Смекни!
smekni.com

Использование методов сказкотерапии в условиях семейного воспитания (стр. 4 из 12)

Перейдем к рассмотрению одного из ее метода – сказкотерапии.

1.3 Сказкотерапия – один из методов арт-терапии, особенности психологической работы со сказкой

Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову – лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, сказки, легенды. Причем же здесь лечение? На этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в начале третьего тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах. Поэтому, когда мы говорим о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими [22, c. 17], [23, c. 10]. Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечь человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется пассиве. В процессе психологической помощи мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет найти нужное решение [53, c. 28].

Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: « Чему же нас учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций», будет более мудрым и созидательным. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность [25, c. 39].

Самое важное – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет неоднозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом. Итак, сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций.

Объективизация проблемных ситуаций… Что это значит? Как объективизировать потерю близкого, «непонятно откуда» свалившиеся напасти. Таких вопросов в нашей жизни становится все больше и больше.

Обратимся к волшебным сказкам. Почему именно на главного героя «сыпется» так много испытаний? Сказка учит, что испытания даются только сильнейшему. Тому, кто может их выдержать, осознать, использовать во благо. Испытание дается по силам. Понимание этой простой истины часто производит психотерапевтический эффект: «израненный» человек вдруг осознает у себя внутри источник силы. В это случае, сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности [23, c. 45].

Для многих сказки связаны с волшебством. Людям сложно познать волшебный мир природных духов в силу недоразвитости наших чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых элементов. За этими размышлениями стоит идея одухотворенности окружающего мира. Многие люди отмечают, что именно на природе их охватывает чувство волшебного и они ощущают себя счастливыми. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом деревце, кусте, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы?

В этом аспекте сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания [22, c. 13].

Волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни внешне незаметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшаю окружающий мир. В этом смысле сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг нас.

Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности.

Сказкотерапией люди занимались всегда. Сегодня мы выделяем четыре этапа в развитии сказкотерапии [23, c. 14].

Первый этап – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного творчества продолжается по сей день.

Второй этап сказкотерапии – собирание и исследование сказок и мифов. Их исследование в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейма, В. Проппа и других [46, c. 19]. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается по сей день.

Третий этап – психотехнический. Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется пять видов сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией [24, c. 25].

Рассмотрим сказки, которые используются в сказкотерапии.

В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские, так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет свои преимущества и недостатки. При использовании народных сказок в целях психотерапии к преимуществам можно отнести [23, c.24]:

· метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций;

· знакомство ребенка с сюжетом, иногда даже дословное знание текста;

· отсутствие в сюжете лишних подробностей;

· динамичность;

· разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику;

· соответствие национальному характеру.

Недостатки (не народных сказок, а сказкотерапии на их основе):

· недостаточная подробность текста, условность характеров, в результате – недостаточная «психологичность»;

· отсутствие изменений в характере героя за время действия сказки;

· в очень архаичных текстах, например в сказках о животных или некоторых бытовых сказках, герои руководствуются весьма сомнительными этическими принципами.

В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок [22, c. 24].

· известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение «уже виденного», когда психолог пытается побудить к раскрытию смысла сказки;

· метафоричность, ведущая к большому количеству проекций, личностным включениям;

· разнообразие сюжетов;

К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести:

· возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, конец которой уже известен;

· зачастую множество сюжетных линий делает сказку слишком длинной, непригодной для краткосрочной терапии, а также для некоторых видов групповых занятий;

· авторская сказка обязательно несет в себе взгляды автора, а они не всегда созвучны взглядам психолога;

· авторская сказка, как каждое произведение искусства, требует к себе бережного отношения, поэтому не всегда допустимо изменение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода работы. Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта [23, c.41].

Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает психолог. Сказка, предлагаемая группе или отдельному человеку, не известна ему, поэтому более интересна, особенно, если предлагается в связи с волнующей проблемой. Актуальная проблема представлена в сказке в метафорической форме; как правило, приписана значимому герою – принцу, принцессе, королю [25, c.40].

Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапевтические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения.

Не хотелось бы также исключать вопрос о духовной основе сказок. Почти любой текс в неявном виде несет в себе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на читателя, даже если они об этом не задумываются. В текстах, затрагивающих проблемы свободы, природы зла, которое человек видит в себе и в окружающем мире, отношение к смерти или к смыслу человеческой жизни, духовная составляющая текста проявляется обязательно – через символы, метафоры, свойства, приписываемые тем или иным героям, через возможности, которые предоставляются героям сказки, повороты сюжета. При использовании сказок, представленных в нашем дипломном исследовании, выяснилось, что эти сказки успешно работают и на родителях, имеющих нерешенные проблемы [24, c. 45].

Возможности работы со сказкой: [53, c.10].

1. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо - плохо».