Значительный вклад в развитие общественно-политической мысли XVI - первой половины XIX в. внесли социалисты-утописты.
Тысячелетия насчитывает мечта людей о лучшем и справедливом устройстве общества, достойном месте в жизни человека-труженика. В прошлом такие мечтания выливались в различные утопии (с гр. и - нет + topos - место - место, которого нет), содержание которых отражало идиллические представления об утраченном «золотом веке», о патриархальном образе жизни.
Утопический социализм в своем развитии прошел следующие этапы: 1) ранний (XVI-XVIII вв.); 2) критический западноевропейский утопический социализм (первая половина XIX в.); 3) революционно-демократический (середина и вторая половина XIX в.).
Выступая выразителями и защитниками интересов угнетенных народных масс, социалисты-утописты целиком отрицали как старый феодальный, так и новый буржуазный общественный строй. Они высказывались за необходимость принципиально нового общественного устройства, основанного на равенстве всех граждан, коллективной собственности, обязательном труде для всех, общественном самоуправлении.
Основоположником утопического социализма считается видный английский мыслитель и государственный деятель Томас Мор (1478- 1535). В идеальном государстве, описанном им в книге «Утопия», все должностные лица избираются народом, действуют в его интересах и отчитываются перед ним. Все трудоспособные работают и поровну делят между собой результаты труда. Такое общество он назвал коммунистическим (от лат. communis, communisme - общий, всеобщий). Следовательно, именно Томас Мор первым ввел в научный оборот понятие «коммунизм».
Видными представителями утопического социализма являются также итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639), англичанин Джерард Уинстенли (1609-после 1652), французы Жан Мелье (1664— 1729) и Гракх Бабеф (1764-1796).
Вершиной социального утопизма явился критический утопический социализм, а его деятели - французы Анри Сен-Симон (1760— 1825), Шарль Фурье (1772-1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771— 1858) - наиболее видные представители этого направления социально- политической мысли. Они не только подвергли уничтожающей критике тогдашний, еще молодой капитализм, но и высказали ряд гениальных догадок относительно более справедливого, социалистического общества. Кстати, ими, а точнее учеником Сен-Симона Ле Руа, был впервые введен в научный оборот термин «социализм» (от лат. socialis - общественный, товарищеский).
К их гениальным догадкам следует прежде всего отнести: ликвидацию эксплуатации человека человеком; превращение государства в простое управление вещами и производством и развитие последнего по разумному плану; гармонизацию общественных отношений и формирование гармонически развитой личности; ликвидацию противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней; эмансипацию женщин; новую систему воспитания подрастающего поколения. Поскольку речь идет о возможных путях будущего общественного устройства, эти догадки имеют не только историко-познавательное, но и в определенном смысле практическое значение.
Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс самой сильной стороной творчества социалистов-утопистов считали их критическое отношение к утверждавшемуся капитализму. Одновременно они высоко ценили их предвосхищения будущего, в которых содержались зародыши почти всех позднейших социалистических идей. «Немецкий теоретический социализм, - писал Ф. Энгельс, - никогда не забудет, что он стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна - трех мыслителей, которые, несмотря на всю фантастичность и весь утопизм их учений, принадлежат к величайшим умам всех времен и которые гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно...» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 18. - С. 498-499).
Передовые идеи мыслителей России и Беларуси
Многие идеи западных мыслителей, в т. ч. и социалистов-утопистов были использованы русскими революционерами- демократами В.Г. Белинским (1811-1848), А.И. Герценом (1812-1870), Н.Г. Чернышевским (1828-1889), Н.А. Добролюбовым (1836-1861).Все они были единодушны в том, что главной движущей силой развития общества являются народные массы. Исторический процесс рассматривали как борьбу угнетенных масс со своими угнетателями, поэтому отстаивали их право на борьбу, восстание, революцию. При этом они считали, что Россия может миновать капиталистический путь развития и перейти к социализму через крестьянскую общину, в которой видели праобраз будущего общества.
Идеи гуманизма и Возрождения, как и более поздние взгляды западных мыслителей, нашли отражение и в передовой мысли Беларуси той эпохи, в частности во взглядах Ф. Скорины (около 1490-1552), белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя. Он первым стал приобщать свой край к передовым идеям Запада, с которыми познакомился во время учебы и работы за границей и которые были использованы при подготовке первой редакции «Статута Великого княжества Литовского» (1529 г.).
