Смекни!
smekni.com

Роль региоанльных политических партий в зарубежных странах (стр. 1 из 2)

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Реферат

на тему:

«РОЛЬ РЕГИОАНЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ».

Выполнил:

студент 403 группы 4-го курса

дневного отделения

специальности «политология»

Куркин Роман Евгеньевич.

Проверил:

профессор – И. Н. Галинский

Тирасполь 2010


План

Введение

Роль региональных политических партий в Европе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

По территориальному признаку партии делятся на общенациональные, действующие на всей территории национального государства, и региональные, большинство из которых ограничивает свою деятельность пределами какой-либо префектуры, региона и т.п. Вместе с тем региональные партии обычно довольно тесно связаны с общенациональными партиями.

Другими словами, такая редкая группа партий, как региональные партии, в отличие от национальных или клерикальных, объединяют не представителей какой–то религии или этнической группы, а жителей отдельного региона, которые сознают свою некую особость, свой особый статус.

Региональный феномен на настоящий момент наукой изучен еще явно недостаточно. Однако, несмотря на это, он приобретает все большее значение в современной европейской политике.

Именно поэтому подробным изучением данного вопроса занимается сегодня ряд зарубежных политических и неполитических исследовательских центров. В Российской Федерации вопросами зарубежного регионального партийного строительства совсем недавно стал вплотную заниматься Институт Европы Российской Академии Наук.

В современной Европе региональные партии по большей части являются одновременно выразителями этнополитических интересов, что позволяет употреблять по отношению к ним термин «этнорегиональные партии».

Роль региональных политических партий в Европе.

В 1990-х годах ХХ – начале ХХI века на пространстве от Северной Атлантики до Средиземноморья и Балтии активизировались партии, защищающие права национальных меньшинств. Как уже было сказано выше, современная партология относит их к категории этнорегиональных, хотя данный термин не полностью отражает все многообразие партий данного типа. Только в странах Европейского Союза насчитывается около 50 национальных меньшинств со своими партиями, имеющими зачастую достаточно сложную историю взаимоотношений с коренной нацией.

В Западной Европе есть лишь две страны с однородным национальным составом населения, где не существует национальных меньшинств, отстаивающих собственные интересы. К этим странам относятся Португалия и Исландия.

Существуют различные подходы к типологизации партий регионального уровня. Рассмотрим одну из наиболее распространенных типологий. В этом случае к числу идентификационных признаков можно отнести следующие: а) национальный (этнический);

б) региональный (территориальный);

в) лингвистический (языковой);

г) конфессиональный (религиозный).

В западноевропейских партиях регионального типа совокупность четырёх идентификационных признаков чаще всего не присутствует.

К примеру, Шведская народная партия Финляндии подпадает под категорию этнолингвистической, так как ни особого района проживания, ни конфессионального отличия от коренного населения шведы здесь не имеют.

Партия Лига Севера в Италии может быть названа регионально-лингвистической, с учётом ареала функционирования и языковых особенностей этой части государства.

Соответствующие партии Шотландии, Уэльса, Корсики, Каталонии и Страны Басков обладают тремя из четырёх идентификационных признаков и могут быть названы региональными этнолингвистическими.

Партии Северной Ирландии – юнионисты Ольстера, представляющие протестантов, и Шин Фейн, соответственно, католики – этноконфессиональные регионалисты.

В двух странах Юго-Восточной Европы есть партии, которым присущи все четыре обозначенных признака. Это партии турецкого в Болгарии и венгерского в Румынии национальных меньшинств, которые отличаются от других партий этих стран этничностью, языком, районами проживания, конфессиональной ориентацией.

Безусловно, образование региональных и, в частности, этнорегиональных партий – факт не последних десятилетий. Многие из них появились достаточно давно. Ещё в конце ХIХ века они возникли в крупных районах Испании, таких, как Каталония и Страна Басков, а также во Франции (Бретань, Корсика). В межвоенный период подобные партии появились в Шотландии и Уэльсе, на территории Югославии (в Хорватии и Словении) и т. д. Перечисление можно продолжать.

Ныне присутствие региональных политических партий на европейской политической сцене стало заметным, как никогда.

