Закон, ухудшающий положение человека, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за действия, которые в момент совершения не признавались правонарушением.
Дифференцированная система ответственности за нарушение конституционных прав, свобод и обязанностей устанавливается нормативно-правовыми актами действующего законодательства, а за наиболее тяжкие нарушения обязанностей могут применяться меры уголовного законодательства. Например, согласно ст. 73 УК Грузии создание антигосударственной организации или активное участие в ее деятельности наказывается лишением свободы на срок до 10 лет с конфискацией имущества. Создание в этих же целях вооруженной организации наказывается лишением свободы на срок до 12 лет.
Одной их гарантий конституционных прав и свобод можно считать приоритет общепризнанных норм международного права над национальным законодательством (ст. 8 Конституции Беларуси, ст. 8 Конституции Туркменистана и др.). Это служит механизмом защиты прав человека в мировом сообществе. Среди органов государственной власти, обеспечивающих юридическую защиту конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, следует назвать конституционные суды постсоциалистических государств (ст. 97, 108 Конституции Узбекистана).
Не менее важны также материальные нормы, впервые появившиеся в постсоциалистических конституциях Восточной Европы как полный запрет смертной казни (ст. 15 Конституции Словакии 1992 г., ст. 22 Конституции Румынии 1991 г., ст. 17 Конституции Словении 1991 г.), запрет научных опытов над человеком без его согласия (ст. 21 Конституции РФ 1993 г., ст. 29 Конституции Болгарии 1992 г.), запрет сбора и использования личных данных о человеке без его согласия (ст. 24 Конституции РФ 1993 г., ст.32 Конституции Болгарии 1992 г.).
Однако в этих конституциях защита основных прав имеет и слабые места. Многие нормы сформулированы слишком безоговорочно. Например, ч. 2 ст. 37 Конституции РФ 1993 г. провозглашает, что «принудительный труд запрещен». Очевидно, что это правило подразумевает множество исключений (военная служба, труд заключенных и т. п.) и не может читаться буквально. Отсутствие специальных оговорок позволяет правоприменяющим органам за каждым безусловным конституционным правом находить такие исключения.
В некоторых новейших конституциях разделы о правах и свободах заполнены нормами, не имеющими реального содержания. Такие нормы можно встретить в основных законах Монголии 1992 г., Туркменистана
1992 г., Узбекистана 1992 г., Казахстана 1993 г., Киргизской Республики 1993 г., Алжира 1989 г., Гвинеи 1991 г., Лаоса 1991 г., Вьетнама 1992 г.
Ни одна из этих стран не знает до сих пор института судебной защиты от необоснованных арестов, задержаний, обысков, изъятий («запрещается без законных оснований самовольный обыск, арест, заключение под стражу, преследование и ограничение свободы» - ч. 13 ст.16 Конституции Монголии).
Большую роль в деле защиты прав и свобод человека в зарубежных странах играют омбудсмены - должностные лица, избираемые (назначаемые) парламентом и уполномоченные им осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан.
Институт омбудсменов был введен во многих странах за последние десятилетия (Новая Зеландия - в 1962 г.), который из единоличного представителя в 1975 г. превратился в коллегиальный орган, состоящий уже из трех омбудсменов. В 1967 г. в Великобритании была создана Служба парламентского уполномоченного по делам администрации. В 1969 г. аналогичная служба была введена в Северной Ирландии. В Австрии данный институт существует с 1977 г. как коллегиальный орган.
Идея введения должности омбудсмена достигла и ряда африканских стран. Первой из них предприняла подобный шаг в 1966 г. Танзания. За ней последовали Гана, Замбия, Нигерия.
Генеральный секретарь Совета Европы ежегодно организует «круглый стол», в работе которого принимают участие омбудсмены всех стран Европы, известные юристы, ученые, занимающиеся этой проблематикой, и цель которого заключается в совершенствовании института омбудсмена в странах Европы, в поддержании международного сотрудничества и усилении влияния на те страны, гдееще до сих пор отсутствует данный институт.
