В настоящее время понятие политической культуры все больше обогащается смыслами, производными от «культуры» как особого явления, противопоставляемого природе и выражающего целостность жизненных проявлений общества. Мы подчеркиваем, что используем термин «культура» только в одном смысле: психологических ориентации относительно социальных объектов. Когда мы говорим о политической культуре какого-либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения. Люди вовлечены в нее так же, как они социализированы в неполитические роли и социальные системы. Конфликты политических культур имеют много общего с другими культурными конфликтами; и процессы интеграции в политическую культуру становятся понятнее, если мы посмотрим на них в свете разъединяющих и объединяющих тенденций культурных изменений вообще[5].
В силу этого и политическая культура все больше рассматривается как политическое измерение культуры данного общества. Движение присущее народу в сфере государственной власти, его воплощение и развитие в современном контексте, влияние на условия формирования политики будущего. Выражая этот «генетический код» народа, его дух в символах и атрибутах государственности (флаге, гербе, гимне). Чарльз-стрит, главная артерия бостонского района Бикон-хилл, представляет собой красивую улицу, вдоль которой выстроились четырехэтажные кирпичные дома с апартаментами над антикварными лавками и прочими магазинами. В одном из кварталов регулярно вывешивались американские флаги — над входом в почту и в магазин спиртных напитков. Со временем почта отказалась от этой традиции, и 11 сентября 2001 года флаг над винным магазином развевался в гордом одиночестве. Две недели спустя в этом квартале было вывешено семнадцать флагов, не считая «звездно-полосатого» на другой стороне улицы. Когда страна подверглась нападению, обитатели Чарльз-стрит внезапно вспомнили о своей национальной принадлежности и отождествили себя со своей страной[6]. Политическая культура по-своему интегрирует общество, обеспечивает в привычных для людей формах стабильность отношений элитарных и неэлитарных, слоев общества.
Так понятые политические культуры различных обществ взаимосвязаны не по типу «низшая—высшая», а как самостоятельные духовные системы, отторгающие или поглощающие (ассимиляция) одна другую либо взаимопроникающие иусваивающие язык и ценности друг друга (аккомодация). Поэтому невозможно признавать наличие высоких или низких политических культур; считать, что одна культура может быть ступенькой или целью развития другой; что культуры в обществе может быть больше или меньше. Политическая культура — это органически присущая обществу характеристика его качественной целостности, проявляющаяся в сфере публичной власти.
1.2. Функции и структура политической культуры
Г. Алмонд и С. Верба в своей работе «Гражданская культура и стабильность демократий» выделили три так называемых чистых типа политической культуры:
- «Парохиальная» (parochial culture) политическая культура (время от времени её называют приходской, традиционной, патриархальной). Этот тип политической культуры характеризуется полным отрывом населения от политической системы, полным отсутствием знаний о ней. В таковых обществах отсутствуют специализированные политические роли, главные акторы (вожди, шаманы и др.). Реализуют сразу и политические, и экономические, и религиозные функции. Не считая того, не дифференцируются политические, экономические и религиозные ориентации населения. Преобладает территориальная и социально-культурная идентификация: человек идентифицирует себя, в первую очередь, как часть локального общества (рода, деревни и т.п.).
- «Подданическая» политическая культура (subject culture). Этому типу политической культуры свойственно пассивное политическое поведение, ориентация на господствующие официальные ценности и нормы, отсутствие самостоятельного осмысления этих ценностей. В целом у людей преобладает собственного рода потребительско-патерналистское отношение к политической системе: члены общества или ждут благ, или боятся наказания. Таковой тип политической культуры можно встретить в обществах, где отсутствует четкое выделение входных каналов политической системы, а индивиды не разглядывают себя в качестве политических акторов.
- «Партисипаторная» политическая культура (participant culture) либо культура роли (активистская политическая культура). «Партисипаторному» типу политической культуры свойственно активное роль индивидов в политической жизни, основанное на довольно высокой политической грамотности людей и их убежденности в способности повлиять на процесс принятия политических решений посредством собственного роли. Такие общества характеризуются относительно высокой степенью функциональной дифференциации: разные сферы публичной жизни относительно автономны, а подсистемы довольно развиты и разветвлены (в частности, политическая подсистема)[7].
Однако, как они сами говорили, это всего лишь утопический идеал и в реальной жизни таких типов политической культуры нет, а встречаются их смешанные формы. Бывает и такое, что в одном обществе встречается сразу несколько типов таких культур.
Политическая культура — явление, которое состоит из множества подсистем. Большое количество связей политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отражают процесс формирования политического поведения человека, этапы становления политической культуры конкретной страны, наличие разнообразных субъектов (элит, электората, жителей отдельных стран и регионов), но главное — различный характер и иерархию различных ценностей.
Так, к примеру, В. Розенбаум считает, что ориентации людей относительно политической системы есть базовые компоненты политической культуры. В частности, он предлагает дифференцировать ориентации на следующие блоки:
— ориентации относительно институтов государственного управления; сюда входят ориентации относительно режима (государственных институтов, норм, символов, официальных лиц) и относительно «входов» и «выходов» политической системы, выражающих оценку различных требований к государственной власти, ее решений, эффективности их реализации;
— ориентации относительно «других» в политической системе,
включающие политическую идентификацию (осознание принадлежности к нациям, государствам, жителям определенных районов и др.),
политическую веру (означающую убежденность человека в позитивных или негативных последствиях действий взаимодействующих с ним
людей) и выработку субъективных предпочтений относительно «правил игры» и господствующего правопорядка;
— ориентации относительно собственной политической деятельности, включающие оценку своей политической компетентности (при
участии в политической жизни, использовании при этом определенных ресурсов), веру в свою способность оказывать реальное воздействие на институты власти[8].
Политические ориентиры и ценности могут структурировать политическую культуру и с учетом их различного значения и роли для формирования политического поведения человека. В этом смысле могут выделяться мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценности.
Так, ценностная ориентация человека на мировоззренческом уровне встраивает представления о политике в его индивидуальную картину мира, индивидуальное восприятие жизни. Благодаря этому человек соотносит свои нравственно-этические представления (о добре и зле, смысле и целях жизни) с особенностями политической системы и режима, формирует представления о роли политики в достижении им своих главных жизненных целей и установок. В рамках гражданских ориентиров человек осознает свои возможности как участника властных отношений, в которых действуют особые органы и институты (органы государственного управления, суд), чья деятельность влияет на наличие и реализацию его прав и свобод, их отсутствия или притеснения. С точки зрения политических представлений человек вырабатывает свое отношение к практической деятельности правительства, партий, официальных лиц и т.д.
На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно противоречивые представления о политике. Причем отношение к конкретным политическим событиям изменяется значительно быстрее, нежели мировоззренческие идеалы. В результате чего восприятие новых целей, ценностей, норм и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Все это придает процессам формирования и развития политической культуры дополнительную сложность и противоречивость. А степень соответствия внутренних ориентаций и окружающей действительности непосредственно определяет характер целостности и внутреннего несоответствия политической культуры.
Типичным способом структуризации политической культуры является различие ценностных ориентиров и способов политического поведения в той или иной ситуации в зависимости от принадлежности человека к социальной, национальной, демографической, территориальной, конфессиональной, элитарной или электоральной общественным группам. Тем самым политическая культура представляется как совокупность миникультурных или субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных и несущественных, видимых и невидимых различий в отношении к власти и государству, политическим партиям, способам политического участия и т.д.