Смекни!
smekni.com

Права и свободы человека и гражданина (стр. 14 из 18)

Особое внимание органы ООН по правам человека уделяют вопросу гарантий от пыток на всех стадиях отправления правосудия. Комиссия ООН по правам человека, в частности, отмечает, что общество, в котором проявляется терпимость к применению пыток, ни при каких обстоятельствах не может утверждать, что в нем соблюдаются права человека (Резолюция 2000/43). В той же Резолюции подчеркнуто, что лица, которые поощряют, санкционируют, совершают такие действия или проявляют к ним терпимость, включая должностных лиц, в ведении которых находится место содержания под стражей, должны нести ответственность и подвергаться суровому наказанию.

Комитет ООН против пыток неизменно рекомендует всем государствам-участникам #M12293 2 1900532 3981728547 4166937870 272144778 4 1154227437 438486177 3313983571 396586Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания#S включить в свое национальное законодательство определение состава преступления пытки в соответствии со #M12293 1 1900532 1265885411 77 77 4291814449 3214039683 4241973515 165009900 2054173413ст.1 Конвенции#S.

В качестве предмета особой озабоченности органы ООН по правам человека рассматривают специфическое положение детей и несовершеннолетних в системе отправления правосудия, необходимость учета их особых потребностей и уязвимости перед различными формами злоупотреблений, несправедливости и унижения. Наилучшие условия защиты интересов ребенка должны быть основным соображением при принятии любых решений, касающихся лишения свободы, а само лишение свободы должно использоваться лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего необходимого периода времени, особенно до суда (Резолюция 2000/39).

Комиссия ООН по правам человека рекомендует государствам использовать техническую помощь в области отправления правосудия в рамках программ ООН по консультативному обслуживанию и обращаться с просьбой к международному сообществу положительно откликаться на запросы об оказании финансовой и технической помощи для расширения и укрепления деятельности по отправлению правосудия [92].

Совокупность средств, используемых государствами и другими субъектами международного права в целях реализации предписаний его норм, принято называть механизмом имплементации. «Под международным механизмом имплементации соглашений о правах человека следует понимать совокупность методов и средств юридического, организационно-исполнительного и контрольного характера, осуществляемых государствами на коллективной основе в целях своевременной, всесторонней и полной реализации норм, содержащихся в таких актах»[93].

Международные соглашения в области защиты прав человека предусматривают в настоящее время целую систему интернациональных органов с функциями контроля и имплементации, то есть обеспечения практического осуществления международных норм по правам человека. Большое внимание уделяется «регулированию конкретных правовых средств и процедур, которые предоставляются в их распоряжение для выполнения непростых задач международной правозащиты» [94].В то же время «имплементация международного гуманитарного права должна осуществляться на основе бережного отношения к национальному законодательству, играющему, по оценкам Совета Европы, ключевую роль в обеспечении защиты прав человека в странах членах Совета и, что особенно важно, соответствующей должна быть и правоприменительная практика в этой области»[95].

Таким образом, хотя первостепенное значение для защиты прав человека имеют внутренние факторы, никак нельзя недооценивать международных механизмов и процедур.

Во-первых, потому что сам человек, а, следовательно, и его права и свободы – это главное, ради настоящего и будущего. Поэтому в деле обеспечения прав и свобод человека важны все усилия.

Во-вторых, практика деятельности международных контрольных механизмов в области прав человека показывает, что они наиболее эффективны там и тогда, где и когда государства сами готовы к заботе о правах человека.

В международных документах предусмотрено создание контрольного механизма по наблюдению за выполнением государствами взятых на себя обязательств, в том числе по соблюдению прав человека. Формы такого контроля разнообразны – от изучения докладов государств о соблюдении ими своих международных обязательств до рассмотрения индивидуальных жалоб граждан о нарушении их прав. Использование возможностей, предоставляемых таким контролем, также «может послужить одним из средств борьбы за демократию и соблюдение прав человека»[96].

