Смекни!
smekni.com

История правового регулирования земельных отношений в России (стр. 1 из 4)

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Оренбургский Государственный Университет

Факультет заочный

Кафедра экологического и земельного права

контрольная РАБОТА

По земельному праву

тема: История правового регулирования земельных отношений в России

Выполнил: студент 1 курса

группы 98 ЮР-2 Прищепо Ю.А.

Проверил: Криволапова Л.В.

2001 г.

Содержание

1.Земельная реформа 1861 г. и её правовое содержание

2.Столыпинская аграрная реформа 1906 г.

3.Земельные отношения накануне 1917 г.

4.Становление земельного права в годы Советской Власти

-Декрет о земле

-Социализация земли

-Первый земельный кодекс 1922 г.

-Образование Союза ССР и земельное законодательство

5.Земельная реформа в Российской Федерации и её правовое закрепление

-Начало реформы

-Первые правовые акты земельной реформы

-Земельный кодекс РСФСР 1991 г.

1. Земельная реформа 1861 г. и её правовое содержание

Объем прав, предоставляемых аграрным про­изводителям, на землю — это один из нагляд­ных показателей отношения государственной политики к сельскому хозяйству. На кого и в какой степени возла­гается основное бремя хозяйствования на земле, кто интересен го­сударству как основной субъект использования сельскохозяйствен­ных земель; какие меры принимаются по охране сельскохозяйст­венных земель — все эти вопросы приобретают специфическое ка­чество в периоды аграрных реформ. К ним добавляется ряд новых политических аспектов. Государственный режим, влиятельные об­щественные круги, интересы которых так или иначе затрагивает земельная реформа, экономическая, международная ситуация, даже чисто субъективные условия появления лиц, способных возглавить преобразования, — все имеет значение для возникновения и хода реформ. Не последнее место здесь занимают и идеологические ори­ентации правящих кругов. На одном из этапов подготовки право­вых основ проведения реформ существенное значение приобрета­ют правовые и экономические теории, так как при их отсутствии или недостаточной разработанности идеи реформ, как это показы­вает практика, либо остаются нереализованными, либо реализуют­ся в непредсказуемом направлении.

Все это можно отнести и к земельной политике российских властей в отношении аграрных реформ.

Начало серьезной работы по подготовке аграрной реформы середины XIX в. непосредственно связано с началом царствования Александра II (1855 г.).

Ситуация в стране, сложившаяся к моменту воцарения, была весьма тяжелой. Экономический кризис внутри страны из-за от­сталости производства усугублялся падением международного ав­торитета, связанного с неудачами крымской войны. Россия теряла прежние позиции на международном сельскохозяйственном рынке. Сельскохозяйственное производство оставалось весьма отсталым, крепостной строй не оставлял больше надежд на его развитие. И страшным доказательством этого был рост крестьянских волнений.

Александр II принимает решение о проведении реформ, и, преж­де всего аграрной. Однако известному Манифесту 1861 г. предше­ствовала почти пятилетняя работа по подготовке условий проведе­ния преобразований и основных документов. Сперва был образован Секретный комитет (1857 г.), основной задачей которого был не­гласный сбор информации о состоянии крестьян в это время. Вслед за этим в некоторых губерниях открывались свои комитеты по об­суждению крестьянского вопроса (в том числе в Литве, в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде). В 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу занял место Секретного, после чего работы по подготовке реформ стали проводиться гласно.

Работа была поставлена таким образом, что сперва (еще Сек­ретным комитетом) губерниям были разосланы вопросы, прислан­ные ответы на которые легли в основу проекта проведения реформ. Специальная Комиссия Главного комитета была обязана изучать присылаемые из губерний ответы и предложения по реформе.

В 1958 г. специально для проведения окончательных законопроектных работ был создан особый орган, названный Редакцион­ными комиссиями. Он состоял наполовину из представителей пе­тербургских чиновников и наполовину из лиц, зарекомендовавших себя как специалисты в крестьянском, аграрном и иных вопросах, имеющих отношение к реформам. Таким образом, состав Редакци­онных комиссий был весьма разнообразным и авторитетным. Воз­главил их Ростовцев.

Работа Редакционных комиссий на протяжении всего их дей­ствия была намеренно гласной. Сведения о работе публиковались и обсуждались в российской печати. Организатор работ, Ростовцев, видел в этом возможность привлечь к подготовке проектов как можно больше идей и мнений. При подготовке проекта реформ не обо­шлось и без столкновений различных концепций их проведения.

Крупное российское дворянство, владевшее большими земель­ными территориями, в первую очередь было заинтересовано в про­ведении реформ с наименьшими жертвами со своей стороны. Поте­ря земельных площадей в ходе реформ была явно не в их интере­сах. Боялись они и усиления крестьянских волнений. Поэтому круп­нопоместное дворянство усиленно продвигало проект, на основе которого крестьяне освобождались бы "лично", т. е. без земли. Освобождение должно было проходить постепенно — от губернии к губернии.