Данный факт может быть следствием того что, отчасти активизация этнорегиональных партий являет собой реакцию малых народов на процессы европейской интеграции и глобализации, боязнь утратить свой язык и традиции, лишиться своей самобытности. Стремясь повысить этнокультурный статус своих образований, региональные политические элиты ратуют за создание “Европы регионов”. Стоит отметить, что подобная идея поддерживается представителями регионов практически всех европейских государств.

Эти тенденции стимулируются перестройкой Евросоюза в структуру федеративного типа. Сказывается и происходящая во многих странах Европы смена парадигмы государственного устройства – переход от централизма к деволюции (к региональной автономии). Речь идет о таких государствах, как, скажем, Великобритания, Испания, Италия, Бельгия и др.

Важное значение имеет также неравномерность экономического развития, усиление диспропорций между различными частями единого государства. Такие тенденции можно наблюдать в Бельгии, Италии.

Заметную роль сыграли и сдвиги в геополитической ситуации, связанные с распадом СССР, Югославии, Чехословакии.

Региональные и этнорегиональные партии широко представлены в политических системах европейских стран. Взяв за критерий их функции в органах исполнительной и законодательной власти, можно выделить три основных типа их политического участия.

Первый тип участия – этнорегиональные партии выступают как партнеры в правительственных коалициях (например, баварский Христианский социальный союз, Шведская народная партия Финляндии, итальянская Лига Севера в 1994–1996 и 2001–2006 гг.). Исключительно важную роль играют партии данного толка во многих странах Юго-Восточной Европы, например, в Болгарии, Македонии, Румынии, Словакии. Удельный вес партий заведомого меньшинства заметно превосходит их формальное политическое представительство и превращает их в ключевых игроков, нередко определяющих соотношение сил в парламенте и судьбу правительств.

Во многом такое положение является объективным следствием все еще сохраняющегося в ряде рассматриваемых стран биполярного раскола общества на “посткоммунистов и антикоммунистов”, их примерного равенства и сложившейся “двух с половиной партийной системы”. Вместе с тем некоторые из этих партий и сами зарекомендовали себя в качестве самостоятельной и зрелой политической силы, поднявшейся и над этнической ограниченностью, и над исторически обусловленной предубежденностью против тех, от кого они претерпели в прошлом.

Одной из зарекомендовавших себя таким образом партий можно считать Движение за права и свободы (ДПС) турецко-мусульманского меньшинства Болгарии. В постсоциалистической Болгарии эта партия – непременный участник многих правительственных коалиций. Искусная партийная тактика и высокая договороспособность превращают лидеров партии в важнейших действующих лиц современной болгарской политики.

Второй тип участия этнорегиональных партий в политической жизни своих стран – оппозиционная парламентская деятельность. Можно сказать, что присутствие в национальных парламентах Великобритании, Испании, Бельгии, Латвии, Литвы определенного количества депутатов, не имеющих реальных шансов войти в те или иные коалиции, дает им возможность и быть услышанными, и выдвигать законодательные инициативы.

Наконец, третий и наиболее распространенный тип политического участия регионально-этнических партий – политика в местных органах власти (региональные парламенты, коммуны, общинные советы и т. п.). Здесь регионалы влияют на проблемы образования, здравоохранения, экологии и т. д.

Европейский опыт свидетельствует, что немало региональных и этнорегиональных партий вносит существенный вклад в укрепление государственности в своих странах. Так, Христианский социальный союз десятилетиями находится у власти в Баварии, некогда отсталой и аграрной, а ныне превратившейся в один из самых процветающих и “образцовых” регионов Европы. Эту партию можно считать весьма эффективной и успешной силой, которая, отстаивая интересы своего региона, не только не проявляет сепаратистских тенденций, но и стремится как бы повести за собой другие регионы Германии.

Интересен и опыт Шведской народной партии в Финляндии. В немалой степени благодаря деятельности этой партии проблема шведского меньшинства в Финляндии решается успешнее по сравнению с решением проблем национальных меньшинств в других странах Европы. Несмотря на то, что шведов в Финляндии всего 6%, эта группа населения пользуется широкой культурной автономией, сохраняет свой язык, политические права и т.д.