] – (http://www.nio.gov.uk/agreement.pdf) Проверено 15.11.2010.

19.CAIN web service: conflict and politics in Northern Ireland (1968 to the present): [Электронныйдокумент] - (http:cain.ulst.ac.uk/index.html ) Проверено 10.11.2010.

20. Global Security: Irish Republican Army (IRA): [Электронныйдокумент] - (http://www.globalsecurity.org/military/world/para/ira.htm) Проверено 12.11.2010.


Приложение 1

Карта Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии


[1] Ланцов С.А. Политическая конфликтология : учебное пособие. – СПб: Питер, 2008. – С.56.

[2] Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. – Ростов-н/Д: «Феникс», 1998. – С. 170.

[3] Там же - С. 174.

[4] Ланцов С.А. Политическая конфликтология : учебное пособие. – СПб: Питер, 2008. – С.56.

[5] ЗеленковМ.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. – С. 188

[6] Ланцов С.А. Политическая конфликтология : учебное пособие. – СПб: Питер, 2008. – С. 62.

[7] Ланцов С.А. Политическая конфликтология : учебное пособие. – СПб: Питер, 2008. – С. 67.

[8] ЗеленковМ.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. – С. 11-13

[9] Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности. – М.: Наука, 1991. – С. 45-47

[11] Полякова Е.Ю. Ольстер: истоки трагедии. - М : Наука, 1982. - С. 31.

[12] Ольстер: конфликт длиной в тысячу лет: [Электронный документ]. – (http://www.pravda.ru/world/europe/european/08-10-2008/286588-ulster-0/) Проверено 15.11.2010.

[13] «Военная литература»: Северная Ирландия: [Электронный документ]. – (http://militera.lib.ru/common/show/05_38.html) Проверено 10.11.2010.

[14]Грибин Н.П. Трагедия Ольстера. - М. : Международные отношения, 1983. - С. 82.

[15] «Военная литература»: Северная Ирландия: [Электронный документ]. – (http://militera.lib.ru/common/show/05_38.html) Проверено 10.11.2010.

[16] Напалкова И.Е. Религиозный фактор в развитии Ольстерского конфликта во второй половие ХХ – начале XXI века: [Электронный документ] //Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 38 (176). – С. 126.

(http://www.lib.csu.ru/vch/176/019.pdf) Проверено 10.11.2010

[17] Бирюков И.Д. Ольстер – кризис британской империалистической политики. 1968-1984 гг. - М. : Мысль, 1985. –С. 153.