Смекни!
smekni.com

История психологии как самостоятельная наука (стр. 22 из 26)

2 перинатальная матрица закладывается в самом начале протекания родов, когда плод периодически сжимается маточными спазмами, но шейка матки закрыта и выхода еще нет. Эту биологическую ситуацию во время са­моисследования можно пережить снова вполне реалистич­ным образом либо на эмоционально-символическом уров­не: появляются ощущения возрастающей тревоги и надви­гающейся смертельной опасности, могут возникнуть образы ужасного спрута или питона, которые сжимают, сковыва­ют все тело, либо образы подземелья, из которого невоз­можно найти выход и т. п. Ситуация представляется невы­носимой, безнадежной. Среди стандартных компонентов этой матрицы — мучительные ощущения одиночества, бес­помощности, безнадежности, отчаяния и вины.

3 перинатальная матрица отражает ту стадию биологического рождения, когда сокращения мат­ки продолжаются, но шейка матки уже открыта и это по­зволяет плоду постепенно продвигаться по родовому кана­лу.Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, порой удушье. Во время сеансов самоисследования, помимо истинных реальных ощущений разных аспектов борьбы в родовом канале, че­ловек может испытывать и символически-эмоциональные переживания: элементы титанической борьбы, образы сти­хийных бедствий, войн, схваток с дикими животными, столкновение с огнем, кровавые жертвоприношения, силь­ное сексуальное возбуждение, агрессию и пр. 4 перинатальная матрица связана с непосредственным появлением на свет человека, когда му­чительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации и за пиком боли, напряжения и сексуального возбужде­ния следует внезапное облегчение и релаксация. Символическим выражением последней стадии родов является опыт смерти—возрождения: проход от 3 к 4 матрице влечет за собой чувство полного унич­тожения — физической гибели, эмоционального краха, интеллектуального поражения, мгновенного уничтожения всех прежних опорных точек в жизни человека. За полным уничтожения следует видение ос­лепительного белого или золотого цвета сверхъестествен­ной яркости и красоты; чув-во духовного освобождения, спасения и чув-во сво­боды от тревоги, депрессии, вины, и это сопровождается положительными эмоциями.

35. КАТЕГОРИЯ МОТИВА В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Существенное значение имеет в психологии и категория мотив. Уже в первых психологических теориях ученые рассматривали источник активности, пытались найти причину, которая побуж­дает человека к движению, т.е. стремились понять мотивы, кото­рые лежат в основе нашего поведения. Были попытки найти и ма­териальное объяснение этим побуждениям, причем мотивы связы­вались и с движущимися атомами, и с «животными духами»; были и теории, которые говорили об их нематериальности. Так, Пла­тон говорил о страстной и вожделеющей душах, которые и служат носителями мотива, а Лейбниц считал, что активность, побужде­ние к действию является свойством души-монады. Однако незави­симо от истолкования природы мотива он, как правило, связы­вался с эмоциями и был одной из главных проблем для всех пси­хологов. Поэтому естественно, что и в современной психологии понятие мотива (потребности, влечения, стремления) стало ведущей категорией практически всех психологических школ.

36. КАТЕГОРИЯ ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ ПСИХ-И.

Категория личность появилась в психоло­гии сравнительно недавно, хотя вопросы о сущности человека, развитии его представления о себе и оценки себя ставились еще в античности. Однако в то время понятия личность и человек рас­сматривались как тождественные, не существовало и современных понятий личность, индивид и индивидуальность. На протяжении длительного времени, как уже отмечалось, ведущим предметом психологии было познание, а категории образа и внутренней, ум­ственной деятельности оставались ведущими. Недаром известный ученый В.Вундт говорил о диктате «интеллектуализма» в психо­логии, противопоставляя свою волюнтаристскую психологию прежней, изучающей в основном «человека познающего», а не чувствующего. Лишь с появлением школы глубинной психологии именно личность стала одной из ведущих категорий и остается ею в современной психологической науке, хотя и в настоящее время разные школы (гуманистическая, глубинная, отечественная психо­логия) рассматривают структуру, генезис и движущие силы разви­тия личности по-разному.

37. КАТЕГОРИЯ ОБРАЗА.

