Смекни!
smekni.com

Шпора по истории политических и правовых учений (стр. 4 из 5)

12. Развитие ППУ легизма

Основателем легизма явл. Шан Ян. По нему гос-во явл. самоценным явлением; гос-во – совершенно. В концепции происхождения гос-ва выделяет 5 периодов: 1). Догосуд. этап – разобщенность 2). Установление различий м/у людьми 3). Появление ритуалов, чиновниковÞпервоначальное гос-во 4). Период упадка (народ уходит от земледелия – гл. занятие) 5). Гос-во должно перекрыть все нелегальные пути обогащения.

Видит выход из полит. кризиса: а) резкое усиление централизован. администрации б) смысл, значение порядка д.б. доведены до кажд. семьи в) необходим жесткий единый закон.

Методы достижения этого: 1. принцип матер. стимулирования (уменьш. налогов, увел. льгот) 2. уравнение имуществ 3. метод наказания и наград 4. поощрение доносов

Основная идея – гегемония гос-ва; подавление полит. оппозиции. Теория Шан Яна была использована на практике. Но после крушения легизмаÞувел-сь значение конфуцианства.

Затем легические воззрения разделяли Шэнь Бу-хай и Ли-куй (экономическое учение)

13. Адм-ная и экон. школы в легизме

Легистские воззрения поддерживали и др. видные деятели. Шэнь Бу-хай – трактат «Шень-цзи». В центре доктрины не само гос-во, а его правитель. Предлагает технологию власти, чтобы правитель никому не отдал контроль: 1)выдержка, проницаемость, скрытность 2)

принцип недеяния – пассив-сть скрывающая полную насыщенность информацией 3)четкое разделение ƒ чинов-ков с точным определением компетенции каждого 4)четкая субординация.

Трактат Гуань-цзы. Концепция Цзин-Чжун (т.е. концепция балансирования):

1. перераспределение излишков с целью пресечения рыночной спекуляции и разорения крестьян

2. создание гос. Зерновых запасов путем приобретения излишек в урожайные годы и продажа в голодные годы

3. обуздание любой предпринимательской деятельности

4. регулирование ?? внешней торговли

5. регулирование уровня ростовщического %.

5. Развитие ППУ в Др. Иране

Гл. истор. Источник – Авеста - собрание священных книг. Автор – Спитак. Он стал основоположником зароостризма. Авеста была офиц. религией. Затем в период распространения ислама долго с ним конкурировала (победил ислам). Зароостризм выступал в роли действующего права. Сотавлял прав. основу. Осн. идеи зароостризма:1) В мире сущ-т 2 начала – добро и зло. Глобальная их война, в кот. участвуют всеÞпринципиальный раскол. Добро – «акурамазда», зло – «анграманью» (дьявол). Акурамазда – гл. бог 2) Забота о трудящихся – гл. отличие 3) Те кто не собл-т правила Акурамазда д.б. наказаны в соотв-вии с законами. Они враги. Борьба имела разл. формы: а) слово б) доброе дело в) мысль. Чел-к обязан знать Авесту. Концепция возникнов-я гос-ва: чел-к кот. был создан богом и выгнан из рая из-за мяса на землю где была опас-сть искупил свой грех (природа суровая; плохие саженцы, жив-ные даны богом). Он должен закрепить свое влияние и заполнить мир добром. Акурамазда дает предписание создать гос-во, цель кот. созд-е мира. Предпис-я: 1.религ. обряды 2.закл-ние дог-ра 3.разл. виды прест-ний 4. семейно-брач. отн-я 5.сослов. стр-ра (жрецы, воины, земледельцы, ремесл-ки)

25. ППУ Ф. Аквинского

Работы о гос-ве и праве: "О правлении властителей", "Сумма теологии". Пытается приспособить взгляды Арис-ля к догматам католич. церкви иÞукрепить ее позиции. От Арис-ля перенял мнение, что чел-к есть "жив-ное общительн. и полит.". Люди объед-ся в гос-ва для удовл-ния тех потреб-стей, кот. по-одиночке удовл-ть не могут. Роль монарха=роли бога. Цель гос-ва - "общее благо", обеспеч-е усл-й для достойной жизни. Треб-ся сослов. иерархия, искл-ние из сферы политики землед-цев, мелк. ремесл-ков и торговцев. Высш. сословие прав-лей олиц-ет собой гос-во. Для док-ва превосх-ва дух. власти над светской, Аквинский рассм-л 3 элемента гос.власти: сущность, форму и использ-ние. Сущность власти - порядок отнош-й господ-ва и подчин-я. Власть - установление божеств. А способы происх-ния и формы власти м.б. дурными и несправ-выми. Польз-ние властью выражается в злоупот-ние ею. Чем больше дей-ия прав-ля отклон-ся от божеств. воли, тем больше прав имеют люди на сопротивл-е. Отличал тиранию от монархии, кот. считал лучш. формой прав-я. Монархия м.б. двух видов: абсолют. и полит. (значит. роль играют светские и дух. феодалы; власть государя огран-на законами).

Предпоч-т полит. монархию. Словом "закон" Аквинский обозначал разл. явл-я. Вечный закон – универсальн. нормы, общие принципы божеств. разума. Естест. закон – отраж-е вечн. закона в человеч. разуме; предпис-т стремиться к самосохр-ю и продолж-ю рода, искать истину. Конкретизацией естест. закона служит человеч. закон. Предназначение - силой и страхом принуждать людей к достиж-ю добродетели. Может меняться. Божеств. закон дан в Библии и необходим по 2 причинам: (1) человеч. закон не способен полностью истребить зло; (2) люди не могут сами прийти к единому представл-ю о правде.

