Смекни!
smekni.com

Основные теоретические концепции геополитики (стр. 3 из 7)

11

Мы не освобождаемся от влияния природы, мы освобождаемся только от влияния отдельных случайностей, вследствие того, что связь наша с нею становится разнообразнее.

Ратцель как антропограф ставит своей задачей “узнать человечество во всех его частях в том виде, в каком оно живет в настоящее время”. Однако предпочтение он отдавал “географическому положению, климату и почве”. Вокруг них вращаются интересы народов. Государство у него — это живой организм, укорененный в почве. В государстве отражается объективное осмысление народом этой данности. Все это выражается в политике, вбирающей в себя географические, демографические и этнокультурные признаки нации. В “Политической географии” он, в частности, писал, что государства — это пространственные явления, управляемые и оживляемые этим пространством, и описывать, сравнивать, измерять их должна география. Итак, видно, что понимание государства как живого пространственного, укорененного в почве организма — главная мысль теории Ратцеля. Отсюда видно, что пространственная экспансия государства выступает как естественный живой процесс, подобный росту живого организма, о чем в свое время писал основатель органической школы в социологии Г. Спенсер.

Пространство, по Ратцелю, есть жизненное пространство, геобиосреда, которая дает народу жизненную энергию, рассматривается как жизненное непрерывное тело этноса, проживающего на этом пространстве.

О соотношении этноса и пространства он писал, что “характеристики государства развиваются из характеристик народа и почвы”. Наиболее важные характеристики — размеры, местоположение и границы. Далее следуют типы почвы вместе с растительностью, ирригация и, наконец, соотношения с остальными конгломератами земной поверхности, в первую очередь с прилегающими морями и незаселенными землями. Но когда говорят о “нашей стране”, к этому добавляется все то, что человек создал, и все связанные с землей воспоминания. Так географическое понятие превращается в духовную и эмоциональную связь жителей страны и их истории.

Государство является организмом , потому что эта связь взаимоукрепляется, становясь чем-то единым, немыслимым без одного из двух составляющих. Обитаемое пространство способствует развитию государства, особенно если это пространство окружено естественными границами.

12

Если народ чувствует себя на своей территории естественно, он постоянно будет воспроизводить одни и те же характеристики, которые, происходя из почвы, будут вписаны в него.

Ратцель одним из первых сформулировал мысль о том, что у больших стран, государств, которые рождаются, растут, умирают, проявляется тенденция к географической экспансии. Расширение и сжатие государства — естественный процесс, связанный с жизненным циклом Ратцель сформулировал семь законов пространственного роста государств, прежде всего законы пространства и местонахождения. Это совокупность принципов пространственного роста государств:

• Пространство государства растет вместе с ростом его культуры.

• Рост государства предполагает дальнейшее развитие идей, торговли, т.е. повышенную активность во всех сферах жизни общества.

• Рост государства идет за счет поглощения (присоединения) малых государств

• Граница — это периферийный орган государства, она — признак его роста, силы или слабости и изменений в его организме.

• Государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения береговые линии, русла рек, районы, богатые ресурсами.

• Первотолчок к территориальному росту приходит к неразвитым государствам извне, от более развитых (высоких) цивилизаций.

• Тенденция к слиянию — характерная черта государств, которая переходит от одного к другому, постоянно набирая силу.

Рост государств он считал “всеобщей, универсальной тенденцией. Развитие контактов людей, обмен, торговля — это прелюдия к установлению политического контроля государства над новыми колонизируемыми территориями”. Торговля и война у него — это две формы, две стадии в процессе территориального государства.

Ф. Ратцель первым высказал мысль о возрастании значения моря для развития цивилизации Таким образом, мы видим, что в его трудах содержатся все основные идеи, на которых и поныне базируется наука геополитика.

13

2.2. Рудольф Челлен — автор категории “геополитика”

Рудольф Челлен — автор термина “геополитика”, швед по национальности, но германофил душой, считал себя учеником Ф Ратцеля. Он рассматривал новую науку — геополитику как часть политологии, в свою очередь отпочковавшуюся в конце XIХ — начале XX вв. от социологии. Понятие “геополитика” Челлен определил так это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве.