Особо следует отметить тот факт, что омбудсмены вводятся в системы бывших социалистических стран. Первой из восточноевропейских стран ввела данный институт в 1987 г. Польша: отдельный Закон о правозащитнике прав граждан вступил в силу в 1988 г. Следом за Польшей должность защитника прав граждан учредила Венгрия в 1989 г. Далее следует Словения - первое государство бывшей СФРЮ, предусмотревшее в ст. 159 Конституции 1991 г. должность омбудсмена. И в Республике Хорватии омбудсмен является конституционной категорией (ст. 93).
В Конституции РФ 1993 г. в ст. 103 впервые предусмотрена должность омбудсмена, которая называется «уполномоченный по правам человека». Впервые он был назначен Государственной Думой 17 января 1994 г., 1 января 1994 г. в Литве был принят Закон о парламентских омбудсменах. Затем и Грузия в своей новой Конституции вводит должность омбудсмена, назвав его «народный защитник прав человека». В мае 1996 г. в Грузии принимается Закон о народном защитнике.
На основании новой Конституции, принятой 20 января 1995 г., институт омбудсмена начал функционировать в Федерации Боснии и Герцеговины: по Конституции в него входят трое омбудсменов - один босниец (мусульманин), один хорват и один представитель иных национальностей. И, наконец, следует сказать, что и Конституция Республики Македонии 1991 г. вводит должность омбудсмена, именуемого «народный правозащитник». Закон о народном правозащитнике был принят 13 февраля 1997 г.
Положительного результата от работы омбудсмена можно ожидать, только если в стране решена проблема организации и четкого функционирования самих органов государственного управления, создав оптимальные условия, в которых должна осуществляться деятельность омбудсменов. Например, скандинавские омбудсмсны в отличие от восточноевропейских действуют в рамках системы, в которой их партнерами и оппонентами выступают органы государственного управления, характеризующиеся высокой степенью организации, профессиональной эффективности и сильно развитым чувством ответственности. Понятно, что в подобном случае институт омбудсмена воспринимается как деталь всеобщего механизма контроля над работой руководства и играет определенную роль в обеспечении законности и защиты прав и свобод граждан.
Задача, которую решает омбудсмен, ограничена определенными рамками. Прежде всего следует отметить, что омбудсмен для осуществления своей деятельности использует просветительный метод (распространение информации об использовании законов, популяризация правовой культуры). Следовательно, для того чтобы омбудсмен мог реализовать свою цель, которая проистекает из его роли и значения в обществе, требуется правильное и четкое применение и других средств контроля над работой общественных органов руководства и обеспечения законности, к которым относятся, в частности, различные виды парламентского контроля, внутренний или инстанционный надзор.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство и подданство равнозначны в том плане, что и на гражданина и на подданного распространяется суверенитет государства (т. с. лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами). Понятие «подданство» традиционно относится к государствам с монархической формой правления. Подданство в первоначальном смысле означает личную верность монарху данного государства. Гражданство, как правило, характерно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти.
Гражданство прекращается вследствие таких причин, как отказ от гражданства (выход из гражданства), утрата гражданства, лишение гражданства, оптация другого гражданства, а также по некоторым другим причинам.
Отказ от гражданства или выход из него имеет место по заявлению заинтересованного гражданина и с согласия компетентных органов государства. Основания для отклонения заявления обычно устанавливаются законодательно.
Утрата гражданства как особый случай прекращения гражданства носит автоматический характер вследствие совершения лицом определенных запрещенных действий, например поступление на иностранную государственную службу, использование фальшивых документов при приобретении гражданства. В США, например автоматически (т. е. без обязательного акта волеизъявления лица) гражданство утрачивает лицо, присягнувшее или особым образом заявившее о верности иностранному государству или его политико-территориальному подразделению.
Лишение гражданства является санкцией государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение. Обычно такая мера применяется только к натурализованным гражданам в течение небольшого срока после натурализации.
В современных условиях индивидуальные права являются первичными, а коллективные права представляют собой, по сути, особую форму реализации некоторых индивидуальных прав. То есть существуют такие индивидуальные права, реализовать которые каждый человек может только в совместной деятельности с другими.
Таким образом, можно сказать, что институты гражданства, основных прав и свобод человека и гражданина не являются застывшей конструкцией, они находятся в процессе эволюции. В зависимости от степени развития демократии в той или иной стране их закрепление в нормативно-правовых актах различно по объему и содержанию, но ни одно из цивилизованных государств не может обойти молчанием права и свободы человека и их гарантии в своих законах.