Смекни!
smekni.com

Рим: от республики к империи (стр. 4 из 5)

Реформы Константина. Если в области религиозной политики Константин шел иным путем, чем Диоклетиан, то в области социальной и политической он развивал систему реформ, основы которой были заложены Диоклетианом.

Отделение гражданской власти от военной. Сохраняя административное деление империи, введенное Диоклетианом (на диоцезы и провинции), Константин поставил над диоцезами четыре префектуры: Восток, Иллирию, Италию и Галлию. Префектурами управляли перфекты претория, которым подчинялись викарии диоцезов, а ниже их стояли praesides провинции.

При Константине гражданская власть была окончательно отделена от военной; При нем же была завершена и реформа армии: деление войск на пограничные части и подвижную армию. Вместо преторианской гвардии, уменьшенной в числе при Диоклетиане, появляются особые дворцовые части.

Закрепощение куриалов. Последовательное проведение фискальной политики привело к закрепощению сословий. Эдиктами 316 и 325 гг. высшему сословию городского населения – куриалам – запрещалось оставлять тот город, где они родились. Ни постановления городского совета, ни распоряжения императора не могли освободить их от муниципальных повинностей. Не могла избавить их от этого и какая – либо военная или гражданская должность. Обязанности куриалов сделались наследственной повинностью.

Закрепощение колонов и ремесленников. Императорская конституция 332г. запрещала переход колонов из одного имения в другое; владелец, у которого будет найден чужой колон, должен был вернуть его старому хозяину, кроме того, должен был заплатить причитавшиеся с колона подати. Продолжалось при Константине и прикрепление ремесленников к их коллегиям. Так, в 317 г. было издано распоряжение, в котором говорилось, что «мастерам монетного двора следует навсегда оставаться в своем состоянии, и от этого состояния их не освобождают привилегии, связанные с каким – либо положением».

Основание новой столицы. Еще при Диоклетиане город Рим потерял прежнее значение. Константин построил (в 330 г.) новую столицу на месте греческой колонии Византии. Новая столица была названа именем основателя – Константинополем.1

Отношение к религии. При Константине произошло важное историческое событие: признание за христианством и христианской церковью равноправия с государственным языческим культом (Миланский эдикт 313 г.).

При приемниках Константина христианство становиться государственной религией. Христианская церковь, с которой некоторые предыдущие императоры (в том числе и Диоклетиан) вели борьбу, выросла в мощную идеологическую и экономическую силу, с чем нельзя было не считаться.

Большое значение приобретает церковная организация. Органами церковного управления являются епископы, избранные общинами. Они не только управляют делами и имуществом этих общин, но даже получают некоторую судебную власть над паствой.1

Константин во многом был продолжателем Диоклетиана, но более решительным и смелым. У Константина не было того римского консерватизма, какой присущ был Диоклетиану. Он управлял империей деспотически, жестоко расправляясь со всеми, кто стоял на пути. Тем не менее, признательная христианская церковь объявила Константина, принявшего крещение перед самой смертью, святым и равноапостольным.

Государственный строй в период домината. Реформы, проведенные Диоклетианом и Константином, привели к изменению государственного строя.

Установление абсолютной монархии повлекло за собой, прежде всего падение сената. Этому не мало способствовало перенесение столицы в Константинополь и учреждение второго, Константинопольского, сената, вследствие чего оба сената опустились до степени простых городских советов. От прежнего общегосударственного значения у сената остается только одна пустая форма: а) сенату сообщаются новые законы для сведения; б) сенату поручается иногда расследование уголовных дел; в) dejure сенату принадлежит избрание нового императора. Хотя, это право сводиться к санкционированию того, кто был уже или предназначен в качестве цезаря, или провозглашен войском.

Одновременно с падением сената происходит дальнейшее падение старых республиканских магистратур. Они продолжают еще существовать как почетные реликвии прошлого, но уже никакого участи в государственном управлении не принимают: консулы председательствуют в сенате, преторы заведуют по поручению императора некоторыми специальными делами (например, опекунскими), остальные существуют только как почетные звания.

