Смекни!
smekni.com

История психологии как самостоятельная наука (стр. 16 из 26)

• они действуют на неосознанном уровне и поэтому явля­ются средствами самообмана;

• они искажают, отрицают или фальсифицируют восприя­тие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

Тревога, или чувство надвигающейся опасности, может быть следующих типов:

• реалистическая тревога — эмоциональный ответ на уг­розу реальных опасностей внешнего мира, помогает обес­печить самосохранение;

• невротическая тревога — эмоциональный ответ на опас­ность того, что неприемлемые импульсы со стороны «ОНО» станут осознанными, это боязнь что ЭГО окажется неспо­собным контролировать сексуальные или агрессивные желания, и ты сделаешь что-то ужасное, что повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия;

• моральная тревога — когда ЭГО испытывает угрозу на­казания со стороны СВЕРХ-Я, когда «ОНО» стремится к

активному выражению безнравственных мыслей или дей­ствий и СВЕРХ-Я отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения;

• социальная тревога возникает в связи с угрозой исклю­чения из группы сверстников из-за неприемлемых дей­ствий. Позднее Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из СВЕРХ-Я, в конечном счете вырастает в страх смерти и ожидание возмездия в загробной жизни за прош­лые или настоящие грехи.

Тревога у невротиков является следствием неадекватной разрядки энергии либидо, является средством предупреж­дения человека о надвигающейся опасности. При угрозе организму возникает тревога. При настоящей тревоге угро­за исходит от конкретного внешнего источника, при невро­тической тревоге источник ее неизвестен. В младенческом и детском возрасте тревога возникает в результате чрезмер­ного возбуждения инстинктов — позднее она появляется в ожидании опасности, а не как реакция на опасность. Тревожный сигнал мобилизует меры защиты, механизмы, направленные на то, чтобы избежать реальной или вымыш­ленной внешней угрозы, или психологическую защиту, ней­трализующую повышенное возбуждение инстинктов. Ин­стинктивные влечения, которые когда-то, в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому были изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство механизмов защиты приводит к психическим заболеваниям (например, шизоф­рения), для которых свойственна значительная деформация ЭГО и восприятия реальности.

69. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К. Г. ЮНГА.

К. Г. Юнг, долгое время являясь учеником 3. Фрейда, впоследствии отходит от концепции психоанализа и создает свою теорию, названную им аналитической психологией. Центральное содержание аналитической психологии составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Бессознательное имеет два аспекта -личное (индивидуальное) и коллективное, и между ними проводится четкая дифференциация.

Структура личности имеет три части.

1. Эго, или сознание, включает в себя сознательный ум (воспоминания, мысли, чувства), выступает как центр личности, обусловливающий ее ориентацию и адаптацию в пространстве, и формируется прижизненно.

2. Личное бессознательное - это верхний слой психики, хоть и бессознательный, но не врожденный, а сформированный из индивидуального опыта человека. В личном бессознательном заключены забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, которые когда-то сознавались, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Эти содержания могут проявляться во снах и фантазиях. Содержание личного бессознательного доступно сознанию.

3. Коллективное бессознательное - наиболее влиятельная психическая система, почти полностью отделено от личного бессознательного в жизни индивидуума, содержит в себе воспоминания, унаследованные от предков в виде скрытых следов памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеповеческое животное существование Это - общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. В коллективном бессознательном содержатся все «архетипы».

Юнговская структура личности отличается от фрейдовской дифференциацией Ид - разведением – «личного» и «коллективного» бессознательного, не противопоставлением их, но наделением разными качествами и механизмами формирования. У Фрейда «Ид» является биологическим, природным данным, а у Юнга бессознательное включает и социальные моменты. Однако «архетипы», наполняющие коллективное бессознательное, носят наследственный характер.

70. ПОНЯТИЕ АРХЕТИПА У К. Г. ЮНГА.