Влияние консервативных кругов, в которые входили и крупные государственные чиновники, и представители известных в Рос­сии дворянских фамилий, было очень велико. Более прогрессивно­му политическому блоку (в него вошли не менее влиятельные чи­новники Петербурга, представители губерний и авторитетные об­щественные деятели) пришлось проявить немалое политическое умение, чтобы преодолеть это давление и не довести дело до госу­дарственного кризиса.

Сторонники более прогрессивных преобразований отстаивали необходимость освобождения крестьян одновременно по всей Рос­сии и наделение их землей. В общем и целом, эта концепция ре­форм победила. Единственная уступка требованиям консерваторов заключалась в том, что крестьяне наделялись землей не бесплатно, а с обязанностью выплатить помещику (бывшему хозяину) выкуп­ных платежей.

Что представляло из себя новое законодательство о крестья­нах?

Положения 19 февраля 1861 г. (Общее положение о крестья­нах, Положение о выкупе и др.) декларировали отмену крепостной зависимости, установили право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него. По этому за­конодательству земля была крестьянам выделена, но, как уже го­ворилось, использование земельных участков существенно ограни­чивалось обязательствами перед бывшими собственниками по их выкупу.

Обязательства эти были настолько долгосрочными, что в тео­рии сложилось мнение о надельном землепользовании как о разно­видности долгосрочной аренды — оброчном пользовании.

Субъектом земельных отношений в центральных губерниях России признавалась крестьянская земельная община. Внутри зе­мельной общины крестьянской семье (крестьянскому двору) предо­ставлялось право пользования частью земельного надела общины — одной или несколькими полосами земли. Для того чтобы уравнове­сить права крестьянских дворов на надел, для общины было уста­новлено право периодического "передела" земли — особой проце­дуры обмена земельных полос, как правило, одновременно всеми членами общины.

В иных (южных и прибалтийских) губерниях субъектом зе­мельных отношений был признан крестьянский двор, именно он наделялся правами на надел.

Установленная разница в режиме крестьянского землевладе­ния в центральных и окраинных частях России была обусловлена низким благосостоянием крестьян центральных губерний. При про­ведении реформ предполагалось, что в общине крестьянам будет проще наладить доходное хозяйство и справиться с выкупными платежами. Как показало дальнейшее развитие событий, это пред­положение оправдало себя не вполне.

Законы от 26 июля 1863 г. и от 24 ноября 1866 г. продолжили реформу тем, что уравняли статус удельных, государственных и помещичьих крестьян, тем самым объединив их в сословие крес­тьян с единой юрисдикцией.

Законодательство 1863 г. (Законы от 18 июня и 14 декабря) ограничивали права надельных крестьян в вопросах передела за­лога и отчуждения земли с тем, чтобы укрепить и ускорить выпла­ту выкупных платежей. Это не позволило приравнять крестьян к иным сословиям в вопросах реализации прав на землю еще некото­рое время.

18 мая 1882 г. учреждается Крестьянский поземельный банк. В том, что касалось прав крестьян на землю, его роль заключалась в некотором упрощении получения (приобретения) земельных участ­ков крестьянами на праве личной собственности, не распростра­ненной среди этого сословия. Однако до реформы начала XX в. операции Банка не играли существенной роли в расширении прав собственности на крестьянские земли.

Таким образом, начиная с 1861 г. крестьяне или единолично, или в рамках земельных общин выступают в качестве носителей прав и обязанностей на землю по законодательству.

Однако еще долгое время после первых реформенных шагов середины XIX в. законодательство о крестьянах, и законодательст­во о крестьянском землепользовании в том числе, носило достаточ­но специфических черт, чтобы теоретикам представилась возмож­ность говорить о крестьянском земельном праве, отличном от об­щих положений.

2. Столыпинская аграрная реформа 1906 г.

Для аграрной реформы этого периода было характерно то, что она проходила в условиях еще более мощного кризиса, охватившего практически все стороны политической и экономической жизни стра­ны. И одной из наиболее серьезных оказалась ситуация в аграрной сфере.

Известно, что в проведении преобразований П. А. Столыпин опирался на программу, разработанную ранее известным преобразователем С. Ю. Витте, но отвергнутую в пользу иной программы подготовленной министром внутренних дел В. К. Плеве. Разница между этими двумя программами была существенная. Если про грамма Плеве предусматривала активное вмешательство государства в сельское хозяйство, поддержку общины и крупного помещичьего землевладения, то Витте предлагал делать ставку не на государственную поддержку прежней структуры, развивать и поддерживать хозяйственную активность крестьян путем установления частной собственности на землю и упразднения общинного строя. Революция 1905 г. наглядно показала, насколько был прав Витте говоря о необходимости применения более радикальных мер. Одна ко к этому времени С. Ю. Витте был уже отстранен от государст­венных дел, и за проведение реформы взялся П. А. Столыпин.