Смекни!
smekni.com

Культурное общение в клубных объединениях (стр. 6 из 8)

Иначе обстоит дело с другой формой сообщения – убеждени­ем. В нем отчетливо выражено стремление субъекта общения пе­редать информацию так, чтобы она изменила взгляды партнера, способствовала формированию новых установок. Здесь имеет мес­то не просто обмен сведениями, а такой обмен, который нацелен на определенную перестройку ценностных отношений. Убеждение рассчитано на критическое восприятие обсуждаемого, на его ана­лиз, взвешивание, отбор. В восприятии собеседником такого воз­действия многое зависит от содержательно-логической организа­ции материала субъектом общения.

Убеждение предполагает, чтобы информация была не просто понята, но и принята, т. е. воспринимающий должен согласиться с тем, что воспринимает. А этого можно достигнуть только на ос­нове умелых доказательств с активным участием сознания убеж­даемого. Человеку очень важно убедиться в научной и нравствен­ной безупречности сообщения, в его адекватности реальным фак­там действительности.

Ведущую роль, несомненно, играет взаимоудеждение равноправных собеседников. Организационно это выража­ется в таких формах клубного общения, как беседа, диспут, об­суждение, конференция.

На основе этих суждений форми­руется общественное мнение, которое само превращается в актив­но действующее средство воспитания.

Убеждение и взаимоубеждение в процессе повседневного меж­личностного общения отличаются особой действенно-доказатель­ной силой. Дело в том, что истина, рожденная в процессе совмест­ных ее поисков, всегда имеет в глазах людей повышенный авто­ритет. Здесь начинают действовать и некоторые дополнительные факторы: убеждение подкрепляется внушением, «заражением», подражанием.

Внушение — этотакой вид межличностного психического воз­действия, при котором высказываемые одним человеком сужде­ния воспринимаются другими людьми без осмысливания, не­критически. От убеждения внушение отличается тем, что оно связано, прежде всего, с влиянием на эмоциональную сферу личности. Поэтому внушение не приемлет развернутых логи­ческих доказательств, да и вообще, как правило, не нуждается в логике.

Существует прямое и косвенное внушение. В практике клуб­ного общения с прямым внушением мы сталкиваемся в тех случа­ях, когда субъект внушения непосредственно излагает свои суж­дения или указывает необходимый способ действия, рассчитывая на то, что это будет безоговорочно принято и реализовано.

Иначе обстоит дело с косвенным внушением. Хотя цель здесь остается прежняя – склонить внушаемого к определенному об­разу мышления и действования, прямо это не декларируется.

Успех или неуспех внушаемого воздействия зависит от многих обстоятельств. Основным из них является авторитет субъекта вну­шения. Когда люди полностью доверяют кому-то и высоко его це­нят, критическое отношение к высказываниям такого человека, естественно, ослабляется или снимается вообще. А это – важнейшая предпосылка эффективного внушения.

Второй способ взаимовлияния и влияния в процессе обще­ния – пример. Его сила и действенность в том, что он нагляден, заразителен, во многих случаях легко поддается воспроизведе­нию. Общепринятые образцы поведения служат эталоном, по ко­торому люди сверяют свои поступки и поступки других. Взаимо­влияние через пример во многом определяется господствующими в данной общности стилем, модой, вкусами, оценками.

Следует различать формирующее влияние на личность орга­низованного и неорганизованного примера.

В процессе повседневного общения люди сами выбирают ка­кие-то образцы и ориентируются на них. Такое подражание мо­жет касаться самых различных сторон человеческого поведения: увлечений, стиля общения, моды в одежде, манер и т. д. Воздейст­вие примера при постоянных контактах обладает ценной особенностью: оно непрерывно. Но здесь есть и свои минусы. Через стихийно действующий пример распространяются не только поло­жительные, но и отрицательные влияния. Вот почему необходимо педагогическое управление этим процессом. Клубному работнику совсем не безразлично, кто находится в центре внимания, на кого равняются, кому подражают.

К основным признакам сознательного критического восприя­тия следует отнести: глубокое понимание полученной информа­ции; наличие четкого отношения к воспринятому; умение практи­чески пользоваться всем наиболее ценным из усвоенного.

Для того чтобы познание в процессе общения было успешным, необходим ряд условий. Прежде всего, содержание информации должно привлечь внимание, пробудить интерес человека. Далее, очень важно, чтобы возникло желание принять то, что сообщает собеседник. Соответственно возникают требования к способу пе­редачи и приема информации. Информация воспринимается с наибольшей эффективностью, если она убедительно, доказательно, логически безупречно выстроена. Следует позаботиться, чтобы у воспринимающего возникало как можно меньше сомнений в ис­тинности фактов, оценок и выводов. А это возможно лишь тогда, когда передаваемая информация объективна, когда она соответ­ствует действительному положению дел.

