Смекни!
smekni.com

Язык в становлении личности человека (стр. 4 из 6)

Лирический монолог как тип общения вообще более других пригоден и используется при обсуждении острых, интимных там. Подрастая, Алеша видит много грязи жизни, человеческих страданий, оскорблений. Социально-экономические условия бытия определяли общественное сознание и на его основе общение окружающих людей. Вражда из-за наследства порождала злобу, прорывавшуюся в семье Кашириных в виде безобразных скандалов, драк. Бабушка уговаривает враждующие стороны, нетерпимые в своей слепой ненависти, а с ответ ей летит "идиотская гнусная русская ругань, смысл которой, должно быть, недоступен разуму и чувству скотов, изрыгающих ее", - говорит автор. Гнусные поступки не людей - скотов и гнусные, недостойные человека слова. Речевые коммуникативные умения со знаком минус, так как способность "изрыгать" бранные слова не может, не должна признаваться умением, обеспечивающим полноценное общение.

Пьяные, опустившиеся, не нужные обществу люди бормочут "поганые слова". "Она говорила слова грязные, слова пьяной улицы - было жутко слышать их", - читаем признание автора в повести "В людях".

Драматические монологи, в которых реализуются речевые коммуникативные умения со знаком минус, имеют ярко выраженное социальное обоснование: сломлен, раздавлен человек, потому что в обществе, живущем без правил и законов, где попирается личность, не уважается ее достоинство, ты либо хватаешь и давишь себе подобных, либо морально и физически уничтожат тебя, и грязные поступки, черные слова, мысли, обнаруживающиеся в общении значительной части людского сообщества, есть отражение несовершенства общественного устройства.

Алеша-подросток приходит служить в семью чертежника. Быт мещанской среды с ее мелочными интересами, бездуховностью, отсутствием высоких идеалов, целей - все это отражается в серых мыслях, серых словах, в странной, оскорбительной, унижающей человеческое достоинство речи. "Мне не нравилось, как они все говорят, воспитанный на красивом языке бабушки и деда, я вначале не понимал соединения несоединимых слов... " - замечает рассказчик, фиксируя внимание на сформированном у ребенка эстетическом отношении к языку и речи.

Разобщенность людей, непонимание друг друга, неизбежные в условиях антагонизма, накладывают свой отпечаток на их речевое поведение, языковое сознание, деформируя личность. Нравственные формы поведения, общекультурный уровень среды определяют речевое поведение, обусловленное определенным набором коммуникативных умений.

Подросток поднимается до осознания того, что, если его хозяева "перестанут судить людей, кричать, издеваться над ними, - они разучатся говорить, онемеют, им не видно будет самих себя". Это понимание укрепляет в нем веру в себя, в человека, в то, что можно защититься от тех, чьи "липкие языки забрасывают хламом постыдных слов " чистое и светлое. Эта новая сила дает ему возможность "слушать злые насмешки спокойно и беззлобно".

Рост самосознания подростка, углубление его знаний об окружающем мире, о языке, ( языковая эрудиция ) отражаются на его речевом поведении, речевой культуре. Появляется ощущение несовершенства своего речевого поведения, речевых коммуникативных умений. Рассказчик свидетельствует: "Несмотря на то, что я уже немало прочитал книг, любил читать стихи и сам начинал писать их, говорил я "своими словами". Я чувствовал, что они тяжелы, резки, но мне казалось, что только ими я могу выразить глубочайшую путаницу моих мыслей". Жадно вслушиваясь в речь окружающих, он замечает, как меняется речь говорящего в зависимости от того, где он говорит, с кем говорит, о чем говорит, обнаруживает противоречия между формой и содержанием, между поступком и словом, между умением говорить и умением действовать.

Анализируя авторские комментарии коммуникативной деятельности героев трилогии М.Горького, их коммуникативных умений, можно увидеть разное отношение подростка к собеседникам, к особенностям их коммуникативного поведения, динамику его оценочного отношения к речи.

Он испытывает эстетическое наслаждение от красоты звучащей речи: "Речи его я слушал внимательно, чувствуя их красоту". В другом месте автор свидетельствует: "Рассказывая, он ритмически покачивался. Голос у него был глухой, тусклый, а слова - яркие, и что-то соловьиное пело в них". Слушая голос другого говорящего, странно глубокий, он отмечает в нем "что-то потрясающее". Вспомним, что чутье языка воспитывалось, формировалось у рассказчика в раннем детстве.

Его завораживает тайна новых незнакомых слов, мастерство их переплетения, когда говорящий нанизывает слово за словом "на стержень своей мысли". Автор признается: "Я ждал этих изречений, как благостыни, - приятно было слышать необычные сочетания слов в доме, где все говорили бесцветным языком, закостеневшим в истертых, однообразных формах".

