Смекни!
smekni.com

Конституционно – правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ (стр. 5 из 6)

Таким образом, в соответствии с нормой пункта 2 статьи 4 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»,государство имеет обязанность и ответственность обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Поэтому комментируемое положение не дает права ни религиозному объединению вмешиваться в содержание и органи­зацию образовательного процесса в светской школе, ни администра­ции учебного заведения вводить обучение религии в сетку школьных занятий. Она лишь предоставляет возможность использовать помещения школы для проведения занятий по обучению религии за пределами программы.

Таковы основные документы федерального уровня, предусматривающие регулирование вопросов религиозного и религиоведческого образования, обеспечения свободы совести в сфере образования. В них зафиксирован светский характер образования, предполагающий, что: школа (общеобразовательная и специальная) не формирует того или иного отношения к религии; в ней запрещено создание религиозных организаций, отправление религиозного культа; в процессе обучения и воспитания обеспечиваются свобода совести, информации, свободное выражение собственных мыслей, мнений, убеждений; выпускники государственных, муниципальных и религиозных образовательных учреждений имеют равные права на поступление в учебные заведения следующего уровня; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2.2 Законодательные акты субъектов Российской Федерации

Теоретически, эти акты должны быть основаны на Конституции РФ, федеральных законах, учитывать международное право и региональные особенности исторического, этнокультурного и конфессионального характера.

Так, Закон Удмуртской Республики «О народном образовании»(принят в 1995 г.) содержит следующую норму: «Образовательные учреждения и органы управления народным образованием независимы от идеологических установок и решений партий, общественных движений и организаций; создание и деятельность в них организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается» 8. Светский характер образования обеспечивается, в соответствии с этим законом, как его содержанием, так и тем, что в государственных образовательных учреждениях не могут использо­ваться религиозная символика,

_______________________________________________________________________

8. Цитируется по текущему делопроизводству Администрации президента Республики Удмуртия (Ижевск, 1995).

обрядность и предметы культа.

Образовательные программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и государственные образовательные стандарты не предполагают обучения основам религии с церковно-богословских позиций. Религиоведческие элементы могут иметь место в курсах литературы, истории, иных гуманитарных предметов, либо могут выделяться в особую учебную дисциплину.

Из нормативных актов субъектов РФ становится очевидным, что их сильной стороной является ориентация на особенности области, края, республики, на их культурно-историческую самобытность, реальную национально-конфессиональную структуру. Однако это позитивное обстоятельство нередко перерождается в свою противоположность. Оптимальным решением в этом плане может быть лишь согласование федерального и регионального законодательств, приведение последнего в соответствие с первым.

2.3 Ведомственные и межведомственные правовые акты

К ним относятся: подзаконные акты, постановления, распоряжения руководящих органов управления государственной и муниципальной системами образования; договоры (соглашения) между центральными и региональными органами управления образованием и централизованными религиозными объединениями, их региональными структурами. Эти правовые документы выполняют для работников образовательной сферы функции практического руководства при решении вопросов, затрагивающих права и свободы в области религии.

К числу таких документов относятся «Протокол о намерениях между Министерством образования Российской Федерации и Отделом религиозного образования и катехизации и Православным Педагогическим Обществом» (подписан 18 августа 1993 г.) и «Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви», подписанный 2 августа 1999 г. министром образования

В.М.Филипповым и патриархом Московским и Всея Руси Алексием II9.

В преддверии празднования 2000-летия христианства и вступления в третье тысячелетие стороны решили подчинить свою деятельность следующим целям: обмен информацией, взаимодействие в учебно-методических вопросах, анализ и

обобщение накопленного опыта совместной работы в области духовно-

нравственного воспитания, выработка обоснованных предложений по изменению и дополнению действующего законодательства об образовании, свободе совести и

религиозных объединениях.

4 июля 1999 года Министерство образования направило в учебные заведения и органы управления образованием методическое письмо «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образова­тельных учреждений» (№ 14-53-28). Это письмо обращает внимание на недопустимость нарушения как существующего законодательства, так и прав ребенка в сфере свободы совести, содержит рекомендации относительно форм обучения религии в помещении государственных и муниципальных образовательных учреждений, указание на права и обязанности администрации этих учреждений и религиозных объединений. Однако в нем содержится ряд неточностей. Так, под обучением религии подразумевается все то же духовно-нравственное воспитание и преподавание основ вероучения. Понятие «светский характер образования» интерпретируется как «нецерковный», «гражданский» характер, как синоним слов «атеистический», «антирелигиозный» 10.

Анализ конституционно-правовых основ обеспечения свободы совести в системе государственных и муниципальных образовательных учреждений позволяет прийти к следующим выводам.

В 90-е годы система образования получила довольно содержательное конституционно-правовое обеспечение, в котором зафиксирован один из

основных принципов образования - его светский характер, что соответствует как современным тенденциям развития человечества, так и Основному закону

__________________________________________________________________________________

9. Девина И. В., Скворцов Л. В. Религия и образование: Сб. обзоров и рефератов. М., 2002.

10. Девина И. В., Скворцов Л. Там же.

Российской Федерации. Однако и в законодательстве и (в особенности) в правоприменительной практике имеют место существенные недостатки и противоречия.

Во-первых, отсутствует однозначное понимание термина «светский». Описательное его определение было дано в Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий»(принят 25 октября 1990 г.), утратившем силу в настоящее время. В результате этого имеют место неоднозначность толкования принципа светского характера образования, вольные или невольные его искажения, что в

многонациональной и многоконфессиональной стране влечет за собой отрицательные последствия.

Во-вторых, имеются разночтения в определении возраста ребенка, в котором он правомочен выразить свое отношение к религии. В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях»«пограничный» возраст определен в 14 лет, в Семейном кодексе РФ - в 18 лет. Международная же конвенция о правах ребенка (1989 год) исходит из того, что самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии человек может в возрасте до 18 лет.

В-третьих, в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»зафиксировано признание особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, хотя вместе с тем говорится и об уважении христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Это обстоятельство, а также активность Российской Православной Церкви, поддержи­ваемая государственным аппаратом на разных уровнях, обостряет проблему взаимодействия государства и конфессий, ставит последние в неравное положение в вопросах образования и воспитания. Особенно убедительно об этом свидетельствует практика взаимоотношений Министерства образования РФ и РПЦ. Так, в феврале 1999 года в Министерстве образования по предложению Московской патриархии была создана светско-религиозная комиссия по образо­ванию, «которая призвана освободить государственные образовательные стандарты, учебные программы, учебники и учебные пособия от проявлений воинствующего атеизма»11.

11.Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: Православие и воспитание. - М., 1999.

От этой же комиссии ожидаются практические рекомендации, направленные на улучшение гуманитарного образования и воспитания в школах и вузах.

Обобщая анализ конституционно-правовой базы обеспечения свободы совести в системе образования Российской Федерации, еще раз подчеркнем, что созданные в 90-е годы конституционно-правовые основы обеспечения свободы совести в государственной и муниципальной системах образования нуждаются в совершенство­вании. В еще большем совершенствовании нуждаются правоприменительная практика и следование требованиям Закона со стороны всех без исключения государственных структур и служащих.