Важную роль в процессе отражения межличностных влияний, как мы уже не раз говорили, играет подражание. Так называют следование какому-то образцу, повторение, воспроизведение чьих-либо действий или взглядов.

Подражание имеет глубокие психофизиологические корни и большое социальное значение. Без подражания невозможно ус­пешное формирование личности. Благодаря подражанию усваи­вается накопленный обществом нравственный опыт, перенимают­ся привычки и традиции. Подражание способствует консолидации индивидуальных мнений и развитию на этой основе обществен­ного мнения. «Подражание... направлено на воспроизведение ин­дивидом определенных внешних черт и образцов поведения, ма­нер, действий, поступков, которые характеризуются и сопровож­даются определенной эмоциональной и рациональной направ­ленностью».

Процесс подражания, развивающийся в рамках клубного са­модеятельного коллектива, имеет некоторые особенности. Здесь на человека действует целый ряд дополнительных факторов: об­щее мнение, коллективное настроение, традиции. Опыт показывает, что чем однороднее и сплоченнее коллектив, тем выше уровень взаимного доверия, а следовательно, и взаимоподражания. В свою очередь, это обстоятельство способствует более интенсивно­му приобщению индивида к единым групповым ценностям.

Специфическим способом отражения влияний служит также заражение. Оно проявляется в переживании людьми при их вза­имодействии одинаковых или сходных чувств – сопереживании. 'Обычно такие чувства возникают по поводу основного предмета общения и выражают отношение к нему. Чаще всего это кратко­временные переживания: радость, восторг, негодование, возмуще­ние и т. д. Однако на базе их могут формироваться и более устой­чивые эмоциональные состояния: хорошее или плохое настроение, приподнятое или подавленное состояние духа, мажорный или ми­норный психический тонус.

Хотя «заражение» возникает под влиянием внешних факторов, это во многом спонтанная, стихийная по своей природе реакция. Иначе говоря, человека никто не заставляет, да и не может за­ставить «заразиться»,— он делает это сам, причем нередко не­осознанно, инстинктивно.

В клубном общении эффект «заражения» проявляется более интенсивно, чем в других видах общения. Этому способствует несколько обстоятельств. Во-первых, клубные контакты, будучи разновидностью неформальных взаимодействий и имея ярко вы­раженную ценностно-ориентационную направленность, отличают­ся высоким уровнем эмоциональной насыщенности. Во-вторых, межличностные контакты часто развиваются на основе деятельно­сти, связанной с искусством – с восприятием художественных произведений, художественным исполнительством, творческими занятиями. В этих условиях потребность разделить переживаемые чувства проявляется особенно интенсивно.

Важно понимать не только психологическую сущность «за­ражения», но и внутренний механизм этого процесса. Пси­хологи отмечают четыре характерных для «заражения» этапа:

1) эмоциональное брожение;

2) эмоциональная податливость;

3) концентрация чувств;

4) непосредственная эмоциональная реакция.

К подражанию и «заражению» вплотную примыкает такое социально-психологическое явление, как мода. Это тоже один из элементов стандартизированного поведения и один из способов отражения групповых и межличностных взаимовлияний. Чаще всего моду определяют как господство в определенной общности тех или иных вкусов, привычек, обычаев. Мода может касаться одежды, способов поведения, форм развлечения, пристрастий в области искусства, быта и т. д.

Согласно современным социально-психологическим представ­лениям, мода в сфере повседневного общения выполняет три ос­новные функции: коммуникативную, интеракционную (т. е. функ­цию взаимодействия, согласования) и компенсаторную.

«Коммуникативная функция моды проявляется в общении лю­дей, в обмене информацией. Мода — одно из средств общения и информации. Мода выступает как особый социальный знак, вы­полняя функцию символа престижа. Следуя моде или выступая против нее, индивид либо обособляется от какой-либо социальной группы, либо уподобляется ей, отождествляя себя с нею и полу­чая новый, более выгодный для него статус. Мода выполняет знаковую функцию, несет информацию о характере общения, су­ществующего между личностью и группой.

Мода выполняет интеракционную функцию как средство со­гласования действий людей, способ их взаимодействия. Она ори­ентирует публику на признанных лидеров, вносит определенный стиль во взаимоотношения людей, объединяет их в соответствии с определенным способом поведения, стимулирует интерес к но­вому».