Смекни!
smekni.com

Современные проблемы европейской интеграции (стр. 7 из 8)

2 марта Еврокомиссия приняла решение о выделении 5,7 млрд.евро на поддержку программ политических и экономических реформ и регионального сотрудничества в 17 государствах, находящихся в сфере Европейской политики соседства и партнерства. Программа рассчитана на период 2011-2013 гг. Украина, наряду с Египтом и Марокко, вошла в число приоритетных реципиентов помощи в рамках инструмента Европейской политики соседства и партнерства. Ей будет выделено 470 млн.евро. В рамках программы Россия также получит 45 млн.евро. Другими получателями помощи из нашего региона станут Армения (157 млн.), Азербайджан (123 млн.), Грузия (189 млн.), Молдавия (273 млн.). Кроме того, ведутся переговоры о возможности предоставления помощи Белоруссии.


3. Перспектива развития Европейского

История европейской интеграции неразрывно связана с процессом расширения Сообщества. Так, в 1973 к странам-основателям Европейских сообществ присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, в 1981 - Греция, в 1986 - Испания и Португалия, в 1995 - Австрия, Финляндия и Швеция. Первоначально этот процесс касался только неприсоединившихся капиталистических стран Западной Европы (в том числе Швейцарии, Норвегии и Исландии, которые до сих пор отказываются от членства в Сообществе). Однако после кардинальных изменений, происшедших в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СССР, повестка расширения стала актуальной и для этой части континента.

1.1 Реформирование ЕС.

Расширение полномочий Европейского Союза в 2000-х, прием новых членов из ЦВЕ, изменение политического веса Европы в мире потребовали в свою очередь реформы внутренней структуры ЕС и более четкого разграничения его компетенции с государствами-членами. Традиционно вопрос ревизии Договоров происходил в рамках механизма Межправительственных конференций, что имело место в период выработки Маастрихтского, Амстердамского и Ниццского договоров. Однако данная форма подготовки предусматривала большее участие для правительств государств-членов и в меньшей мере учитывала позиции представителей Европейской комиссии, депутатов Европейского парламента, депутатов национальных парламентов, а также представителей других институтов ЕС и многочисленных европейских неправительственных организаций (НПО). Для исправления ситуации и выработки новых предложений к основополагающим договорам о ЕС была предусмотрена трехступенчатая схема подготовки:

1. «всенародное обсуждение», получившее название «Диалоги о будущем Европы» в течение 2001-2002;

2. заседания Европейского конвента (2002-2003);

3. созыв очередной Межправительственной конференции стран-членов ЕС (2003-2004).

Европейский конвент начал свою работу в начале 2002. Его председателем был избран бывший президент Франции Валери Жискар д Эстен. В эту структуру вошли представители европейских институтов, правительств, национальных парламентов нынешних и будущих государств-членов - всего 105 человек. Его работа продолжится до середины 2003. Предложения будут переданы на рассмотрение Межправительственной конференции и учтены Европейским советом при принятии поправок или приеме нового варианта Договора.

В день расширения председатель Еврокомиссии Романо Проди заявил, что расширение стало первым и последним "большим взрывом" для Европейского союза. Однако г-н Проди при этом заявил, что такие страны, как Украина, Россия, Молдавия, Грузия или Белоруссия, не должны ожидать, что смогут когда-нибудь вступить в ЕС. Таким образом, он повторил тезис еврокомиссара Фрица Болкенстайна о "пределах Европы": географическое расширение ЕС должно быть ограничено, чтобы позволить Евросоюзу интегрироваться "вглубь", осуществляя внутренние реформы. "Если с Россией все понятно (она слишком большая, простирается до Тихого океана и имеет свою собственную повестку дня), то для Украины, например, такие перспективы довольно печальны, потому что перечеркивают все ее попытки ориентироваться на Европу", - говорит аналитик исследовательского центра World Markets Research Council Дарио Тебурн. Политически это может стать ударом для Киева, особенно если учесть, что негативные экономические последствия расширения ЕС на Украине скажутся значительно сильнее, чем на России. Несмотря на то что действие соглашения между ЕС и Россией распространяется на страны - новые члены союза, о чем Москва и Брюссель договорились лишь в конце апреля, Россия понесет некоторые убытки (из-за антидемпинговых пошлин на российские алюминий, сталь, удобрения), объем которых исчисляется десятками миллионов долларов в год. Украине расширение ЕС будет стоить 0,5% роста ВВП в год - так как соседние рынки (особенно очень важный торговый партнер - Польша) вводят заградительные пошлины на многие виды украинского экспорта. "Особенно сложно Украине будет понять, если ее оставят за рамками европейской интеграции (даже если речь будет идти о 2020 годе), в то время как членство в ЕС будет предложено Турции", - полагает Тебурн.

В конце 2009 года ЕС обещает начать переговоры с Турцией, которая ждет ответа на свою заявку с 1987 года. Вопрос потенциального членства Турции в «христианском клубе» расколол политические круги Евросоюза. Ведь к 2020 году население Турции составит 82 млн человек и превысит население Германии. В том случае, если Турция вступит в ЕС, по системе распределения голосов она получит максимальное количество, эквивалентное голосам 15 самых маленьких по населению членов союза. Учитывая диспропорцию в уровнях доходов, такие перспективы вызывают в Европе понятные опасения. И хотя Романо Проди заявил, что Турции дорога в Евросоюз по-прежнему открыта, большинство опрошенных «Экспертом» аналитиков полагают, что в обозримой перспективе полное членство в ЕС этой стране не светит. Хотя переговоры о вступлении могут начаться довольно скоро (чтобы ускорить объединение двух частей Кипра), они могут растянуться на десятилетия и привести к подписанию соглашений лишь о свободной торговле.

Схемы с частичной интеграцией (с открытием лишь товарных рынков) ЕС в будущем может предложить и другим соседним странам -- тем же Украине или России. «Соглашение о свободной торговле -- куда более конкретный механизм возможных взаимоотношений ЕС и России в будущем, чем аморфное Общеевропейское экономическое пространство, которое Брюссель предлагает Москве сегодня», -- полагает Дарио Тебурн.

Нужно сказать, что ситуация в ЕС сложилась совсем не простая - Странам Восточной Европы, чтобы преодолеть экономическое отставание от Западной Европы, потребуется от 40 до 60 лет. Утрата же политической самостоятельности новых членов ЕС может негативно отразиться на их экономической политике.

В марте 2000 г. на сессии Европейского совета в столице Португалии была принята Лиссабонская стратегия, которая должна была за 10 лет превратить Евросоюз в «самую динамично развивающуюся и конкурентоспособную экономику в мире». Такая экономика должна была основываться на знаниях и строиться на принципах устойчивого развития.

В качестве главных ориентиров называлось увеличение расходов на НИОКР до 3% ВВП и повышение ежегодных темпов прироста ВВП до 3%. Однако уже к концу 2003 г. стало ясно, что стратегия не выполняется, и шансы на ее спасение равны нулю. Тогда весной 2005 г. сессия Европейского совета в Брюсселе утвердила новый вариант программы. Она стала называться Лиссабонская стратегия экономического роста и занятости, а из текста были изъяты слова о том, что ЕС станет самой конкурентоспособной экономикой в мире. Вместо этого главными целями стали: экономический рост и увеличение числа рабочих мест. Прежние количественные ориентиры – рост расходов на НИОКР, рост ВВП и занятости – сохранились. Одновременно был усовершенствован механизм реализации стратегии и лучше прописаны полномочия национальных правительств и органов ЕС.

Но и вторая попытка оказалась неудачной. Начавшийся осенью 2008 г. мировой экономический кризис привел к тому, что в 2009 г. ВВП Евросоюза упал почти на 4%, а безработица выросла на треть. Еще в 2008 г. органы ЕС выработали план антикризисных мероприятий, а ЕЦБ приступил к экстренной закачке ликвидности в банковский сектор зоны евро. Во второй половине 2009 г. ситуация несколько стабилизировалась, и в четвертом квартале даже появились некоторые признаки оживления. Правда, пока никто из экспертов не берется оценить степень их устойчивости. Но всем понятно, что острая фаза кризиса осталась позади.

Именно это обстоятельство подтолкнуло Европейскую комиссию к разработке нового документа о стратегии экономического развития ЕС – на сей раз посткризисной. Проект третьей версии Лиссабонской стратегии был опубликован 3 марта 2010 г. под заголовком «Европа 2020. Стратегияумного, устойчивогоивсеобъемлющегороста» (Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth).

Документ состоит из шести небольших глав и приложений. Его несомненными преимуществами являются исключительная четкость и доступность изложения. Текст написан простым и выразительным языком и построен так, что разобраться в нем может даже школьник. Три главные цели стратегии указаны в ее названии. Под «умным ростом» понимается развитие экономики, основанной на знаниях и инновациях. «Устойчивым ростом» называется «более конкурентоспособная» экономка, основанная на эффективном использовании ресурсов. «Инклюзивный рост» подразумевает содействие высокому уровню занятости, социальному и территориальному сплочению. Планируется, что к 2020 г. Евросоюз достигнет следующих головных целей (headlinegoals):