Смекни!
smekni.com

Язык в становлении личности человека (стр. 3 из 6)

Общение и развитие личности. Различныевиды общественной деятельности человека обслуживаются разными функциональными разновидностями языка, самой же распространенной формой социально-речевого воздействия является д и а л о г : "В диалоге виднее и слышнее формы выразительности, экспрессии - интонационной и моторной, которые образуют социальный фонд для раскрытия характеров, т. е. индивидуальных образов лиц в сфере их психических переживаний, в сфере их навыков и склонностей, из общественного поведения на фоне социально-речевой характерологии ", - пишет академик В.В.Виноградов. Однако там, где виды культурно-общественного речевого общения утонченны и сложны, наиболее уместной формой общения, как считает В.В.Виноградов, оказывается монолог .

Речевое общение во всех его формах, видах, жанрах, типах позволяет человеку получать в готовом виде социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями. Общение как любая деятельность человека имеет ряд побудительных мотивов. Среди них - познание окружающего мира, познание самого себя и как результатпознания - корректировка своего поведения. Речевая деятельность героев литературных произведений, представленная мастерами слова со своими комментариями, дает образцы речевого поведения носителей языка разных возрастных и социальных групп, способна служить обогащению речевой практики читателей, совершенствованию их речевых коммуникативных умений. Автобиографическая трилогия Горького в этом смысле оказывается особенно ценной как произведение писателя-реалиста, глубокого и тонкого психолога, создавшего достоверную картину формирования и становления личности Алеши - "Максимыча" - Пешкова. Алеша Пешков - ребенок, жадно впитывающий окружающее, пытающийся понять, кто есть кто в этом незнакомом мире, спрашивающий, выясняющий, познающий. Общение осуществляется в стихии бытового взаимодействия, в семейной среде, преобладают диалоги с бабушкой и дедушкой, их монологи, обращенные к нему. Отчетливо видно, что бабушка, через монолог убеждающий и внушающий, реже - повествовательный и лирический, формирует эмоциональную сферу ребенка, развивает его чувства, а дед, которому более свойственен монолог драматический и лирический, реже - повествовательный, будит мысль, организует сферу рациональную, интеллектуальную.

Общение с бабушкой радостно, оно вселяет оптимизм, дает ощущение полноты жизни. Говорит она совершенно не похоже на других, "точно поет", сказки сказывает тихо, таинственно, ее слова льются мерно, они "сочные, веские, памятные". "Не верить бабушке нельзя - она говорит так просто, убедительно ", - отмечает рассказчик. Речевые коммуникативные умения, реализуемые во всех видах общения с бабушкой, обеспечивают богатый, разнообразный ритмический рисунок речи, точный выбор слов, обладающих такой выразительной силой, что они остаются в памяти на всю жизнь, становятся основой языкового чутья, фактом языкового сознания. Чувства справедливости, сострадания, пробудившиеся в ребенке, беспокоят его, рождают возмущение покорностью, которая видится Алеше в бабушкином поведении, и тогда ему хочется, чтобы бабушка сказала " какое-то сильное слово, что-то крикнула". Но крик в общении - прием запрещенный. Он или показатель беспомощности, или крайняя форма воздействия на собеседника, допустимая, когда нарушена справедливость, в противном случае - он сам в высшей степени несправедлив и может вызвать эффект, обратный ожидаемому, как это происходит в резкой, крикливой форме общения матери с Алешей.

Не умея видеть мир глазами ребенка, забывшись в своих печалях, тревогах и несчастьях, мать Алеши, сердясь и раздражаясь, говорит сначала тихо и сурово, потом кричит. И крик этот вызывает у мальчика только боль и горечь, недоумение и страдание: "Я подошел, спросив ее: "Зачем ты кричишь на меня? " Это же недоумение такой формой общения, какой является крик, ругань, обнаруживает глубоко запавший в душу Алеши-подростка кочегар Яков ( повесть "В людях" ). Вся беспомощность крика, вся его бессмысленность как формы эмоционального воздействия заключена в наивно-простодушном и житейскимудром замечании Якова, адресованном повару Ивану Ивановичу.

"Чего ты ругаешься? - удивляется Яков... - Ты - не ругайся, я ведь с этого лучше никак не стану". Формирующееся мировоззрение, культура чувств становятся фактом языкового сознания, самосознания личности.

