Смекни!
smekni.com

Модель шведского социализма и её уроки (стр. 2 из 6)

Основным принципом демократии и парламентаризма, провозглашенным еще в XIII в. в Англии был и остается: «что касается всех, должно быть одобрено всеми», а не как часто бывает, когда общие для всех решения принимаются подавляющим меньшинством людей или представителями этого меньшинства. В самом начале становления демократии идеи равенства были заимствованы из религии и нашли своё отражение в конституциях и законах, они поддерживаются там, где главенствуют моральные устои и принципы, а не государственные институты и инструкции по установлению демократии. Демократия всегда строится снизу, отражая моральные и духовные потребности общества, а не сверху, как делаются попытки у нас, поскольку всегда в той или иной степени власть аморальна, неискренна и подавляющая. Как раз гражданское общество позволяет установить некоторое согласие, паритетное взаимодействие и законодательно закрепленные договоренности между властью и обществом. Еще Уинстон Черчилль, озвучив слова Николая Бердяева, сказал, что демократия – это худшая из всех политических систем, но лучшей не дано. В дореволюционной России было несколько попыток демократизации общества. наиболее интересные предложения были сформулированы еще в 1802 г. М.М. Сперанским, в которых предлагалась реформа всех трёх ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. При Императоре прелагалось создать совещательный орган – Государственный совет, главным судебным органом должен был стать сенат, на местах – подчиненные суды, а высшим законодательным органом –избираемая Государственная Дума, на местах – местные думы, посылаемые своих представителей в Государственную Думу. Этими мыслями воспользовались гораздо позднее, даже в наши дни, что говорит об отсутствии новых идей в государственном устройстве, тем более, что проведенная административная реформа себя не оправдала, а надзорные органы (надзор- полицейская функция государства, а не ведомства) оказались под теми, за кем в том числе должны были надзирать.. Из римского права известно, что благо народа – высший закон. Демократия – это власть народа и должна отражать позицию большинства граждан, реализуемую через различные формы волеизъявления (выборы, плебисциты, референдумы и т.д.) и гражданское общество, когда действия властей всех уровней являются подотчетными и подконтрольными развитой общественности. Выборы – это одно из проявлений демократии, когда избираются те люди, которым народ доверяет управление обществом. Прямые выборы – это как бы мандат народа. Ведь демократия строится не столько на прямой (выборной) связи, сколько на обратной, т.е. на подотчетности избранных (а через них и правительства) перед избирателями с возможностью их отзыва. К сожалению, пока у нас различные формы волеизъявления граждан несколько затруднены, а суды не являются независимыми.

Можно привести наглядный пример зависимости власти от народа в Дании. Там, как и в большинстве стран, наиболее дисциплинированными избирателями являются пожилые люди. И поэтому власть, зависящая от избирателей, которые через своих представителей в парламенте могут отправить исполнительную власть в отставку, старается облегчить положение пожилым. И если ранее в Дании были проведен учет всех пожилых людей с оценкой их дееспособности, социальной и медицинской активности с ежедневным оказанием им на дому необходимых услуг социальными и медицинскими работниками, то затем там организовали так называемые «детские ясли для пожилых». Ежедневно специальным транспортом (с учетом колясочников) пожилые доставлялись в единый для каждого микрорайона центр. Там их кормили, оказывали необходимую помощь, они имели возможность для общения, рукоделия, просмотра фильмов и т.д., а вечером их отвозили домой. Такая форма оказалась и более дешевой, и более социальной эффективной. В демократических парламентах высшие члены исполнительной власти систематически отчитываются об исполнении тех или иных законов и решений, для чего проводится большая подготовительная работа (изучение изменений на местах, опросы граждан и т.д.), что является основным действующим механизмом исполнения принятых актов.

Демократия – это когда интересы людей ставятся выше интересов государства, когда власть для народа, а не народ для власти, когда транспорт для пассажира, а не пассажир для транспорта, когда здравоохранение для пациентов, а не пациента для здравоохранения, когда коммунальное хозяйство для жильцов, а не наоборот и т.д. Всё это идеальный вариант демократии, к которому необходимо стремиться. Но не всегда и не во всех странах во власть избираются самые лучшие и достойные граждане, и поэтому Карлейль заметил, что демократия – это необходимость мириться с том, что нами управляют не герои. Преимущества реальной демократии перед автократией состоят не в выборе умных правителей, а в том, что она ставит жесткие пределы для возможных глупостей властей и не дает правителю увести страну в политический, экономический или социальный тупик. В нашей стране пока не выработаны сдерживающие начала ни в парламенте, ни в судах, ни в реальной оппозиции, которые бы противодействовали (или оппонировали) отдельным действиям исполнительной власти.

