Такой подход позволяет понять, почему в конкретных странах большим политическим влиянием обладают религиозные (Ливан), этнические (Руанда), кастовые (Индия) общественные объединения и партии.
Характеризуя активность человека в сфере власти, политическая культура объясняет его способность понимать специфику его политических интересов, действовать при достижении своих целей не только по общепринятым правилам политической игры, но и творчески. Перестраивая при этом приемы и способы деятельности в зависимости от изменения потребностей и внешних обстоятельств. Это может быть заложено в виде духовных побуждений и ориентаций человека, а также в институциализированном виде, т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях. Но так как не все ценности одновременно воплощаются на практике и уж тем более часто институционально не закреплены, то существует определённые противоречия между названными формами проявления политической культуры.
Основная функция политической культуры обеспечивать иерархию ценностей, преемственность — тем самым гарантируя эволюционный ход развития истории конкретной нации. Политическая культура является главным механизмом поддержания целостности всей политической системы. И чем сложнее и многограннее политическая культура, чем большими традициями политического поведения она обладает, тем большими адаптационными ресурсами владеет политическая система.
Но это далеко не все функции политической культуры. Рассмотрим и другие, которые также являются важными для любой политической культуры.
● Интегрирующая функция. Она помогает людям в обществе осознавать себя как единый народ, одна нация. Помнить свою историю, понимать место своего народа в мире, передавать из поколения в поколение ценный политический опыт. В истории было много случаев, когда политическая культура помогала целым народам выжить и сохранить свое достоинство даже во времена тяжелейших испытании. Ярчайшим примером этого является еврейская нация, которая, несмотря на все ужасы холокоста, сохранила свою целостность и создала своё государство. Также эта функция явно видна, когда происходит поддержка людей одной нации друг друга, когда они оказываются за пределами своей страны.Статья в газете «Нью-Йорк Таймс» упоминала о «фактическом отделении округа Дейд» и «независимой международной политике» местных лидеров, выступающих от имени кубинских иммигрантов. Дело Элиана Гонсалеса вызвало оживленную дискуссию относительно возможности отделения Майами от США; политические лидеры иммигрантов возглавляли митинги и шествия, участники которых размахивали кубинскими флагами и топтали и сжигали флаги американские. «Майами — свободный город, — заявил один кубинский социолог. — У нас своя внешняя политика»[9]. В противоположность ей выступает дезинтигративная функция. Она разъединяет людей, проживающих в одной стране, но имеющих различные политические и культурные традиции. Примером тут могут послужить страны, в которых, например, религиозные интересы преобладают над общегосударственными (Ливан).
● Коммуникaтивная функция помогает наладить контакты между людьми, выражать интересы и волю, жизненные цели народа цивилизованными способами. Обеспечивает для каждого максимально комфортные условия для выражения собственных интересов. Гражданин, говорим мы, находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне — к остальному экипажу. Хотя моряки на судне занимают неодинаковое положение: один из них гребет, другой правит рулем, третий состоит помощником рулевого, четвертый носит какое-либо иное соответствующее наименование, все же, очевидно, наиболее точное определение добродетели каждого из них в отдельности будет подходить только к нему одному, но какое-либо общее определение будет приложимо в равной степени ко всем; ведь благополучное плавание — цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности[10]. Способствует проявлению законных политических устремлений при решении вопросов власти и подчинения. Обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов поведения, языка общения и других средств.
