Смекни!
smekni.com

Налоги и налогообложение Африканских стран. Налогообложение ЮАР (стр. 6 из 7)

Þ подданные Южно-Африканской Республики, физически отсутствовавшие на ее территории как минимум 183 дня отчетного года, за который ими были получены или накоплены проценты (это положение применяется к процентам, полученным или накопленным на 1 апреля 1995 года или позже). До указанной даты проценты нерезидентов облагались налогом как полученные из южно-африканского источника;

Þ нерезиденты так же, как и резиденты Южно-Африканской Республики, физические и юридические лица, получившие доход по дивидендам из южно-африканского источника.

Налогообложению подлежат:

Þ физические лица, когда-либо проживавшие в Южно-Африканской Республике и осуществляющие предпринимательскую деятельность на её территории в момент налогообложения;

Þ дивиденды, полученные: лицами, не являющимися резидентами и не ведущими в Южно-Африканской Республике предпринимательскую деятельность, а также компаниями, оперативное руководство которыми осуществляется из-за пределов Южно-Африканской Республики и компаниями, управляемыми и контролируемыми из Намибии.

Дивидендами не являются:

Þ любые денежные средства и любые активы, полученные акционером, когда денежные средства или рыночная стоимость активов отображают понижение счета надбавок к номинальной стоимости;

Þ доли капитализации, присужденные акционерам в качестве части акционерного капитала компании;

Þ любые суммы, распределяемые строительными обществами, пенсионными, резервными, страховыми пенсионными фондами, открытыми сберегательными банками, компенсационными фондами, торговыми союзами, торговыми палатами, местными рекламными ассоциациями и общественными товарными биржами.

Источником дохода от недвижимого имущества принято считать место его нахождения, а от движимого имущества – место его использования или место нахождения бизнеса налогоплательщика. В случае нахождения реального источника дохода на территории Южно-Африканской Республики нерезиденты облагаются налогом на общую сумму ренты с возможностью удержания суммы условных расходов на прибытие к месту нахождения налогооблагаемого источника доходов.

Источником платежа роялти считается место, где налогоплательщик применяет свой труд, расширяя активы, дающие основание для роялти.

Согласно «Закону» источник роялти считается местным, если он имеет отношение к использованию в Южно-Африканской Республике патентов, авторских прав, торговых марок, дизайна и других активов. Это не относится к авторским гонорарам за печатные публикации, полученным нерезидентами или внешней компанией. Принцип определения источника распространяется также на научные, технические, промышленные и коммерческие знания и информацию при их применении на территории Республики.

Международные компании, ведущие коммерческую деятельность, подлежат налогообложению согласно статьи №31 «Закона». Она предусматривает борьбу с неуплатой налогов компаниями, манипулирующими ценами на товары и услуги, то есть занимающимися «узкой капитализацией». Если акционерный капитал компании меньше привлеченного, то ее принято считать «узкокапитализированной».

Процентные выплаты компании, как правило, подлежат вычету в счет налогов, в то время как проценты компании-нерезидента обычно налогообложению не подлежат. Наличные дивиденды, не подлежащие вычету у выплачивающей их компании, хотя и вычитающиеся у компании получающей, облагаются вторичным налогом на компании. Поэтому при объединении компаний «узкаякапитализация» может быть выгодной с точки зрения налогообложения.

Согласно статьи №9А «Закона» определенные инвестиционные доходы иностранных компаний считаются полученными из источника, находящегося на территории Южно-Африканской Республики, если ими распоряжаются акционеры, обычно проживающие на территории страны, или внутренние компании. Статья определяет такие компании как имеющие статус акционерного общества, зарегистрированные, управляемые или контролируемые в соседнем государстве. Такой же статус имеют компании, если в любое время финансового года они косвенно или напрямую контролировались резидентами Южно-Африканской Республики, а источником прибыли полностью или в основном был инвестиционный доход. Под инвестиционным доходом подразумеваются любые суммы, полученные из источника, находящегося как на территории Южно-Африканской Республики, так и за её пределами в виде процентов, дивидендов, рент (это не относится к ренте на недвижимое имущество за пределами Южно-Африканской Республики), прибыли от приобретения или погашения рыночных ценных бумаг.