Фактически все ветви власти у нас не являются независимыми, и потому отмеченных сдерживающих механизмов нет, что ставит под сомнение истинность демократии. Сегодня в стране существует несколько демократий: отдельно для властей всех уровней, отдельно для олигархов, отдельно для пенсионеров и т.д.

В главе 1 ст. 3, п. 2 Конституции РФ очень верно записано, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Однако нигде не прописаны механизмы влияния народа на власть, хотя они хорошо известны и проверены мировой практикой – прямые выборы и возможность отзыва избранников, референдумы, плебисциты, участие в институтах гражданского общества, попечительских и наблюдательных советах и т.д. Отсутствие четко обозначенных механизмов даёт возможность власти для маневра, в т.ч. путём запрещения референдумов и организации нужных выборов. В результате, по мнению Ф. Искандера, наступает психологический кризис власти – это когда средний гражданин страны чувствует себя умней правительства и его министров.

Общие вопросы экономики.

В развитых странах тщательно изучают не только труды В. Пети, А. Смита, Д. Рикардо, Л. фон Мизеса, Ф. фон Хайека, Дж.М. Кейнса, Д.С. Миля, М. Фридмена и других основателей рыночной экономики, но и, как отмечалось, К. Маркса для того, чтобы избежать социальных потрясений. Именно в силу зависимости властей от избирателей, т.е. благодаря системе, а не по какой-либо иной причине, они в той или иной мере проводят социально ориентированную политику, направленную на экономическое выравнивание и социальный консенсус в обществе. При этом сглаживается острота экономических, социальных, идеологических и этнических противоречий, защищаются права меньшинств, ограничивается произвол власти и бизнеса. На самом деле, вопреки утверждениям некоторых рьяных рыночников и монетаристов, государство должно активно влиять на рыночную экономику, устанавливая «правила игры» на рыночном поле, и управлять развитием страны, но не через указы Президента или постановления правительства, а посредством тщательно продуманной, взвешенной и достаточно гибкой налоговой политики (а также экономической, таможенной, бюджетной, кредитной, банковской, инвестиционной, торговой, законодательной, структурной и т.д.).

Совсем недавно наши младореформаторы восхищались монетаристскими идеями (цель была подавить инфляцию путем резкого сокращения расходов), затем они увлеклись опытом Аргентины, экономика которой рухнула достаточно быстро и похоронила под своими обломками её идеологов и создателей. Там при министре экономики Кавальо при высочайшей инфляции с 1991 г. был жестко установлен паритетный курс песо и доллара, в результате чего прекратились эмиссия не обеспеченных денег и воровской экспорт из страны, на долю которого приходилось всего 10% ВВП, а остальные 90% - на внутреннее производство. Фактически кризис в Аргентине, как и дефолт в нашей стране, был спровоцирован действиями чиновников, разворовавших бюджет, и местными властями, выпустивших и продавших облигации под гарантии государства на суммы, во много раз превышающие бюджет. А государство в условиях нелегитимной олигархической экономики не сыграло своей роли на опережение и на прекращение утечки денег за рубеж. В результате – обвал песо, очереди в банках, замороженные вклады, пустые прилавки, резкий спад экономики и производства. В Аргентине был объявлен дефолт и страна заявила, что не может оплатить по внешним кредитам и займам. Причина – коррумпированность политической системы. Очень показательная картина.

Как правило, смешанная экономика приспосабливает современные теории (кейнсианские, неоклассические, институциональные), их инструментарий и рецепты к решению конкретных социально-экономических проблем. При этом основу общественного устройства составляет сочетание эффективного производства со справедливым распределением, т.е. сочетание некоторых признаков капитализма и социализма. В условиях смешанной экономики основные функции государства заключаются в перераспределении доходов с целью обеспечения общественного благосостояния и в плановом регулировании общественного производства. В общем смысле государство благосостояния – это система политики, в которой ответственность государства распространяется до ответственности общества за благосостояние граждан, а его цель – предоставление всем членам общества одинаковых юридических, политических и социальных прав. В рамках смешанной экономики решаются общие для таких стран проблемы: