Иное положение сейчас! По крайней мере, в России газеты, телевидение, радио полны сообщений о таких фактах, обстоятельствах, которые послужили основаниями кадровых перемен, политических решений, крупных социальных потрясений.
И такой признак правового государства как взаимодействие гражданина и государства также «работает» на гражданское общество. Взаимные права и обязанности гражданина и государства обеспечивают соблюдение как частных интересов, так и общих (общесоциальных, национальных, интересов крупных социальных групп и т. п.).
Переплетение этих интересов создает такую пеструю ткань, окутывающую, обволакивающую жизнедеятельность государства и личности, что приходится опять вспоминать о синергетических (самоорганизационных) процессах в жизни гражданского общества. Здесь, как нигде более, торжествует жестокая синергетическая действительность.
На предыдущем этапе отечественная теория государства и права, описывая переплетения интересов, оперировала понятием «равнодействующей», которая якобы складывалась в этом внешне хаотическом массиве, главным образом, под влиянием социально-экономических классовых интересов, и организовывала, направляла общество в конечном счете по предопределенному пути к становлению нового строя, новых общественных отношений, новых процессах, и в конечном счете к коммунистическому будущему человечества. Пожалуй, от представлений о равнодействующей, т. е. об однозначном, однонаправленном общественном развитии, придется отказаться.
На смену идет иное мировосприятие действительности, как многовариантности, порой случайности, порой и вероятности бытия. Эти отчасти философские соображения в контексте современной теории государства и права по-новому обосновывают характер взаимодействия гражданина и государства. Но главное - именно в таком мире гражданин действительно свободен, может реализовать свои способности, достигать своих целей, удовлетворять свои интересы, а гражданское общество - процветать.
Таким образом, правовое государство может существовать только в паре, в связке с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И коль скоро такое общество складывается, в той же степени складывается и правовое государство. В этом его смысл, социальное назначение, будущее правового государства в существовании и развитии гражданского общества.
Правовое государство и гражданское общество складывается коэволюционно, синергетически. Поэтому странным звучит вопрос «построили» ли уже в России правовое государство, оправдана ли конституционная характеристика российского государства как правового.
Характеристика оправданна, но только в том смысле, что такое государство находится на этапе становления, точно также как на том же этапе находится и гражданское общество (свобода личности, либерально-демократический режим, рыночная экономика, частная и иные формы собственности и т. д.).
Пожалуй, будущее российской государственности и заключено в этих двух основных параметрах. Правовое государство является и фактором становления гражданского общества, точно также как гражданское общество воздействует на формирование правового государства.
Идеал правового и социального государства получает закрепление и в целом, и в конкретных сферах жизнедеятельности общества. Государство правовое и социальное - последнее достижение научной юридической мысли конца XX века, величественная программа социально-экономической, политической, юридической деятельности, направленной на обеспечение свободы личности.
Именно человек в концепции государства правового и социального становится целью все этой открывающейся многокрасочной панорамы государственно-правовой жизни общества.
Список литературы
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1996. – 400 с.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 1999. – 357 с.
Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли. Политология. Курс лекций. - М., 1997. – 245 с.
Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990. – 300 с.
Деев Н.Н. Государство и право. - М., 1996. – 367 с.
Енгибарян Р.В. Теория государства и права. - М., 1999. – 300 с.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1994. - 254 с.
Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1999. – 450 с.
Протасов В.Н. Теория права и государства. - М., 1999. - 350 с.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., 1999. - 266 с.
Хропанюк В.Ч. Теория государства и права. - М., 1993. - 400 с.
Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М., 1993. - 350 с.
[1] Протасов В.Н. Теория права и государства. - М., 1999. - С.197.
[2] Енгибарян Р.В. Теория государства и права. - М., 1999. - С.114.
[3] Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли. Политология. Курс лекций. - М., 1997. - С.81.
[4] Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли. Политология. Курс лекций. - М., 1997. - С.85.
[5] Протасов В.Н. Теория права и государства. - М., 1999. - С.198.
[6] Общая теория права и государства / Под ред.В.В.Лазарева. - М., 1994. - С.297.
[7] Хропанюк В.Ч. Теория государства и права. - М., 1993. - С.56-57.
[8] Гегель Г.Ф. Философия права. - М., 1990. - С.227.
[9] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 1999. - С.514.
[10] Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1999. - С.54.
[11] Проблемы теории государства и права. Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1999. - С.56.
[12] Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М., 1993. - С.42.
[13] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1996. - С.20-21.
[14] Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т.1. Теория государства.-М., 1998.-С.45
[15] Протасов В.Н. Теория права и государства. - М., 1999. - С.201.
[16] Протасов В.Н. Теория права и государства. - М., 1999. - С. 204.