Резидентом Южно-Африканской Республики будет считаться лицо, обычно проживающее на территории Южно-Африканской Республики, или внутренняя компания, включая лиц, действующих в качестве поверенных (траста или агента) от имени и в интересах бенефициара любой иностранной инвестиционной компании, если бенефициар является резидентом Южно-Африканской Республики.

Однако, согласно сообщениям исполнительного директора одного из крупнейших южноафриканских газетных издательствНовая налоговая система, вступившая в силу с 1 января 2002 года, сделала Южно-Африканской Республике не популярной для транснациональных корпораций, т.к. новые изменения, внесенные в налоговые режимы, самым негативным образом отражаются на привлекательности региона для транснациональных корпораций, желающих переместить свой бизнес на территорию Южно-Африканской Республики.

Так, до 2002 года, иностранные компании были обязаны уплачивать налоги, только с той части прибыли, которая извлечена из местных источников. Однако в результате законодательных изменений, вступивших в силу 1 января 2002 года, транснациональные корпорации, зарегистрированные в Южно-Африканской Республике, будут обязаны платить налог с их оффшорного дохода[8].

В интервью южно-африканской газете, Business Day, глава одной из крупных международных корпораций, SAPPI, отметил, что новый налоговый режим «резко снизил прибыльность работы компании», и в настоящее время он думает о том, чтобы переместить свою компанию в юрисдикцию, предлагающую более выгодные налоговые режимы.

3.2. Соглашения по устранению двойного налогообложения.

Теперь необходимо остановиться на соглашениях, которые Южно-Африканская Республика подписывает с разными странами мира – это Соглашения об устранении двойного налогообложения.

Соглашения, подписанные правительством Южно-Африканской Республики с иностранными державами, можно разделить на две группы.

Соглашения первой группы имеют всеобъемлющий характер и касаются множества доходов самых различных видов. Такие соглашения были подписаны с Ботсваной, Великобританией, Гамбией, Зимбабве, Израилем, Лесото, Маврикием, Малави, Намибией, Россией, Нидерландами, Никарагуа, Свазилендом, Сейшелами, Сьерра-Леоне, Германией.

Соглашения второй группы касаются ограниченного числа специфических доходов, в частности поступающих от авиа-грузоперевозок и судоходства. Соглашения заключены с Бельгией, Бразилией, Грецией, Данией, Ирландией, Испанией, Италией, Тайванем, Финляндией, Францией, Японией.

Соглашения закреплены «Законом», обеспечивающим их юридическую поддержку. Однако, несмотря на это, практически ни одно из соглашений об устранении двойного налогообложения не приведено в исполнение за исключением некоторых стран, в число которых входит и Россия.

Так, 27 ноября 1995 года в столице Южно-Африканской Республики – Претории было подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход». И того же числа в Претории был подписан Протокол о данном соглашении.

Далее данное Соглашение было опущено в «долгий ящик» и до 13 апреля 2000 года не было приведено в исполнение, а со стороны Российской Федерации оно, вообще, не было ратифицировано[9].

Но, 13 апреля 2000 года на повестке дня заседания Комитета по Международным делам был рассмотрен вопрос «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход». В связи с этим, того же числа Комитетом поМеждународным делам был составлен Протокол №10, в котором было оговорено, что Комитет постановил рекомендовать Государственной Думе Российской Федерации ратифицировать данное Соглашение.

Далее, 2 июня 2000 года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход», который, в конечном итоге, 7 июня 2000 года, в связи с ПостановлениемСовета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, был одобрен и вступил в силу со дня его подписания.