Смекни!
smekni.com

Шпора по истории политических и правовых учений (стр. 5 из 5)

20. Полит. учения Цицерона

Применительно к своему гос-ву считал, что смешанная форма правления достигается благодаря единству 3-х гос. институтов: 1)власть 2)Сената 3)нар. Собрания

Гос-во – общее дело, достояние, народ, кот. не просто сов-сть людей, а их соед-ние основанное на общих интересахÞгос-во именуют респ-кой. Респ-ка – это общий правопорядок

38. ППУ в Голландии 17 в.

Г.Гроций –осн-ль рацион. доктрины естес. и м/унар. права. Последоват-ная критика схоластич. взглядов. У Арис-ля он берет дел-е права на естес. и волей устан-ное. Источник естес. права – разум. природа чел-ка как соц. сущ-ва. К естес. относ-ся общение, стремл-е не красть, стремл-е труд-ся и т.п. Волей устан-ное право явл. правом лишь когда оно не п/воречит естес-му. Являлся стор-ком дог-рной теории. Гос-во - это совершен. союз своб. людей, закл-мый ради общей пользы и реал-ции права. До Гроция право либо проявл-е божьего суда, либо рез-т дог-ра людей; считал, что право – рез-т природы чел-ка. Филос. осн-ем естес-прав. теории явл. рацион. мировоз-е. Разум явл. верх. судьей. Но есть и элем-ты схоластич. мировоз-я: двойственная истина (сущ-т и божеств., и естес. право). Догос. жизнь людей – естес. сост-е, при кот. нет част. собс-сти. В ходе разв-я ремесел и иск-в имущ. рав-во исчезает. Гос-во - это союз слабых и угнет-х (больш-ва) п/в сильных и могущ-х (меньш-ва). Подданные имеют право сопрот-ся верх. власти, но гос-во может наложить запрет. Б.Спиноза: "Богословско-полит. трактат" и "Полит. трактат", в кот. разраб-л теорию естес. права.

Он делит разв-е общ-ва на естес. и гос. состояние. Разум толкает чел-ка на созд-е гос-ва. В естес. сост-и доминир-т вражда, войны. Чтобы сочетать интересы разн. людей, сост-ся дог-р. Ради самосохр-я чел-к вынужден подчин-ся дог-ру. Власть облад-т высш. естес. правом, и кажд. должен подчин-ся власти добров-но или под страхом наказ-я. В гражд. сост-и естес. право кажд. не прекращ-ся, т.к. и в этом сост-и чел-к дей-ет по законам своей природы. Различие м/у естес. и гражд. сост-ем: наличие высш. естес. права гос-ва. Ф-ции гос-ва очень широкие: суд и толк-ние законов, война и мир, регул-ние общ. отношй. Част. гражд. право - свобода кажд. сохр-ть себя в своем сост-и при собл-ии указов верх. власти, и при усл-и, что верх. власть охран-т права кажд. Част. гражд. право - это разрешенные в усл-х гражд. сост-я естес. права инд-да. Выст-т за формир-ние представит. инст-тов во власти. В ? о сопр-нии власти он гов-т, что народ может изм-ть форму гос-ва, если наруш-ся общ. дог-р.

34. ППУ европейской реформации

В 1 ½ XVI в. в Зап. и Центр. Европе развер-сь шир. общ. движ-е, антифеод. по своей соц-экон. и полит. сути, религ. по своей идеологич. форме. Т.к. целями этого движ-я явл. “исправ-е” офиц. доктрины римско-католич. церкви, преобр-ние церков. орг-ции, перестройка взаимоотн-й церкви и гос-ва, Þоно стало назыв-ся Реформацией. Стор-ки Рефор-ции раздел-сь на 2 лагеря. (1) имущие элементы оппозиции - низшее дворянства, часть светских князей. Хотели осущ-ния достат-но скром., умеренных реформ. (2) объед-сь нар. массы: крест-не и плебеи. Все они желали радик. упрощ-я и демокр-ции церк. устр-ва, осуждали погоню церкви за зем. богат-вами, были п/в её зависимости от рим. курии и т. д. У истоков Рефор-ции стоял М.Лютер =>Спас-е достиг-ся искл-но верой. Кажд. верующий оправд-ся ею лично перед богомÞ как бы свящ-к самому себе и не нужд-ся более в услугах католич. церкви.. В своей конц-ции гос-ва: в сфере естес. права, в границах мирских отн-й светс. власти следует руков-ся практич. целесооб-стью, реальн. интересами, опред-мыми человеч. разумом. Влас-ет же, упр-ет разумно тот монарх, кот. упот-ет власть не как привилегию.