Введение
Актуальность исследования. Политическая культура является неотъемлемой составляющей жизни любого общества. Вовлечение социальных групп, общностей и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация этих интересов определяется наличием у индивидов и групп тех знаний и навыков, в которых выражено их отношение к государственной власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти навыки и обычаи усваиваются людьми благодаря господствующей в обществе политической культуре. Другими словами ценностно-нормативной системы, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в обществе в виде общераспространённых и общепринятых поведенческих, политических установок, ценностей и идеалов
Степень изученности темы. Понятие "политическая культура" впервые употребил немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер в своей работе "Идеи к философии истории человечества". Сейчас смысл политической культуры отличается чрезвычайно широким спектром мнений, формулировок, разного рода определений и понятий, которые рассматривали множество учёных в своих работах.
Г. Алмонд и С. Верба рассматривали политическую культуру как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы.
Д. Мервик, Р. Такер, Л. Диттмер считали, что к политической культуре относится всё происходящее в политике. Она либо идентифицируется с политической системой, как у Д. Мервика, либо сводится к политическим отношениям, как у Р. Такера, а, в конечном счете, не имеет специфического содержания.
Л. Пай, Д. Пол писали, что политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения.
С. Хантингтон — политическая культура понимается как гипотетическая нормативная модель желательного поведения[1].
Р. Карр, Д. Гарднер, Ю. Тихомиров полагали, что политическая культура определяется как установочная поведенческая матрица, в пределах которой расположена и функционирует политическая система. В их концепциях акцент делается на объективных социальных факторах, определяющих сущность политической культуры.
Цель курсовой работы. Мы ставим своей целью рассмотреть сущность понятия и явления политическая культура. Из этого вытекают следующие исследовательские задачи:
• Рассмотреть определение сущности политической культуры.
• Рассмотреть основные функции политической культуры.
• Проанализировать роль политической культуры в политической жизни общества.
• Рассмотреть особенности политической культуры в России.
Объект исследования. Политическая культура.
Предмет исследования. Особенности политической культуры в России.
Методы исследования. Исторический подход — теоретический анализ научной литературы. Выявление связи прошлого, настоящего и будущего. Сравнительный подход — сравнение различных понятий, суждений о политической культуре. Нахождение общих черт и специфики политической культуры разных стран.
Область применения. Материалы данной курсовой работы могут быть использованы в книгах и учебниках по политике и научных работах по политической культуре. Также эта работа будет полезна для изучения студентам специальности «Политология».
1. Сущность понятия политическая культура.
1.1. Эволюция понятия политическая культура.
То, что мы сегодня относим к функциям, структуре, понятиям и свойствам политической культуры, содержалось ещё в работах мыслителей древности (Конфуций, Платон, Аристотель). Но в своих работах они не выделили особого понятия для этого явления, а лишь охарактеризовали основные черты политической культуры и её важность в отношении гражданина и государства, поданного и императора.
Впервые термин политическая культура употребил в своей работе немецкий философ-просветитель Иоганн Готфрид Гердер. Он понимал политическую культуру как совокупность психологических, социальных, умственных черт индивида, которые формируются в результате специфики климата, исторической памяти, окружающих людей и оказывающие влияние на его политическое поведение как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Неограниченная власть столь твёрдо запечаталась в умах людей за долгие тысячелетия, что у сиамского короля рассказ о народе, управляющемся без короля, вызвал лишь смех[2].
Американский теоретик Г. Алмонд, исследуя политическую систему, выделил два уровня ее анализа: институциональный,характеризовавший институты и их функции, нормы и механизмы формирования государственной политики, и ориентационный,выражающий особые формы ориентации населения на политические объекты. Эти ориентации содержали в себе «познавательные»(то есть знания о политической системе, ее основных институтах, функциях и механизмах организации власти), «эмоциональные»(выражающие чувства людей к тем, кто обеспечивал функционирование властных институтов и олицетворял власть в глазах населения), а также «оценочные»(они опирались на ценностные критерии и стандарты оценки политических явлений, которые сложились у данного общества) аспекты. В совокупности эти ориентации и характеризуют, по мнению Алмонда, такое специфическое явление, как политическая культура.
Анализ этих сторон отношения человека к политической системе, сосредоточивая особое внимание на разделяемых людьми ценностях, символах, менталитете и прочих аналогичных явлениях, давал возможность понять, почему, например, одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах действуют порой совершенно по-разному. Таким образом, идея политической культуры позволяла глубже исследовать мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т.д.
Впоследствии американцы С. Верба, Л. Пай, В. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р. Ж. Шварценберг, голландец И. Инглхарт и другие ученые существенно дополнили и развили учение о политической культуре. Практически всеми учеными политическая культура связывалась с наличием ценностной мотивации, верований, присущих национальному характеру идеалов и убеждений, вовлекающих человека в политическую жизнь, тем не менее, для многих из них данное понятие стало символом краткой, обобщенной характеристики всего субъективного контекста политики. Политическая культура — это то, что задает форму проявления связи между событиями в политике и поведением индивидов как реакции на эти события; дело в том, что, хотя политическое поведение индивидуумов и групп является ответом на действия официальных лиц из правительства, войны, избирательные кампании и тому подобное, оно еще в большей степени определяется тем (символическим) значением, которое придается каждому из этихсобытий людьми, их наблюдающими. Можно сказать, что это не более чем проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют то, что видят[3].
Из этого становится понятно, что в русле такого подхода политическая культура расценивается некоторыми теоретиками как не более чем «новый термин для старой идеи».
И все же понятие политической культуры постепенно нашло своё место в науке, все больше и больше проявляя свой специфический характер в отражении политических явлений, происходящих в странах, которые только приобрели независимость. В настоящее время в политологии сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры. Одна группа ученых отождествляет ее со всем субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений, характерных для определённой нации (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.). Другая группа ученых видит в политической культуре проявление нормативных требований к политической системе (С. Байт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно). В данном случае она предстает как некий идеал поведения человека (М. Даглас), ориентирующий его на наиболее распространенные в этом обществе нормы и правила игры и, таким образом, как бы подтягивающая его действия к сложившимся нормам, стандартам и формам взаимодействия человека с властью.
Третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека в той или иной ситуации, предполагающий воплощение его ценностных ориентации в практическом поведении (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум). Такое понимание раскрывает практические формы взаимодействия человека с государством как выражение им своих наиболее глубинных представлений о власти, политических целей и приоритетов, предпочтительных и индивидуально освоенных норм и правил практической деятельности в политической сфере. Характеризуя неразрывную связь практических действий человека в сфере политики с поиском своих политических идеалов и ценностей, политическая культура представляется как некая постоянно воспроизводимая на практике духовная программа, модель поведения людей. Она отражает самые устойчивые индивидуальные черты поведения и мышления, не подверженные мгновенным изменениям под влиянием резких изменений в политической системе или эмоциональных переживаний[4].
В этом смысле стиль политической деятельности человека раскрывает политическую культуру как совокупность наиболее устойчивых форм, духовных кодов его политического поведения. Всё это свидетельствует о степени свободного усвоения им общепризнанных норм и традиций политической жизни, сочетании в его повседневной активности творческих и стандартных для конкретного общества приемов реализации прав и свобод и т.д. Если, конечно, это предусмотрено при данном политическом режиме.В этом смысле политическая культура представляет собой форму освоенного человеком опыта прошлого, того позитивного наследия, которое оставлено ему предшествующими поколениями. Но так как у любого человека существует некий разрыв между идеалом и существующей реальностью, то это является стимулом для развития его политической культуры.