Все активное государственное управление находиться в руках императорских чиновников, система которых разрастается в сложный бюрократический механизм и подвергается более точной регламентации. Резко проводится разделение должностей на придворные, гражданские и военные; в каждой ветви образуется определенная иерархическая лестница,. Причем каждой ступени этой лестницы соответствует особый титул; каждому чиновнику назначается определенное жалование – соответственно титулу и рангу.

При особе императора находится государственный совет, который называется теперь consistoriumprincipis. По предложению императора, он обсуждает всякие вопросы законодательства и управления; в нем же разбираются и все судебные дела, восходящие в инстанционном порядке к императору.

При дворе создаются группы различных придворных чиновников, выполняющих в то же время функции органов центрального управления. Наиболее важными из них являются: заведующий царским дворцом, начальник личной канцелярии императора и вместе с тем заведующий личным составом чиновничества, заведующий государственной казной и финансами, заведующий средствами, назначенными на содержание двора и др.

Затем идет ряд чиновников для управления столицами и провинциями, во главе каждой столицы стоит praefectusurbi, в руках которого сосредотачивается вся административная и судебная власть в столице. Его ближайшим общим помощником является vicarius, а затем специальными – praefectusvigilum, praefectusannonae и масса низших чинов.

Что касается местного управления, то вся территория подвергается в этом периоде новому административному разделению. Каждая половина империи делится на две префектуры: Восточная половина – на префектуры Восточную (Фракия, Малая Азия и Египет) и Иллирийскую (Балканский полуостров), Западная половина – на префектуры Италийскую (Италия и Африка) и Галльскую (Галлия и Испания). Во главе каждой префектуры в виде ее общего начальника стоит praefectuspraetorio. Каждая префектура делится на диоцезы, во главе которых стоят vicarii, и наконец диоцезы делятся на провинции, которыми управляют rectores. Провинции являются основными клеточками этого административного деления, а правители провинций становятся по этому первой административной и судебной инстанцией. В этом делении провинции уже утратили свое прежднее историческое и национальное значение: они только искусственные территориальные единицы.

Возле каждого чиновника группируется штат его низших служащих и его канцелярия.

Провинции в свою очередь состоят из более мелких единиц – общин, или civitates. Эти общины в своих внутренних делах пользуются известной самостоятельностью, хотя и под сильным контролем правительства. Органами местного, общинного самоуправления являются и теперь местный сенат, и выборные муниципальные магистраты. В обязанности этих местных органов, главным образом декурионов, входит прежде всего забота о выполнении общиной общегосударственных повинностей – доставление надлежащего количества рекрутов, взыскание государственных податей и т.д.

С усилением налогового бремени и с общим экономическим упадком страны такая ответственность делается очень тяжелой, и местная аристократия начинает уклоняться от обязанности декурионов. Чтобы привлечь к ней, правительство вынуждено давать декурионам различные сословные и почетные преимущества. Но и это не помогает, и тогда правительство приходит к принудительной организации сословия декурионов, причем всякие попытки выйти из него или уклониться от несения возложенной на него государственной обязанности караются различными наказаниями.

Правительственный контроль над местным самоуправлением осуществляется сначала при посредстве особого defensorcivitatis. В лице этого чиновника императоры хотели дать беднейшему населению особого защитника их интересов в борьбе с более богатыми и более сильными, но на практике эта идеалистическая функция не осуществилась, и defensorcivitatis превратился в судью по мелким делам.

Продолжают существовать и провинциальные съезды (conciliaprovinciarum). С установлением христианства религиозные языческие цели этих съездов отпадают, но тем прочнее делаются их деловые функции. Право петиций признается за ними уже dejure, и императоры настоятельно запрещают правителям провинций чинить в этом отношении какие – либо препятствия. Тем не менее, растущее всемогущество бюрократии и ее сплоченность делают это право петиций практически иллюзорным. Вследствие этого съезды почти выходят из употребления.

Наконец, со времен Константина видное общественное значение приобретает церковная организация. Органы церковного управления представляют епископы, выбираемые общинами; в их руках сосредотачивается церковное управление, заведование церковным имуществом, а также известная юрисдикционная власть над паствой по дела религии и церкви. Чем далее, тем более влияние церкви растет и отражается в различных отраслях права.1