Теперь рассмотрим более осознанную ступень духовного развития человека. Следующая группа воспитательных направлений называется культурной. Это этап развития культурных свойств личности, который приводит к более проявленной степени сознания индивидуума и как следствие к созданию сознательного демократического общества. Реализация культурной группы воспитания целиком направлена на гармоничное формирование личностью благоприобретаемых предпосылок воспитательного процесса. Этот труд предполагает участие воспитуемой личности и не рассматривает никакого общественного применения. Общественные воспитательные процессы закончились на группе воспитательных направлений тоталитаризма. Все последующие группы имеют отношение к обществу непосредственно через сознание каждой отдельной личности. Далее нет необходимости инициировать последующие законы, объединяющие человечество, это путь противный естеству сознания, что может ощутить каждый одухотворенный человек. Основа этого утверждения скрывается в разделе форм проявления сознания. Конечность любой формы являет ее гибельность, ее зрелую, увядающую красоту. Мгновенность индивидуального творчества рождает вечно процветающую мгновенность общества культурных личностей, не формализацию и окостенение, а естество извечной жизни. При проявлении личностью своей осознанности в рамках этой группы воспитательных направлений для нее исчезают внешние законы. Для личности возникает единый закон ее всеобъемлющего блага, утвержденный проявленным ею сознанием. Именно здесь радость и процветание окружающего мира, выявленные личностным прикосновением к культуре Единства, являются естественной и общепринятой нормой жизнедеятельности индивидуума. Именно такое самоуправление, через индивидуальное мировоззрение, приведет человечество к истинному демократическому сообществу. Само название группы определено как «культурная» в соответствии со своим предназначением. В период перехода личности от тоталитарного приема внешних, искусственных духовных истин к своей разумности и формированию личностного мировоззрения, повышается ее степень духовной восприимчивости. Это приводит личность к возможности перейти от роли исполнителя к роли творца и требует принципиально иного мышления и проявления своего естества. В этот период личность переходит от слепого исполнения к поиску сознательного самовыражения. Первые проявления освобожденной духовности выражены именно в культурной деятельности личности. Человеческая культура это то, что является продуктом духовного творчества каждой личности, достигшей разумной или более проявленной степени своего сознания. Предназначением личности, воспитанной в рамках направлений культурной группы, является передача своего творчества на благо природы и человечества. К проявлению культуры относятся: технические и гуманитарные науки и достижения, мусические знания и навыки, искусство, социальные достижения гуманизма, национальные и религиозные (оккультные) знания.
Теперь стоит уделить внимание первому воспитательному направлению культурной группы – созерцанию. Оно целиком основывается на добровольной воле воспитуемого индивидуума к вмещению одухотворенного знания и информации. При реализации этой группы личность предполагает полную свободу от любого тоталитаризма и избирает свой путь самостоятельно, а ее первым шагом является указанное направление. Ввиду своей первичной степени проявления сознания личность на первых шагах своего культурного воспитания способна лишь вмещать внешние составляющие духовного знания в форме, предлагаемой ее добровольно избранным воспитателем. Это выглядит, как духовное озарение, так как вместо давления со стороны знания личность ощущает и видит безбрежный путь самосовершенствования. Именно этот качественный шаг пока никак не может сделать современное общество и наибольшая часть современного человечества. Подобное открытие раскрывает перед личностью беспредельный ресурс красоты, совершенства и возможностей, что для разума воспитуемого становится огромной работой для изучения и анализа. Откуда и происходит имя этого направления – созерцание, а его высшим достижением является разумное (интеллектуальное) сопонимание, сорастворение, сопереживание и сотворчество воспитуемого с получаемой культурной информацией. В этот период воспитания личность способна лишь получать уже готовые формы культурного слоя духовности, созданные ранее воспитанными отдельными осознанными личностями. В результате работы этого направления у воспитуемого создается информационная база для ведения рассудительного анализа и формирования своего собственного духовного, сознательного выбора – мировоззрения, синтезирующего личное понятие блага, как индивидуального, так и общественного характера. Это направление становится только первым шагом от разумного искусства к осознанному естеству свободного творчества. Современное человеческое общество накопило огромный потенциал культурного и одухотворенного знания. Сегодня оно осуществляет созерцательную трансляцию этого богатства на многие воспитуемые личности, что является залогом будущих успехов современного человечества. Но эта работа производиться в рамках тоталитарных общественных условий, что создает явное противоречие энергий и неблагоприятно сказывается на практике воспитания.
Следующее направление культурной группы воспитательного процесса – рассудительное. Это направление активного разумного творчества обусловлено штампами навыков и знаний, приобретенных индивидуумом в процессе созерцания. Основой его деятельности является процесс рассуждения, в результате которого личность находит единые законы, связывающие многие частности атрибутов культуры в единое понимание благого действия, направленного на воспитание, как самой личности, так и окружающего общества. Конечным результатом этой работы, происходящей в процессе реализации этого направления, является установление личностью своего собственного разумного равновесия между знаниями и их принадлежностью к добру и злу с последующим превращением внешнего мировоззрения в свое собственное мнение и действие. Это направление целиком предназначено для принятия воспитуемым алгоритмов культурных форм с возможностью их последующей личной модуляции и интегрирования, как первого проявления свободного творческого процесса. При применении этого воспитательного направления общество получает личность, способную к последующему самостоятельному освобожденному творчеству, наполненному первыми проблесками духовной степени сознания. Такой результат гарантирует безопасность обществу, так как личность приносит в мир людей первые осознанные зачатки духовного, а значит предопределенного, благого творчества. С точки зрения общества результат этого воспитательного процесса можно определить, как осознанную персональную демократию, являющуюся тем материалом, из которого возможно появление настоящего демократического общества, основанного на духовном понимании и принятии личностного – всеобщего блага. Эта ступень развития личности дает ей первые независимые, одухотворенные азы индивидуального, рассудительного мировоззренчества, как творческого пути воссоединения с Единством.
Последнее направление в рамках культурной группы воспитательного процесса является социализация. Это именно то направление, которое отражает процесс роста в личности активного творца, устремление которого направлено на всеобщее благо человечества. В этот период индивидуум становится самостоятельным творцом культуры, созидателем таких основ бытия, как красота и гармония в рамках мира материи. Как правило, в этот период становления личности в ее деятельности процветают искусства. Именно искусство и милосердие становятся инструментом подобного воспитания. А мировоззрение из общего представления об окружающем мире превращается для личности в гармоничное единство материального мира природы, человека и общества. Косвенным продуктом этого процесса становится рождение общества, способного в своем сознательном развитии к социалистическим и коммунистическим (подразумевается всеобщее, равноправное братство) основам коллективной жизни, что является наидуховнейшим уровнем общественного строя людей. Основой этого направления является воспитание в личности духовной необходимости в сознательном творчестве, как естественном и единственном продукте жизнедеятельности человека. Потенциал этого направления целиком разворачивает воспитуемого к самому себе и дает возможность через непосредственное, разумное и духовное творчество обратиться к окружающему миру и стать его неотъемлемой частью. Именно общество и его единство становятся инструментом воспитания личности, что отражает название этого направления.