Весной 1998 года Россия ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) [97] (далее Конвенция), что сделало реальной для российских граждан возможность защиты своих прав вне государства.

Европейский суд по правам человека, или Страсбургский суд, как его называют по месту нахождения, это наднациональный судебный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение споров о нарушениях прав человека в государствах членах Совета Европы. Все лица, как граждане, так и не имеющие гражданства, находящиеся на территории государства - члена Совета Европы, наделяются неотъемлемым правом на то, чтобы с ними обращались в соответствии со стандартами, определяемые Конвенцией. В случае нарушения этих прав любой человек может за защитой обратиться с жалобой в Европейскую Комиссию или Европейский Суд по правам человека.

Страсбургский суд успешно выполняет миссию защиты прав человека, но для обращения к нему необходимо знать основания и правила, предварительные условия, которые должны быть соблюдены, чтобы дело было принято к рассмотрению.

Во-первых, суд разбирает только дела о нарушении тех прав, которые гарантирует Конвенция и Протоколы к ней, например - «Запрещение пыток», «Право на свободу и личную неприкосновенность», «Право на справедливое судебное разбирательство», «Защита собственности», «Свобода слова». В остальных случаях жалобы отклоняются. Большинство социально-экономических прав не закреплены в Конвенции, в ней устанавливаются, главным образом, гражданские и политические права, в разделе втором нашей Конституции перечень защищаемых права и свобод несколько шире.

Во-вторых, Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены на действия государственных органов и должностных лиц государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию. Суд не может рассматривать жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных (коммерческих) организаций.

Страсбургский суд исходит из того, что обеспечение прав человека является первейшей задачей государства и только тогда, когда все выбранные средства правовой защиты исчерпаны и не помогли, вступает в дело Европейский суд. Таким образом, третье и очень существенное условие должны быть пройдены все этапы судебных инстанций от рассмотрения дела районным, областным судом вплоть до вынесения окончательного решения Верховным Судом РФ. Путь этот долог, но вынесенные и обжалуемые судебные решения будут являться доказательствами исчерпанности возможности аппелировать дальше несправедливые, по мнению заявителя, постановления национальных судов при обращении в Европейский суд. В связи с этим, особое внимание следует обратить на правило, согласно которому Суд может принять дело к рассмотрению в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне.

Четвертое - жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после ратификации Конвенции. На это положение следует обратить особое внимание. Ни один российский гражданин или неправительственная организация не имеют права настаивать на удовлетворении даже самых справедливых требований, если сам факт нарушения тех или иных прав произошел до ратификации Россией Конвенции по правам человека (5 мая 1998 г). Исключение может быть сделано для длящихся нарушений, т.е. таких, которые начались до момента ратификации и продолжаются после нее.

Решение Суда относительно приемлемости жалоб является окончательными и не подлежит обжалованию [98].

Итак, что же такое механизм защиты прав человека? Это — система юридических норм, процедур и организационных инстру­ментов, действующих на международном и национальном уровне, с целью выявления (мониторинга), изучения и осуждения нарушений международно признанных норм и стандар­тов в области прав человека.

3.2. Конституционные гарантии правосудия

Рассмотрение дел о правах человека представляет особую сложность. Поскольку речь идет о правах индивида, то именно суд призван играть главную роль в их толковании и применении. Однако в этой области правительства нередко стремятся ограничить компетенцию суда со ссылкой на то, что суд не должен вовлекаться в политику и нарушать принцип нейтральности судебной власти. По мнению И.И. Лукашук, - и с ним следует полностью согласиться, - «обеспечение независимости суда при применении норм о правах человека в конкретных делах не только является необходимым условием реальности этих судов, но и содействует определенной «деполитизации» суда»[99].

Конституция РФ закрепляет об­щепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия Эти гарантии лежат в основе уголовно-процессуального за­конодательства и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия — это га­рантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать сво­боды тех, кто нарушает уголовно-правовое законодатель­ство, но оно обязано делать это с соблюдением демократи­ческой процедуры, установленной законом.