Архетипы являются структурной единицей коллективного бессознательного, присущи всему человеческому роду, врождены у каждого человека и передаются от поколения к поколению. Это формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие а реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. По Юнгу, существует ряд универсальных для всех культур, времен и народов архетипов, которые имеют определенные характеристики и являются структурой личности.

1. Персона - роль, предписанная человеку обществом или внутренними потребностями, это публичная маска личности, надеваемая в ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной сущности.

2. Анима и Анимус - это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной личности: архетип своего пола формирует половую идентичность и ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола в этой же личности обусловливает наличие тех черт характера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу.

3. Тень — это темная сторона личности, ее животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она формирует неприятные и социально неодобряемые мысли, чувства и действия, которые могут проявляться в скрытой форме, так как под маской «Персоны» они вытесняются в индивидуальное бессознательное.

4. Самость - это центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность, при этом не противопоставляв сознание бессознательному. Реализация самости является целью жизни.

Мотивационная система личности сформирована на архетипах как основных мотивах деятельности, направляющих организм в определенную сторону через преобладание того или иного архетипа в структуре личности.

Типологическая модель К. Юнга

Известный психолог К. Юнг, как уже отмечалось, выде­лил два типа людей: экстраверты и интроверты. Кроме того, люди различаются преобладанием той или иной функции: мыслительной, либо эмоционально-чувствующей, либо ощу­щающей, либо интуитивной. Типовая дифференция начи­нается очень рано, поэтому можно говорить о ней, как о врожденной.

Экстравертный тип. «Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему миру и событиям, стремлением иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, тен­денцией демонстрировать самого себя: вся его психическая жизнь разыгрывается снаружи, непосредственно, как реак­ция на окружающую среду. Самым ранним признаком эк­страверсии у ребенка является его быстрое приспособление к окружающей среде, повышенный интерес к предметам, все неизвестное и рискованное его манит. Мысли, стереоти­пы поведения экстраверта реально определяются внешни­ми объективными условиями, а внутренняя жизнь зани­мает второе место после внешней необходимости». Самая частая форма невроза у экстравертного типа — истерия —

это постоянное стремление делать себя интересным и обра­щать внимание на себя, добиваясь своего любой ценой.

Пока экстравертная установка доминирует, наиболее развитая функция будет проявляться экстравертным обра­зом, в то время как подчиненная функция оказывается более или менее интровертной. Например, экстравертяый эмоционально-чувствующий тип в норме получает удоволь­ствие от близкого контакта с людьми, но порой ведет себя крайне бестактно, например, предлагает тост за упокой на свадьбе — такие «ляпы» исходят из подчиненного мышле­ния, четвертой функции, которая у данного типа развита слабо, находится вне сознательного контроля.

Чтобы определить ведущую функцию человека, необхо­димо смотреть, какая функция в большей степени нахо­дится под сознательным контролем, а какие имеют бессис­темный, случайный характер.

Экстравертный мыслительный тип. Когда жизнь человека управляется на основе интеллектуально осмыс­ленных мотивов, мы говорим о мыслительном типе. Мыш­ление может быть экстравертным или интровертным — в соответствии с тем, куда оно ориентировано: на объект или на сам субъект,

Экстравертный мыслительный тип любое суждение стро­ит на критерии, получаемом из внешних условий: объек­тивные данные и традиции образования. В лучшем случае мыслители-эктраверты становятся государственными деяте­лями, адвокатами, учеными-практиками, они превосходны в организации любого дела; владея хорошим чувством ре­альности, они вносят ясность в эмоциональные ситуации. Наихудшим для этого типа является религиозный фана­тик, зубрила, строгий учитель, не терпящий разногласий человек, стремящийся подчинить себя и других какой-либо системе правил и принципов. В той степени, в какой мыш­ление экстравертно, эмоционально-чувственная функция остается инфантильной и подавленной, в результате бес­сознательные чувства могут проявляться в мелочности, агрессивности, недоверчивости, в пренебрежении интересами семьи и близких, холодности и фанатичности, когда цель оправдывает любые средства.