Смекни!
smekni.com

Клиническая психология (стр. 24 из 52)

Основой сенситивного отношения к болезни является рефлексивный стиль мышления, ориентация на мнение и оценку окружающих. В связи с этим существенным становится не собственные болезненные или неприятные ощущения вследствие болезни, а реакция на информацию о болезни со стороны референтной группы. Такие пациенты склонны к извиняющемуся стилю поведения. Они нередко в ущерб своему здоровью стесняются обращаться к врачу или медицинской сестре («Зачем их отвлекать по пустякам») даже в случаях угрожающего для жизни состояния. Отмечается робость, застенчивость, повышенная скромность таких пациентов.

Эгоцентрический. «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы — все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других людях, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.

Эгоцентрический тип реагирования иногда обозначают истерическим, поскольку основным мотивом поведения человека становится привлечение к собственной персоне внимания окружающих. «Бегство в болезнь» нередко используется ими для упреков и шантажа окружающих. Жалобы описываются больными очень красочно и сопровождаются манерной жестикуляцией и выраженной мимикой. Эмоции пациента носят гротескный характер.

Эйфорический. Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само собой все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течение болезни.

Эйфорический тип отражает беспечность человека в отношении собственного здоровья. Он становится наигранно весел, болтлив, суетлив. Подобное реагирование может носить защитный характер или отражать характерологические особенности.

Анозогнозический. Активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание «обойтись своими средствами».

Непризнание себя больным и отрицание наличия у себя симптомов болезни (анозогнозия) встречаются довольно часто. Они могут отражать внутреннее неприятие статуса больного, нежелание считаться с реальным положением вещей. С другой стороны, они могут отражать заблуждение человека по поводу значимости признаков болезни. Активное непризнание себя больным встречается, например, при алкоголизме, поскольку способствует уклонению от лечения.

Эргопатический. «Уход о болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало продолжать работу. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследования так, чтобы это оставляло возможность продолжения работы.

Некоторые пациенты расценивают любой недуг через призму вызова своему «Я». Поэтому они стараются не поддаваться болезни, активно перебарывают себя, преодолевают недомогание и боли. Их позиция заключена в том, что нет такого заболевания, которого нельзя было бы преодолеть своими силами. При этом часто такие» пациенты являются принципиальными противниками лекарств («Я за свою жизнь ни разу анальгетиков не принимал», — с гордостью говорят они).

Паранойяльный. Уверенность в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.

Паранойяльный (в данном контексте — бредоподобный) тип реагирования отражает мировоззренческую позицию заболевшего, усматривающего тайный смысл его болезни и причин ее возникновения. Он возникает преимущественно на базе личностных особенностей.

Как было сказано, главным предметом изучения в клинической психологии является личность больного. Врач, медицинская сестра, имеющие дело с больным человеком, должны осознавать, что болезнь не исчерпывается поражением того или иного органа или системы органов. Болезнь - это также страдание человека как личности, и ее проявление зависит не только от биологических свойств организма, но и от индивидуальных психологических особенностей субъекта. «Благодаря психологии - говорил И.П. Павлов - я могу себе представить сложность данного субъективного состояния..., посмотреть, войти в субъективное состояние другого, «вчувствоваться», «вмыслиться». Отношение больного к своей болезни не только влияет на ее проявления, но и во многом определяет ее исход, способность человека преодолеть последствия заболевания, найти пути компенсации сохраняющихся нарушений функций организма, адаптироваться в новых условиях существования.

