Смекни!
smekni.com

Использование методов сказкотерапии в условиях семейного воспитания (стр. 12 из 12)

Так и лежали бы драгоценные камни на песке, если бы однажды яркий блеск маленького бриллианта, сверкнувшего в лучах восходящего солнца, не привлек внимания одинокого путника.

- Откуда здесь это сокровище? – подумал он и осмотрелся по сторонам.

В воде странник увидел еще несколько красивых минералов и решил найти то чудесное место, откуда они приплыли. Он шел вдоль берега и внимательно всматривался в каждый камень, который лежал на песке или плыл по воде. Когда путник дошел до башен, то с удивлением обнаружил, что именно с их стен падали драгоценные камни.

«Невероятно, - подумал он, - жители смотрят друг на друга через бойницы в стенах, не замечая собственных сокровищ».

И одинокий странник решил сделать горожанам подарок.

- Люди! – громко закричал он. – Каждый, кто хочет найти сокровище, спускайтесь к этому ручью. Здесь вы обретете богатство и счастье, мудрость и любовь.

Жители городов услышали странные слова незнакомца, выглянули из-за стен башен и впервые увидели друг друга и красивую местность, которая лежала между их городами. Зеленая сочная трава, нежные цветы и журчащий голубой ручей – все дышало спокойствием и радостью. Внизу стоял и улыбался одинокий странник; ров, освещенный солнцем, казался совсем не страшным, и соседи были удивительно похожи друг на друга.

- Как же мы не замечали этого раньше? - удивились горожане и решили спуститься вниз, чтобы послушать рассказ путника.

Он показал им драгоценные камни и минералы и спросил:

- Знаете ли вы, что среди булыжников, которые находятся внутри каменных стен, могут быть такие же сокровища? Только враждебность друг к другу мешает вам это увидеть.

Удивленный горожане посмотрели на свои крепости и впервые увидели, что башни закрывают половину неба, горизонт и землю, на которой растут красивые цветы.

И хотя жители городов еще побаивались друг друга, их желание найти сокровища и обрести мудрость, любовь и счастье победило. Они разобрали свои башни на камни и тщательно отмыли их от грязи и пыли. Вскоре у воды собрались жители обоих поселений. Увлеченные работой, они даже не заметили, как перемешались друг с другом. Шутки и веселый смех звучали все дни труда, но когда работа была окончена, на лицах горожан читался только один вопрос:

- Что же дальше?

Небо стало шире, горизонт ближе, запах трав и шум ручья отчетливее доносились в города, но как же быть друг с другом? Люди больше не хотели расставаться. Здесь они нашли не только драгоценности, но и друзей. А некоторые встретили у ручья свою любовь.

Булыжники минералы лежали по обе стороны ручья, а люди продолжали смотреть на странника.

Он улыбнулся и сказал:

- Камнями можно отгородиться друг от друга или напасть на противника, а можно построить мост и соединиться с друзьями. Драгоценности можно замуровать в стену вместо булыжников, а можно обработать и сделать из них украшения. Все наши поступки исходят из сердца.

- Мост – вот то, что нам нужно, - улыбнулись горожане и дружно принялись за его строительство.

А одинокий путник взял в одну руку посох, в другую – бриллиант чистой воды и отправился странствовать по свету.

Он помог горожанам обрести богатство, мудрость и любовь, и только от них теперь зависело, как они используют найденные сокровища.

Игра «Ослиная шкура»

Цель игры – снятие напряжения в отношениях с другими, коррекция самооценки.

Психолог говорит детям: «Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда – хуже. Но настоящие герои чувствуют себя наравне с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Представьте, что мы попали в заколдованный лес и бродим по нему. Пусть каждый представит, что все другие герои хуже него. Они слабее, не такие умные, не такие красивые. Только вы – настоящий герой. Как вы при этом ходите, что чувствуете? (На выполнение этого задания дается 1 минута.)

А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На вас теперь ослиная шкура. Ее не так просто снять. А все вокруг видят вас таким и смеются над вами. Они гораздо сильнее и умнее вас. Как вы при этом ходите, что чувствуете? (На выполнение этого задания дается 1 минута.)

Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами. Мы оказались на волшебной поляне. Найдите себе пару. Один из вас должен стать королем, а другой – ослиной шкурой. Пусть король расскажет своему партнеру, что дает ощущение превосходства, что он чувствует в этом состоянии. (Задание выполняется минуту.) А теперь пусть ослиная шкура расскажет о своих чувствах (также в течение 1 минуты).

Снова все чары исчезли, и все герои теперь стали равными. Никто не хуже и не лучше. Что при этом вы видите друг в друге? Что вы чувствуете?».

Продолжительность игры – 20 минут.

Игра «Войди в круг»

Цель игры – осмысление форм общения, используемых людьми, сопоставление их с общественными нормами, ожиданиями других людей.

Несколько детей выходят за дверь, затем приглашаются по одному. Оставшиеся члены группы образуют круг, плотно взявшись за руки. Входящему участнику предлагается войти в этот круг. При этом у остальных детей существует договоренность, каким образом должен вести себя ребенок, чтобы его впустили. Участник, пытающийся выполнить условия и войти в круг, пробует различные формы общения, пытаясь угадать неизвестную ему договоренность детей. некоторые могут предпринять попытку войти с помощью силы.

При обсуждении игры можно поговорить об агрессии как о результате непонимания, невыполнения социальных норм.

Продолжительность игры – 20 минут.

Игра «Контур человека»

Цель игры – исследование и анализ своих чувств, осознание эмоционального внутреннего состояния.

Детям предлагается сесть в круг. Каждый (поочередно) показывает какую-либо эмоцию. Остальные пытаются ее угадать.

Далее психолог говорит детям: «Разделите лист на три части. Изобразите с помощью линий и цвета страх, любовь и злость». На изображение каждой эмоции отводится 2-3 минуты.

Теперь на листе бумаги дети должны нарисовать силуэт человека (только контуры.) Психолог предлагает детям «заселить» силуэт эмоциями и чувствами, подобрать к каждому из них соответствующее место и подходящий цвет. Теперь участники должны придумать название получившейся «картине».

Важно, чтобы каждый не только осознал свои доминирующие эмоции, чувства, но и попытался установить обратную связь с другими участниками.

Продолжительность – 30 минут.

Игра «Контакт»

Цель игры – установление контакта между участниками, восприятие и понимание другого человека, ориентация на состояние, в котором он находится.

Все участники располагаются большим полукругом.

Ведущий дает группе следующую инструкцию: «Пусть каждый из вас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только невербальными, установить контакт с каждым участником игры».

После того как все выполнят это задание, ведущий предлагает обсудить их впечатления. При подведении итогов ведущий акцентирует внимание на тех средствах установления контакта, которые перечисляют участники, а также на тех признаках, а также на тех признаках, которые свидетельствуют, что контакт установлен.

Продолжительность игры – 15-20минут.

Игра «Да - нет»

Цель игры – трансформация накопленного раздражения, агрессии и апатии в готовность к общению и внимательность к другим участникам.

Ведущий дает детям следующую инструкцию: «Выберите себе пару и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «да», а кто «нет». Один из вас начинает игру, произнося слово «да». Второй сразу же отвечает ему «нет». Тогда первый снова говорит «да», может быть чуть громче, а второй опять ему отвечает «нет», тоже слегка погромче. Вы можете произносить его, как вам захочется. Через некоторое время я подам сигнал о том, что пора заканчивать». Продолжительность диалога – 3-5 минут. Затем участники меняются ролями. После окончания игры они делятся своими чувствами, которые остались после диалога.

Продолжительность игры – 10-15 минут.