Сила воздействия слова, как оказывается, не зависит напрямую от силы его звучания. Действенность и результативность слова определяются целесообразностью, предполагающей учет говорящим условий и места общения, адресат. Речевые коммуникативные умения, обеспечивающие целесообразный, коммуникативно-мотивированный выбор слов, соотнесены, как показывает анализ, с жизненной позицией, взаимосвязаны с формой поведения. В речевом поведении матери, в ее коммуникативных умениях отражается особое положение в семье и неповторимость этой гордой трагической натуры. "Она умела говорить краткие слова как-то так, точно отталкивала ими людей от себя, отбрасывала их, и они умалялись", - замечает автор. Сила слова в общении так велика, что оно способно не просто отталкивать людей, но вызывать реальные физические страдания. Один из героев повести "В людях" рассказывает Пешкову-подростку: "Я, малый, даже с профессорами беседы водил. Одного попа до того загонял словесным-то бичом, что у него ажно кровь носом пошла". Словесные издевательства над человеком писатель считает жестокостью и ставит в один ряд с кровью, побоями. Обостренное отношение к слову, к его воздействию на человека, умение слышать слово, пользоваться им, воспринимать все его оттенки - составные компоненты оценочного отношения к слову, слагаемые речевых коммуникативных умений, формируемых в детстве в ближайшем семейном окружении. В отличие от бабушки, дед поначалу пугает Алешу-ребенка, страшит своей непонятностью, общение с ним тревожит, но оно и обогащает. Сердцем Алеша долго не принимает деда, судит его слова и поступки, видя в них визгливую вздорность, жалкую нелепость: "Мне казалось, что дед злой: он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого". Драматические монологи деда полны жестов, мимики, речевое оформление, содержание в них - как бы не главное. Он говорил "долго, яростно, подвизгивая и притоптывая ногой", "топнул ногой и закричал свирепо", "бросил блюдечко в голову ей, бросил и завизжал... " - так комментирует рассказчик речевое поведение деда. Таковы элементы его коммуникативных умений, являющихся отражением его сложного нравственного облика, особенностей его языковой личности. Иногда дед произносил слова, которые, так же как и бабушкины, оставались в душе мальчика на всю жизнь: "Привалившись ко мне сухим складным телом, он стал рассказывать о детских своих днях словами крепкими и тяжелыми, складывая их одно с другим легко и ловко". Слова эти идут от любви, от сердца, от житейского опыта; легкость их сложения находится как бы в противоречии с их весомостью, крепостью. Речевые коммуникативные умения реализуются здесь в свободном выборе слов, простом и незатейливом их складывании; эти умения подкреплены социально-психологическими коммуникативными умениями: умением вести беседу, чутко улавливая настроение собеседника, умением понимать собеседника, ставить себя на его место, т. е. учитывать условия общения и предвидеть его результат, умело сочетать вербальные и невербальные средства общения. Бабушка поясняет внуку: "Дедушка-то, когда хотел, так хорошо говорил, это уж после, по глупости стал на замок сердце-то запирать". Идеи гуманизма, оптимизм пронизывают автобиографическую трилогию М.Горького, и дополнительное тому свидетельство - это высказывание, вложенное в уста неграмотной женщины, испытанной на прочность множеством житейских невзгод, не утратившей ни доброты, ни сердечности, милосердной и мудрой.

Действительно, для незлобивого душевного собеседования, для искреннего открытого общения - для полнокровной человеческой жизни - нужно иметь сердце, не запертое на замок. Это нравственное правило, осваиваемое в детстве, становится основой общей и речевой культуры писателя.

Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми - все впитывает в себя ребенок, наблюдая за взрослыми, общаясь с ними. "В детстве я представляю себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание все-таки мед", - подчеркивал писатель, отводя общению с людьми главную роль в развитии души, языкового сознания, интеллекта. Конечно, знание добывается еще и из книг, но тогда оно требует проверки жизнью, требует выявления его соответствия реальной действительности, знаниям о жизни окружающих людей. Может быть, поэтому у начитанного подростка нужда в собеседникке оказывается особенно острой. Ему мало только убеждать, ему нужно еще и самому убеждаться, слушая возражения собеседников, думающих иначе, чем он.

Особый интерес для учителя представляет сообщение знаний интимного свойства, которое отважно и умно предпринимала в общении с внуком бабушка. Писатель так рассказывает об этом: "Она поощряла нашу дружбу. Мальчику с девочкой дружиться - это хорошее дело! Только баловать не надо... И простейшими словами объясняла нам, что значит "баловать". Говорила она красиво, одухотворенно, и я хорошо понял, что не следует трогать цветы, пока они не распустились, а то не быть от них ни запаху, ни ягод".