Традиционно представление о болезни всегда связано с негативными переживаниями. Однако, как об этом свидетельствуют чешские психологи Р. Конечный и М. Боухал, в субъективном переживании болезни нередко имеет место и противоположная сторона, положительная или приятная для больного, вытекающая из тех выгод, которые болезнь представляет пациенту. Так, сердечный приступ избавляет больного от необходимости принимать трудное решение, все заботы и неуверенность уходят на задний план, а в центр внимания субъекта попадает больное сердце. Болезнь становится «щитом» для ответственного работника, не справившегося со своими обязанностями или попавшего в трудную ситуацию, позволяя ему уволиться «по состоянию здоровья», сохранив при этом свой общественный престиж. Разговоры о болезнях, медицинском обследовании и лечении часто становятся темой, избираемой для общения. Двое мужчин устанавливают между собой в разговоре душевный контакт, узнав, что тот и другой страдает остеохондрозом позвоночника. Женщины старшего возраста имеют склонность положительно переживать проявляемые к ним внимание и интерес врача, медицинской сестры, их заботу и сочувствие. Улучшение состояния такие больные часто понимают противоречиво: радуются тому, что исчезла серьезная угроза их здоровью, но боятся возвращения к прежним житейским проблемам. Это явление называют «боязнью выздоровления». Психическую болезнь 3. Фрейд, как известно, рассматривал как защитную реакцию на внутренний конфликт между бессознательными влечениями и сознанием.

Отношение к болезни зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего, имеет значение характер болезни: острая, с тяжелыми проявлениями, требующая немедленного хирургического вмешательства, или вялотекущая, хроническая; имеются ли сильные боли, ограничение подвижности, неприятные косметические дефекты, как, например, при кожных заболеваниях. Ф. Данбар перечисляет вопросы, которые приходят в голову больному в связи с обстоятельствами, в которых протекает болезнь: «Кто будет заботиться о семье? Кто будет платить за лечение? Должен ли я написать завещание? Сохранится ли мое место на работе? Говорит ли мне врач правду? Знает ли он свое дело?» В современных условиях в нашей стране эти вопросы приобретают для больного такую же актуальность, как и для жителей США, которых имела в виду цитированный автор. В последние десятилетия в зарубежной литературе активно обсуждается так называемая копинг-стратегия, которая направлена на преодоление стресса, вызванного болезнью. Она может осуществляться через внутренние ресурсы больного, если он уверен, что окружающие его любят, ценят, заботятся о нем, что он получает поддержку от семьи, друзей. Копинг-ресурсы включают также высокую самооценку, эмпатические способности (способность сопереживать, сочувствовать, настраиваться на эмоциональную волну другого человека), а также локус контроля. Последний характеризует степень самостоятельности, независимости и активности в достижении человеком своих целей. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей: экстерналы - когда человек полагает, что происходящие с ним события являются делом случая, результатом внешних влияний; и интерналы - когда человек интерпретирует события как результат собственных усилий. Интерналы, в частности, считают себя ответственными за свое здоровье и полагают, что выздоровление в большой степени зависит от их собственных усилий. В жизни они чувствуют себя «победителями» и уверены, что могут с успехом достигать своих целей. Локус контроля определяется с помощью опросника, разработанного американским исследователем Д. Роттером. В отличие от пассивных способов бессознательной психологической защиты, установленных З.Фрейдом, копинг-механизмы направлены на сознательное и активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей.

Болезнь утяжеляется, когда отношение к ней больного становится неадекватным. Л.Л. Рохлин выделил два основных типа неадекватной оценки больными своего состояния: ипохондрический и эйфорический (анозогностический). Первый предполагает преувеличение тяжести своего страдания, нахождение у себя больным несуществующей у него болезни; второй, напротив, сводится к отрицанию своей болезни. То и другое отношение автор определяет как нарушение осознания болезни. Эта мысль продолжает развиваться в трудах ученика Л.Л. Рохлина B.C. Чудновского. Последний рассматривает осознание болезни как часть функции самосознания (Я-концепции), включающей когнитивный (логический), эмоциональный и действенно-волевой компоненты. Рассматривая процессы самосознания больных в духе психологии символического интеракционизма Дж. Мида, автор утверждает, что отражение больными одних и тех же болезненных расстройств в самосознании и самоотчете имеет свои индивидуальные особенности. В своих жалобах больной отражает те болезненные переживания, которые известны ему на основании своего прошлого опыта, которые он видел в других людях и которые он может выразить в словах и понятиях. Прочие болезненные ощущения существуют у него в форме аморфных и тягостных «темных» ощущений, которые больной не может распознать и сформулировать понятным образом. И.М. Сеченов обозначал их как «смутное валовое чувство» или «общие ощущения», недоступные дифференцированному восприятию и описанию.