В комментариях к переведенной им на старобелорусский язык Библии он определяет законодательную деятельность как высшее призвание правителя, поскольку закон, по его мнению, упорядочивает отношения между сословиями и отдельными гражданами, придает общественной жизни смысл и взаимопонимание. Справедливым является тот закон, говорил Ф. Скорина, который «не к пожытку едiнага человека, но к посполiтому добру напiсанный».
Выразителем передовых общественно-политических взглядов того времени и популяризатором истории и культуры Беларуси за ее пределами являлся поэт-гуманист М. Гусовский (около 1470-1533), автор «Песни о зубре» (1522 г.). Смелая критика поэтом феодальной политики и морали господствующих сословий, защита человеческой свободы оказали заметное влияние на социально-политические взгляды С. Будного. Ф. Скорина и М. Гусовский заложили гуманистическую и свободолюбивую традицию в истории духовных исканий белорусского народа.
Видными представителями белорусской политической мысли того времени были также Андрей Волан (1530-1610), Сымон Будный (около 1530-1593), Василий Тяпинский (около 1540-1604), Михаил Литвин (XVI в.), Лев Сапега (1557-1633) и др.
Видную роль в развитии революционно-демократических поли- I ических идей и становлении национального движения в Беларуси сыграл Кастусь Калиновский (1838-1864). Всю свою недолгую жизнь он посвятил делу освобождения белорусского и литовского народов. Стал идеологом и одним из руководителей шляхетско-крестьянского вооруженного восстания против царского гнета 1863-1864 гг., после поражения которого был схвачен и казнен. Он организовал первую массовую на Беларуси газету «Мужыцкая прауда». В крестьянстве видел силу, способную обновить Беларусь. Освобождение народа - дело его собственных рук - считал К. Калиновский.
Политические учения современности
Правопреемником и продолжателем революционно-демократических и социалистических традиций западноевропейской социально-политической мысли стало учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) - марксизм. Однако марксизм не является простым продолжением предшествовавших ему социально- политических взглядов и идей. Он был вызван к жизни объективной необходимостью дать ответы на новые вопросы, поставленные ходом истории в первой половине XIX в. Основным из них являлся вопрос о путях достижения провозглашенных эпохой Просвещения социальной справедливости и свободы личности. Поскольку буржуазным общественным отношениям решение его оказалось непосильным, возникла потребность в поиске путей достижения данной цели через социальное освобождение личности. Анализу этой кардинальной проблемы в сущности и посвящен марксизм.
Центральным направлением марксистского анализа политики как общественного явления стали сформулированные К. Марксом и Ф. Энгельсом положения об обусловленности политических отношений способом производства материальных благ, о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти. С классовых позиций подходили они и к определению происхождения и сущности политической власти, государства как ее основного инструмента, к его будущему, а также ко многим другим теоретическим и практическим вопросам политики.
Выдвинутые и теоретически обоснованные К. Марксом и Ф. Энгельсом идеи на Западе получили развитие в трудах В. Либкнехта, А. Бабеля, К. Либкнехта и Р. Люксембург (в Германии), П. Лафарга (во Франции), А. Лабриолы (в Италии), Г.В. Плеханова и В.И. Ленина в России и многих других мыслителей.
Со временем марксизм, становясь достоянием политического движения, приобрел различные оттенки. Фундаменталисты пытались и пытаются превратить это революционное и критическое учение в догму, своего рода пьедестал под собственной персоной. Догматиков раздражает разнообразие позиций по многим вопросам внутри самого марксизма. Но единство - это не тождество во всем, оно в признании основополагающих принципов и ценностей. Марксизм – это прежде всего метод, а не буква, не догма, а руководство к действию.
Высшим критерием истинности любой теории является практика, теория не может быть более права, чем жизнь. «Любая идея неизменно посрамляла себя, - отмечал К. Маркс, - как только вступала в противоречие с практикой». Именно такой творческий подход к марксизму является важнейшим условием сохранения главного в нем - его гуманистической направленности, творческого духа, приверженности поиску истины и утверждению справедливости. Именно в этом основная суть марксизма. Это уже потом его превратили в некую новую библию.
Следует признать, что не все положения классического марксизма выдержали испытание временем. Это прежде всего преувеличение роли рабочего класса и соответственно недооценки роли крестьянства и особенно интеллигенции, абсолютизация революционных форм борьбы и диктатуры пролетариата, толкование сущности государства как машины подавления и некоторые др.