Одной из первых в психологии появилась категория образ, ко­торая стала ведущей при изучении познания. Уже в античности ученые изучали, как формируется у человека образ мира, впослед­ствии в центре внимания психологов оказался образ себя, само­сознание человека, его содержание и структура. Если в первых пси­хологических теориях образ себя рассматривался преимущественно как одна из областей сознания, то в современной науке «образ Я» стал одним из ведущих понятий психологии личности.

Образ предмета многие ученые рассматривали как сигнал, на основе которого зарождается и начинает функционировать реф­лекс, поведение человека. Образ как сенсорная основа мысли счи­тался незыблемым постулатом учеными, которые рассматривали психику как сенсорную мозаику, состоящую из ощущений и пред­ставлений. Безобразный характер мышления стал в начале XX в. одним из важнейших открытий Вюрцбургской школы. Образ как основа восприятия, его целостный и системный характер стал ведущей категорией в гештальтпсихологии.

Рассматривая развитие образа, психологи пришли к выводу о взаимосвязи чувственного и умственного образов. Изучение этой связи, так же как и сочетания умственного образа и слова, было и остается одной из важнейших проблем для психологии. Достаточ­но сказать, что такие великие ученые, как Л. С. Вы­готский, Ж.Пиаже, Д.Брунер и др, посвятили свои наиболее значительные труды исследованию именно этой проблемы.

Чувственный и умственный образы являются содержанием сознания, поэтому совокупность образов можно рассматривать как опр-ный аналог этой философской категории. Для психологии большое значение имеет и вопрос о степени осознан­ности образов, т. к. бессознательное и надсознательное играют не менее важную роль, чем сознание.

31. НЕОБИХЕВИОРИЗМ: ХАНТЕР И ЛЕШЛИ

Поддержка основных положений бихевиоризма и, главное, его стремления к объективному исследованию психики не исключала разногласий, возникавших при решении конкретных научных проб­лем. А сомнения в истинности некоторых принципов Уотсона воз­никли уже при анализе результатов первых экспериментов, прове­денных У. Хантером и К. Лешли.

У.Хантер (1886-1954) начал в 1914г. исследования отсроченной реакции. В этих экспериментах обезьяне давали, например, возмож­ность увидеть, в какой из двух ящиков был положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, убиравшуюся через несколь­ко секунд, после чего обезьяне давали возможность совершить вы­бор. Животное успешно находило правильный ящик. Это решение доказывало, что животные способны не только к непосредствен­ной, но и к отсроченной реакции на стимул. Эксперименты Хантера показали роль установки, предшествующей внешне наблюдаемой реакции и выражающей направленность организма на определен­ный стимул. Игнорирование этой установки, опосредующей связь между стимулом и реакцией, лишало психологию возможности объяснить многие феномены поведения.

Сомнения в истинности формулы S> Rвызвали и результаты экспериментов одного из учеников Уотсона К.Лешли (1890-1958). Материалы его исследования мозговых механизмов поведения бы­ли опубликованы в книге «Механизмы мозга и интеллект» (1929). Лешли исходил из того, что сложному поведению соответствуют более комплексные мозговые связи.

В его экспериментах у животного вырабатывали какой-то навык, а затем удаляли различные участки мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. Оказалось, что при разрушении определен­ной зоны коры головного мозга подопытного животного ее функции брала на себя другая зона. Для объяснения этого факта Лешли вы­двинул концепцию эквипотенциальности (равноценности) участков мозга, дающей способность сохранившейся части коры компенси­ровать потерю. Концепция действия массы объясняла тот факт, что качество выполнения задания снижается пропорционально объему разрушений и необязательно зависит от локализации повреждения. Работы Лешли доказывали, что разные области мозга ответствен­ны за различные функции, однако локализация, согласно его наблю­дениям, тем менее значительна, чем сложнее психический процесс.

Эти работы показали важность исследования «таинственного ящика» (как называл мозг Уотсон), а также бесперспективность исключения всего, недоступного прямому наблюдению, из пред­мета психологии.

Гиппократ: учение о темпераментах. Школа Гиппократа (ок. 460-377 гг. до н.э.), известная нам по так называемому "Гиппократову сборнику", рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единым, то он ни когда бы не болел, а если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует.

Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, Гиппократ заменял учением о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная). Отсюда, в зависимости от того, какая жидкость преобладает, – версия о четырех темпераментах, названных в дальнейшем: сангвиническим (когда преобладает кровь), флегматическим (слизь), холерическим (желтая желчь) и меланхолическим (черная желчь).