● Регулятивная функция заключается в том, чтобы взаимодействие различных, часто противоречащих друг другу интересов не привело к разрушению существующей политической системы, необходимы правила, признаваемые всеми политическими силами и, что более важно жителями этой страны (необязательно гражданами). Выработка этих правил и контроль за их выполнением составляют суть регулятивной функции. Таким образом, важнейшее назначение политической культуры состоит в установлении и укреплении конституционного строя. Чтобы новые, постоянно появляющиеся интересы не выходили за его пределы. После Первой мировой войны интеллектуальные, социальные и просто жизненные конфликты становились все более острыми и они ощущались повсеместно. Но в Англии, Франции, Северной Америке всегда оставались перспективы разрешения этих конфликтов нормальными, стандартными средствами. В Германии же ситуация была совсем иной. День ото дня проблемы усложнялись и обострялись. Лидеры Веймарской республики делали все возможное, чтобы совладать с этими проблемами дипломатическими акциями и при помощи права. Но все их усилия оказывались тщетными. Во времена инфляции и безработицы социальная и экономическая жизнь Германии оказалась под угрозой краха. Казалось, что все реальные средства исчерпаны. Это была как раз та питательная почва, откуда могли возникнуть и черпать свои силы политические мифы[11].
● Ценностная функция дает возможность выявить, осознать ту систему ценностей, которая преобладает в данной стране и более всего отвечает взглядам и интересам её граждан. К таким ценностям может относиться не только материальные предметы (флаг, герб), но и духовные, культурные. Например, система политических ценностей. В семнадцатом и начале восемнадцатого столетия свободные люди, проживавшие в английских колониях в Новом Свете, имели между собой много общего — общее происхождение, общая расовая принадлежность, общие политические ценности, язык, культура и религия, «унаследованные» ими от населения Британских островов[12].
Сюда же или даже можно сказать, что из ценностной функции вытекает функция предписания (программирования). Она выражает приоритетность определенных ценностей, норм и представлений о поведении человека в конкретных политических ситуациях. Так многие жители России, которые провели большую часть жизни в Советском союзе, голосуют за КПРФ. Но более всего это проявляется опять-таки в США, где целыми семьями на протяжении нескольких поколений голосуют за демократов или республиканцев. Эта функция обуславливает определённую направленность человеческой деятельности и её границы, пределы.
● Адаптивная функция выражает способность человека приспосабливаться к изменениям в политической среде. Как он сможет реализовать свой права в новых условиях и способен ли он оказать реальное воздействие на политическую сферу. Модернизация есть прежде всего процесс, в ходе которого увеличиваются экономические и политические возможности данного общества: экономические — посредством индустриализации, политические — посредством бюрократизации. Модернизация обладает большой привлекательностью благодаря тому, что она позволяет обществу двигаться от состояния бедности к состоянию богатства. Соответственно, ядром процесса модернизации является индустриализация; экономический рост становится доминирующей социетальной целью, а доминирующую цель на индивидуальном уровне начинает определять достижительная мотивация. Переход от доиндустриального общества к индустриальному характеризуется "всепроникающей рационализацией всех сфер общества" (по Веберу), приводя к сдвигу от традиционных, обычно религиозных, ценностей к рационально-правовым ценностям в экономической, политической и социальной жизни[13].
● Функция социализации это также одно из главных предназначений политической культуры. Она характеризует приобретение человеком определенных навыков и свойств, социально значимых качеств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские и политические права, а также свои политические функции и интересы. Этот процесс идёт на протяжении всей жизни человека и ни как не регулируется. В Великобритании, политическая культура которой также весьма приближена к гражданской культуре, мы почти не наблюдаем выраженных попыток привить детям ни систему норм поведения, ассоциирующихся с гражданской культурой, ни ту, которая выражена в рационально-активистской модели. Там практически нет четко сформулированной теории относительно того, что же такое "хороший британский подданный" и как готовить детей к выполнению роли гражданина. Это не означает, что непосредственное обучение в школе не играет никакой роли в выработке гражданской культуры. Речь идет скорее о том, что его роль второстепенна.
Неудивительно, что гражданская культура не передается исключительно путем прямого обучения ей. Составляющие ее ориентации и поведение соединены сложным, запутанным образом – ведь это культура, характеризующаяся определенной долей непоследовательности и уравновешенных противоположностей. Одну из важнейших частей гражданской культуры составляет набор позиций, касающихся доверия по отношению к другим людям, – многослойный, иногда противоречивый набор, который трудно передать при помощи прямого обучения. Как же тогда гражданская культура передается от поколения к поколению?