Указанные признаки гражданских процессуальных правоотношений позволяют отличить их от других видов правоотношений. В настоящем исследовании нас интересует их различие и сходство с административно – правовыми отношениями, т. к. именно эти отношения просматриваются в исполнительном производстве.
Административно - правовые отношения, как и гражданские процессуальные правоотношения, можно назвать властеотношения. В отличие от гражданских процессуальных отношений, где носителем властных полномочий является суд, в административно – правовых отношениях носителем властных полномочий является орган государственного управления или орган исполнительной власти, которые прямо и непосредственно выражают волю и интересы государства.
Существенной особенностью административно – правовых отношений является то, что обязательный властный субъект этих правоотношений действует именно властно, т. е. принимаемые им решения либо совершаемые им действия приобретают юридическую силу независимо от согласия или несогласия другой стороны. Поэтому принцип диспозитивности не применим в административном процессе.
Приведенный анализ особенностей гражданских процессуальных правоотношений и административно – правовых отношений позволяет выделить ряд таких же особенностей в правоотношениях, возникающих в исполнительном производстве. В правоотношениях в исполнительном производстве, как и в гражданских процессуальных и административно – правовых, действует основной и обязательный субъект – судебный пристав - исполнитель.
Судебный пристав – исполнитель является представителем исполнительной власти и наделен властными полномочиями. Так же в правоотношениях в исполнительном производстве просматриваются отношения подчинения нижестоящих звеньев управленческой вертикали вышестоящим, что то же является признаком административно – правовых отношений.
Правоотношения в исполнительном производстве как и гражданские процессуальные правоотношения пронизывает принцип диспозитивности, что придает им сходство. Единство гражданских процессуальных правоотношений и правоотношений в исполниетльном производстве проявляется также в основаниях возникновениях этих правоотношений.
Из вышеизложенного следует, что правоотношения в иполнительном производстве очень сходны с гражданскими процессуальными правоотношениями, хотя обладают рядом отличительных черт, присущих административно – правовым отношениям, т. е. правоотношения в исполнительном производстве не являются ни «чисто» гражданскими процессуальными правоотношениями, ни «чисто» административно – правовыми отношениями. Иными словами, на правовое регулирование исполнительного производства распространяются нормы административного права и административного процесса, нормы гражданского процессуального права, а также других отраслей права, например, гражданского.(39)
По мнению автора, с учетом сказанного, исполнительное производство - это не стадия гражданского (или арбитражного ) процесса. По нашему мнению, отношения, возникающие в связи с исполнением решений юрисдикционных органов являются предметом регулирования самостоятельной отрасли права - исполнительного
права.3
Аналогоичные взгляды высказывались учёными в дореволюционной России. Известный представитель цивилистической и процессуальной науки професор Ю. С. Гамбров исключил исполнительное поизводство из курса лекций по гражданскому процессу. Эта идея близка и многим другим учёным. В этой связи М. А. Гурвич указывал, что исполнительное производство не входит в состав деятельности по правосудию и является по отношению к ней « инородным клином ». Он утверждал, что это производство «также связано с правосудием, как и с деятельностью арбитража и нотариуса в части его исполнительных действий».4
Развивая идею выделения исполнительного производства в самостоятельную отрасль права, В. В. Ярков предложил проект Исполнительного кодекса РФ, который, по его мнению, должен объеденить в себе различные способы реализации исполнительных документов и разнообразные исполнительные процедуры, учитывающии особенности гражданского, налогового, финансового, инвестиционного, земельного, жилищного и иного законодательства.5
Законодательная практика России нашего времени развивается по пути создания самостоятельных от гражданского процессуального права актов, регламентирующих исполнение судебных и иных решений. 6 ноября 1997 года в Российской Федерации вступили в силу новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве», а также Федеральный закон «О судебных приставах».6
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительное производство по федеральным законам «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» организационно выведено из сферы судебной власти и переданно к ведению органов исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесения судебного акта, а также контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по организационному обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов.Судебные приставы-исполнители теперь полностью подчинены органам исполнительной власти – органам юстиции.
Принятие названных законов было вызванно тем, что действующий до недавнего времени механизм принудительного исполнения судебных и других актов сформировался в иных, по сравнению с современными, экономических условиях и не был рассчитан на рыночные отношения и реальное обращение взыскания на имущество не только граждан, но и индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по их долгам. Для многих граждан, организаций и судебной власти в целом стало серьёзной проблемой побуждение должника к исполнению своих обязательств, закреплённых в правоприменительном акте.
В этих условиях получила широкое распространение так называемая «теневая юстиция» , т. е. посредничество организованных преступных формирований и их лидеров в урегулировании имущественных споров и взыскания долгов путём создания параллельных государственным службам криминальных структур, дествующих противозаконными методами.
Сложное положение с исполнением судебных актов и актов иных органов подтверждается рядом примеров. Так, согласно статистике, в 1996 г. в Российской Федерации были произведены взыскания и исполнительные действия по 35 % от всех оконченных производством исполнительных документов. В пользу юридических лиц взыскания произведены на 23 %.7
Разработка и принятие Федерального закона «Об исполнительном производстве» преследовала следующии цели :
1) восполнить пробелы в действующем законодательстве, регулирующем отношения, связанные с обращением взыскания на денежные средства и имущество граждан и организаций должников ;
2) устранить противоречия в действующем законодательстве ;
3) добится реального и своевременного исполнения судебных актов и актов других органов ;
4) повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам ;
5) поднять эффективность решения судов и иных органов, а следовательно и их авторитет в обществе.
Принятие названных законов сняло определенные противоречия, ввело в действие многие новые нормы, устраняющие пробелы в законодательстве, но не решило многих насущных проблем. Некоторые из которых мы ниже рассмотрим.
Помимо упомянутых законов, регулирование исполнительного прозводства осуществляется самыми различными правовыми актами, что объясняется комплексным характером данной правовой сферы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законодательство России об исполнительом производстве состоит из данного Федерального закона, Федерального закона «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих порядок и условия принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. К числу правовых актов, регулирующих осуществление исполнительного производства и совершения исполнительных действий, можно отнести следующие федеральные законы:
ГПК. Поскольку нет иного Перечня видов имущества граждан, на которое может быть обращено взыскание по исполнительным документам, то подлежит применению Перечень, прилагаемый к ГПК ( Приложение № 1 к ГПК ). Значение источников правового регулирования исполнительного производства имеет также Приложение № 2 к ГПК ( Восстановление утраченного судебного или исполнительного производства ). В практике совершения исполнительных действий возникает необходимость обращения к ГПК и по другим вопросам.
АПК. Здесь урегулированы следующии вопросы, не получившие разрешения в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» : немедленное исполнение решения арбитражного суда ( ст. 135 ), выдача нескольких исполнительных листов по одному судебному акту ( ст. 199 ), поворот исполнения судебного акта ( ст. 208-209 ), и ряд других вопросов.
ГК. Здесь урегулированы: порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализация ( ст. 349, 350 ), порядок проведения торгов (ст. 447-449 ). В исполнительном производстве имеют непосредственные значение нормы ГК о собственности, обязательствах и другие положения ГК, так или иначе связанные с совершением конкретных исполнительных действий, оценки фактических обстоятельств в стадии исполнительного производства.
Федеральный закон «Об ипотеке ( залоге недвижимости )». В этом законе подробно урегулированы вопросы, связанные с обращениемм взыскания на недвижимость.
Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже». Здесь урегулированы вопросы порядка исполнения решений международных коммерческих арбитражей ( разд. 8 ).