Душевный дискомфорт, беспокойство и тревогу вызывает у него видимое противоречие между формой и содержанием речи, между поступками говорящих и их словами. Раздражает, когда говорят "книжно и невразумительно", когда говорящий употребляет какие-то неведомые имена, странные сочетания слов, когда серые, тяжелые слова катятся или "нудно сеют, точно капли дождя", когда в речах "что-то снотворное". "Странные слова, незнакомые имена надоедливо запоминались, щекотали язык, хотелось ежеминутно повторять их - может быть, в звуках откроется смысл ?" - читаем в повести "В людях". Это признание есть косвенное подтверждение мысли, высказываемой рядом ученых, что т е з а у р у с ( словарь языка с полной смысловой информацией ) является одним из способов представления языкового сознания.

Если человек говорит кратко и внушительно, негромко и задушевно, сухо и деловито, это нравится подростку, как и ровная, простая, ясная, веская речь, когда у говорящего есть "своя мера людей", есть отчетливые мысли. "Он, пытливо глядя на меня, помолчал, а потом заговорил отчетливо и веско, видимо, - очень продуманные мысли", - пишет автор.

Отчетливая мысль, облеченная в ясную и простую форму, не часто встречается. Чаще подросток чувствует себя опьяненным словами, не улавливает в них мысли, нередко видит, что люди "милосердны и любвеобильны только на словах", его осеняет догадка, что часто "в резких словахпрячутся мысли жалкие и лицемерные", что недостойные люди прячутся за хорошими словами, приспосабливая язык к своим нуждам, делая его, по Эзопу, плохим, хуже которого нет ничего. Формирующееся оценочное отношение к слову развивает оценочную культуру подростка, мотивы его поведения. Резко критическое отношение и неприятие вызывают у взрослеющего человека споры, в которых истина теряется в обилии слов, и рассказчик с признательностью и уважением обращается памятью к добрым своим собеседникам, которыми одарила его жизнь, вспоминает рассуждения одного из них: "Слова, дружище, это - как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист такой, а не иной, нужно знать, как растет дерево, - нужно учиться". Рассказчик приходит к необходимости учить язык, познавая его законы, развивая свою языковую эрудицию, совершенствуя языковые способности, речевые коммуникативные умения.

Выработка убеждений, жизненной позиции идет в процессе активной работы мысли, перерабатывающей знания бытовые и книжные, сверяемые с практической деятельностью, - таков путь освоения мира подрастающим поколением, и тяжел этот путь без наставника, учителя, собеседника. В повести "Мои университеты" М.Горький пишет: "Мне только что минуло пятнадцать лет, но иногда я чувствовал себя пожилым человеком, я как-то внутренне разбух и отяжелел от всего, что пережил, прочитал, о чем беспокойно думалось. Заглянув в себя, я находил свое вместилище впечатлений подобно темному чулану, который тесно и кое-как набит разными вещами. Разобраться в них не было ни сил, ни умения". Это пронзительное ощущение одиночества, безжалостного и нелепого отторжения от людского сообщества, невозможности реализовать естественное человеческое желание быть услышанным, понятым, вспомнилось рассказчику много лет спустя, после знакомства с удивительно правдивым рассказом А.П.Чехова про извозчика, который беседует с лошадью о смерти своего сына: "Я пожалел, что в те дни острой тоски не было около меня ни лошади, ни собаки и что я не догадался поделиться горем с крысами..." Потребность поделиться раздумьями, необходимость высказать мысли, желание обсудить сомнения, разрешить их - стремления специфически человеческие, и чем более развит интеллект, чем выше культура, самосознание личности, тем больше потребность в общении, во взаимодействии с себе подобными.

Проведенное коммуникативно-ориентированное чтение позволяет увидетьэтапы становления языковой личности, развития языкового сознания ребенка, подростка, юноши. Расширяя возможности для осознания языкового поведения личности, художественные произведения, как в грандиозной лаборатории, аккумулируют важную для языковой личности информацию. В данном случае извлеченные наблюдения опираются на определенные научные представления. В самом деле, ребенок не может развиваться ни интеллектуально, ни нравственно, ни эстетически вне языковой среды, без речевого общения. Речь окружающих, их речевое поведение, обращенное к ребенку с первых месяцев его жизни звучащее слово - основа развития, становления личности. И то, что это за речь, какими качествами, свойствами она обладает, какое несет содержание, - в известной мере задает направление культурного и духовного развития личности и социального процветания гражданина.

Большое значение в языковом развитии ребенка имеет приобщение к народному творчеству, в частности, к пословицам и поговоркам. Проведение урока по пословицам и поговоркам занимает определенное место в эстетическом и нравственном воспитании школьников, в формировании у них патриотического чувства, значительно обогащают речь ученика, делают ее образной, яркой. Постичь пословицы - это значит глубже познать жизнь, обычаи