Испания обладает богатыми и сложными конституционными традициями. Первая конституция в этой стране была выработана в 1812 году Кортесами, вынужденными заседать в Кадисе во время сопротивления французской оккупации. Испанская история богата революционными событиями: лишь в XIX веке было пять революций, порождавших какие-либо акты конституционного уровня. С государственно-правовой точки зрения Испания всегда тяготела к монархической форме правления. Лишь две республики с непродолжительным сроком существования ( Первая в 1873 — 1875 гг., Вторая — в 1931 — 1939 гг.) известны в истории страны. Современная конституционная история отправной точкой имеет смерть Ф. Франко, последовавшую 20 ноября 1975 года
В результате этого события в стране не образовался вакуум власти, потому что продолжали существовать институты прежнего авторитарного режима. Военно-фашистская диктатура в Испании была установлена в результате мятежа и войны против республики, начавшейся в июле 1936 года. Конституционная легализация режима заняла почти тридцать лет и окончательное оформление франкистской конституции произошло лишь 10 января 1967 года, когда был промульгирован последний из семи основных законов. Совокупность этих законов вполне охватывала круг вопросов, регулируемых конституциями зарубежных государств.
Растянутое на десятилетия конституционное оформление политического режима объяснялось совсем не «темпераментом» его основателя Ф. Франко, а внутри — и внешнеполитическими причинами: желанием сбить недовольство внутри страны, стремлением придать видимость демократического государства в условиях внешнеполитической изоляции.
Франкистская конституция отличалась заметной оригинальностью; составляющие ее основные законы относились к основным только потому, что об этом указывалось в самом тексте закона. Закон о наследовании поста главы государства в статье 10 называл основным самим себя и четыре предыдущих; о том же говорили статья 30 Закона о принципах Национального движения, второе заключительное положение Органического закона 1967 г. Конституция могла дополняться или изменяться такими же законами. Сами основные законы не отличались «жесткостью» при изменении, хотя некоторые из них и поправки к ним принимались на референдуме.
Специальный декрет Ф. Франко, изданный после принятия на референдуме Органического закона 1967 г., систематизировал основные законы, в какой-то мере «подогнав» их друг к другу. Форма конституции была удобна политическим силам, стоявшим в то время у власти. Сам Ф. Франко говорил: «Наш режим — режим открытой, а не закрытой конституции, готовой ко всем усовершенствованиям, которые требуются страной...».
Смерть диктатора не повлекла каких-либо немедленных изменений в государственном строе, но двумя последовательно существовавшими правительствами А. Новарро и особенно А. Суареса был взят курс на демократизацию общественной жизни. Программа правительства А. Суареса, опубликованная 16 июля 1976 года, содержала желание «установить демократическую политическую систему» с преобразованием конституции. Подготовленный правительством законопроект о политической реформе был проведен с соблюдением всех требований еще действовавшей франкистской конституции; сначала было получено консультативное заключение Национального совета Движения, т. е. правившей партии — Испанской фаланги традиционалистов и хунт национал-синдикалистского движения, затем проект был принят Кортесами, причем их члены — прокурадоры приняли текст 18 ноября 1976 года 425 голосами против 72, т. е. с перевесом в 114 голосов сверх требовавшихся двух третей. В данном случае произошло событие нечасто встречающееся в истории: был принят закон, упразднявший существование Кортесов, а прокурадоры голосовали за ликвидацию собственных должностей. В декабре 1976 г. закон о реформе был одобрен на референдуме 94% проголосовавших избирателей. Этот акт стал восьмым, имевшим ранг основного закона.
Закон о политической реформе учредил на переходный период некоторые демократические институты. В частности, первая статья этого акта гласила: «Демократия в испанском государстве основывается на верховенстве закона, на суверенитете народа. Основные права нерушимы и их обязаны уважать все органы государства».1 Закон о реформе внес изменения в другие действовавшие основные законы и учредил практически новую структуру органов государственной власти. Был образован двухпалатный парламент — Кортесы, включившие Конгресс депутатов и Сенат. До этого двухпалатный парламент существовал только по конституциям 1912 и 1931 гг.
Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы приступили к разработке конституции. Выработанный основной закон явился результатом консенсуса политических партий, представленных в парламенте, отражением компромисса между ними и совсем не свидетельствовал об отсутствии борьбы при подготовке проекта. В каждой из палат Кортесов было внесено более чем по тысяче поправок в законопроект, подготовленный комиссией из представителей различных политических партий. Конституция с самого начала разрабатывалась парламентским путем, а не была продолжением, развитием какого-либо проекта правительства, комитета экспертов или иного текста, подготовленного вне стен парламента. В результате такого способа выработки основной закон в наибольшей мере отразил соотношение политических сил, борьбу партий в Кортесах. О характере консенсуса говорят результаты голосования: во втором чтении 31 октября 1978 г. В Конгрессе депутатов из общего числа членов в 350 в голосовании приняли участие 345, из них 325 — отдали свои голоса за проект, 14 депутатов воздержалось и лишь 6 —были против проекта. В Сенате голосовало 239 членов, из которых за проект — 226, 8 — воздержалось и 5 — «против». Немаловажно и то обстоятельство, что за проект голосовали все парламентарии основных политических партий страны. 6 декабря 1978 г. конституция была одобрена на референдуме: 87,6% голосовавших высказалось «за» и только 7,8% — «против». В урнах оказалось 3,5% незаполненных бюллетеней и 0,74% — недействительных. Значительный процент воздержавшихся от голосования говорил либо об индифферентности избирателей, либо о неприятии нового демократического режима.
Основной закон 1978 г. отразил как испанские традиции, так и впитал в себя зарубежный конституционный опыт — нормативный и доктринальный. Если первый из них выражался в заимствовании конкретных юридических норм, то второй — в форме включения в акт идей общего характера и во влиянии на законодателя при обсуждении и принятии основного закона Можно указать на влияние конституций ФРГ 1949 г. и Италии 1947 г. на разработку положений об автономии; соответствующих статей итальянской конституции на статус Конституционного суда; положений основных законов ФРГ, Италии, Португалии — на формулировку ряда прав и свобод граждан;
скандинавского конституционного опыта — на создание института омбудсмана («Народного защитника»); французской конституции 1958 г. — на порядок образования правительства;
французской конституции 1946 г. и германской 1949 г. — на институт ответственности правительства перед Конгрессом депутатов; шведской конституции 1975 г. — на значительное число элементов статуса главы государства.
Конституция 1978 г. в преамбуле и в первых статьях закрепила идеологические и политические основы испанского государства и полностью отказалась от структур, лежавших в основе франкистской модели. В качестве краеугольных принципов в ней закреплены права человека, демократический, социальный и правовой характер государства; в основу последнего положен национальный суверенитет, принадлежащий испанскому народу, от которого исходят все полномочия органов государственной власти. Для сравнения укажем несколько государственно-правовых идей франкистской доктрины, на которой строилось государство. В основе этой доктрины лежали идеи/партии «Испанская фаланга», образованной в 1934 г. Х.А. Примо де'Ривера. Первоначальная программа в несколько модернизованном виде была оформлена в качестве одного из основных законов Испании — «Принципы Национального движения» от 17 мая 1958 г., которому должны были соответствовать все другие законы, включая и основные. «Мы будем делать все шаги, какие нужно, чтобы законными способами и в рамках Основных принципов всегда оставаться под одними и теми знаменами со спокойною силою на службе разума, справедливости и Испании» — говорил Ф. Франко 17 ноября 1967 г. при открытии 9-й легислатуры Кортесов.
Другими словами, Основные принципы претендовали на бесконечное существование. Вот некоторые из этих принципов.
«Статья V. В качестве основы национальное содружество имеет человека, как носителя вечных ценностей, и семью, являющуюся основой социальной жизни; личные и коллективные интересы всегда должны быть подчинены общему благу Нации, созданными прошлыми и живущими поколениями. В равной мере закон защищает права всех испанцев.
Статья VI. Естественные ассоциации общества — семья, коммуна и профсоюз — базовые структуры национального содружества. Установления и корпорации иного характера, отвечающие социальным потребностям, с общими интересами, должны защищаться с тем, чтобы они могли эффективно участвовать в совершенствовании целей национального сообщества.
Статья VIL Испанский народ, объединенный в юридическую организацию, создаваемую постулатами власти, свободы и служения, образует национальное государство. В рамках незыблемых принципов Национального движения и всех принципов, сформулированных в Законе о наследовании и в других основных законах, политической формой этого государства является традиционная католическая, социальная и. представительная монархия.
Статья VIII. Представительный характер политической организации является фундаментальным принципом наших политических институтов. Народ участвует в выполнении задач законодательного характера и в осуществлении других функций, имеющих общий интерес, через посредство семьи, коммуны, профсоюзов и различных объединений, признаваемых законом для этих целей. Любая другая политическая организация, находящаяся вне этой представительной системы, будет незаконной.