24. Истор. усл-я развития ППУ в Ср. века

Ср. века – 5-16 вв..ППУ в Зап. Европе постоянно видоизмен-сь. Три круп. истор. этапа вкл-т в себя эволюция соц-экон. и полит. систем: (1) раннефеодальный (5-11 в) – государств-сть сначала организ-ся в большие но слабые монархии а потом распад-ся на отд. полит. образ-ния (2) расцвет феод. строя (11-15в.) – централизованные сословно-представит. монархии (3) позд. средневековье (15-17 в. ) – упадок феод-зма, зарождение капит. отнош-й. Поэтапный хар-р предопределял особ-сти политико-юр. мысли. Своеобразие ей придавал также факт искл-ного влияния на нее христиан. религии и римско-католич. церкви, кот. господ-вала в сфере дух. жизни все Ср.века. Христ. религия Ср. века - ядро мировоз-ния феод. общ-ва. Одна из центр. проблем - ? о том какая власть должна иметь приоритет: дух. или светс. По богословам, государь – слуга церкви, служащий ей в таких делах, кот. недостойны дух. лица. Но в то же время политико-юр. знание средневек. Зап. Европы восприняло и ряд идей антич. полит. и прав. мысли: представ-ние о гос-ве как о некоем орг-зме, положение о правильн. и неправил. гос. формах, идею естес. права как нормы, вытекающей из природы вещей.

36. Соц-полит. учение Т.Кампанеллы

В "Городе солнца" Т. Кампанелла не занимается критикой сущ-щих порядков (она дается в подтексте). Осн. место занимает описание жизни соляриев. Во главе государства стоит метафизик, ему помогают 3 правителя: мощь (силовик), мудрость (науки) и любовь (брачно-семейные отношения). Каждому из трех правителей подчиняются еще 3 должностных лица, и т.д. Полномочия метафизика не пожизненные - он обязан отказаться от власти, если появится человек, превосходящий его в знаниях, научных успехах и способностях управлять государством. Четверо высших правителей не могут быть смещены по воле народа. В гос-ве нет частной собс-сти. Земледелие и ремесла являются совмест. делом соляриев, произвед-ное распред-ся справедливо (по меркам необходимости). Никто не должен получать больше, чем ему следует. Правители заботятся также о состоянии духа соляриев, регулируют культуру, искусство, брачно-семейные отношения. Отсутствие личности, отсутствие гарантий прав человека. Предполагается высокая сознательность людей, конформизм, аскетизм. Существует тотальная регламентация всей жизни людей.

26. ППУ ересей

Эксплуатация и насилие, произво, нерав-во Þпротест угнетенных. При доминирующем полож-и религии протест не мог не облечься в религиоз. оболочкуÞразл. отклон-ния от практики рим-католич. церкви – оппозиц-ные вероучения – ереси. 11-12 вв. – подъем еретических движ-й. Богомильство (Болгария) – отражало настроение закрепощаемых болгар. крестьян, кот. выступ-ли п/в феод-церк. эксплуатации (сторонники – катары, патарены..). Резко осужд-сь иерархич. стр-ра католич. церкви, погрязшие в грехах священослужители, неправедно нажитое богат-во. Их программы призывали вернуться к раннехрист. орг-ции церкви. Библия – гл. оружие. Идеи манихействаÞ весь телес. мир – порождение дьявола. В 14-15 вв. 2 теч-я: бюргерская и крестьянско-плебейская. Бюргерская (Д.Уиклиф): интересы зажиточ. слоев горожан – треб-ние упразднения сословия священников, ликв-цию богат-в, привилегий. Крестьянско-плебейская ересь (лолларды, табориты): интересы крест-ва, обедневш. рыцар-ва – передача земли крест. общинам, освоб-ние от крепостнич-ва, добивались отмены искл-ных прав двор-ва, феод. повинностей, надеялись на наступ-ние «тысячелетнего цар-ва». Были разгром-ны.

22. Полит. учения раннего христ-ва в Риме

В 1 в. н.э. распр-ся христ-во. В развитии организации христиан различ-ся 2 этапа: «апостольская церковь» и пришедшая на смену «епископальная церковь». Лит-ра раннехрист Þ Откровение Иоанна «Апокалипсис»Þосуждались рабовладельч. Рим, богаты купцы. Христиане ждали пришествия миссии – Христа, стремились обособиться от царства зла в своих общинах. Христ-во провозг-ло рав-во приверженцев новой религии. Общины были организованы на демокр. началах. Не было духов-ва, предметов культа, обрядов. Имущ-во отдав-сь в общину. Связь м/у общинами благодаря странст-щим проповедникам. Заповеди – не укради, не убий, общечелов. ценности, осуждение богатых. В 1-2 вв. ряды преверженцев ­, примык-т состоятельн. образов. слои общ-ва. К сер. 2 в. складыв-ся церков. ап-т, руков-во общинами переходит к епископам, кот. м/у собой устан-ли прочн. связиÞвселенская церковь. Во 2-3 вв. христ. авторы пытаются убедить имп-ров, что новая религия явл. надежн. союз-ком рабовл. гос-ва. Первонач. осужд-е императ. власти свелось к религ. оппозиции Þ возник культ имп-ра. С 4 в. имп-р вынуж-н счит-ся с церк-ью.В 324г. христ-во – господ-щая религия.