Основной тезис Р Челлена. государство — живой организм. Это развивается в его главной работе “Государство как форма жизни”, в которой, в частности, он пишет.

Государство — не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников, оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойствен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой биологическое образование ли живое существо.

Как таковое, оно следует закону роста:

сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания"

Челлен разделял точку зрения Ратцеля о том, что почва, на которой государство расположено, есть его интегральная часть, что почва и государство — единое целое. Но пангерманист Челлен идет дальше своего учителя и отмечает роль таких факторов, важных для функционирования и развития государства, как народ, экономика, форма правления и др. До отцов — основателей геополитики — о трех важнейших факторах в истории любого народа и государства уже говорили Монтескье и, особенно, Конт. Но немецко-шведские геополитики значительно дополнили их, систематизировав эти факторы.

Кроме физико-географических признаков, государство, по мнению Челлена, проявляет свою суть в четырех других формах:

• в хозяйственной (со своей специфической активностью), этот признак он назвал экополитикой;

14

• как народ со своими национальными и этническими характеристиками — демонополитика;

• как социальное сообщество различных классов и профессий — социополитика,

• в форме государственного управления со своей конституционной и административной структурой — кратополитика.

Взятые вместе, они, по Челлену, образуют и пять элементов одной и той же силы подобно пяти пальцам на одной руке, которая трудится в мирное время и сражается в военное”.

Челлен развил идеи Ф.Ратцеля о биологической или органицистской сущности государства. На его взгляды оказали большое влияние переход капиталистического способа производства от свободной конкуренции в государственно-монополистический капитализм, а также Первая мировая война, в ходе которой шел передел поделенного мира. Он был в числе тех ученых, которые теоретически предвосхитили не только итоги передела мира, но и установление фашистских диктатур Об этом, в частности, Челлен писал, что “политическая демократия также не будет последним словом в истории” Ученый выступал как сторонник устранения парламентаризма, установления императорской власти, или цезаристской концентрации власти Власть, у него “не должна напрасно носить меч”.

Если в биологической системе Ратцеля государство выступает как организм низшего типа, находящийся на одном уровне с водорослями и губками, то Челлен утверждал, что государства, как мы их наблюдаем в истории, являются подобно людям, чувствующими и мыслящими существами.

Отсюда он делает вывод о том, что назначение, сущность всякого организма — “в борьбе за существование”, а государства как “наиболее импозантные формы жизни” также должны развиваться в соответствии с правилами “борьбы за существование” Ученый писал:

Они также существуют на поверхности земли благодаря собственной жизненной силе и благодаря благоприятному стечению обстоятельств, находясь в состоянии постоянной конкуренции друг с другом, то есть борьбы за существование, и благодаря естественному отбору. Мы видим, как они рождаются и вырастают, мы видим также, как они подобно другим организмам увядают и умирают. Итак, они являются формами жизни, самыми импозантными среди всех жизненных форм на земле

15

Если Ратцель писал о том, что “государство. связано с определенным участком земли, из которого оно высасывает пищу”, то Челлен идет уже к “борьбе за существование”, вводит теорию естественного отбора, т.е. стоит на позициях социального дарвинизма.

Но “борьба за существование” у него является борьбой за пространство. И большие государства расширяют свое пространство за счет малых стран:

жизнеспособность государства, где пространство ограничено, — подчинена категорическому политическому императиву расширить свою территорию путем колонизации, объединения или завоевания различного рода. В таком положении была Англия. Как мы видим, здесь имеет место не стихийный инстинкт завоевания, а естественный и необходимый рост в мелях самосохранения.

Войны ведутся для того, чтобы давать “излишним” народным массам работу и хлеб. А правительства сильных государств не имеют свободного выбора. Они подчинены суровому закону необходимости, который повелевает им заботиться о благополучии своих ближних за пределами границ.