Смекни!
smekni.com

Клиническая психология (стр. 26 из 52)

Нередко приходится сталкиваться с атипичной субъективной картиной заболевания, когда жалобы больных принимают необычный характер и не соответствуют объективным симптомам болезни. При внимательном расспросе выясняется, что больные побывали у представителей парамедицины: знахарей, «экстрасенсов», «биоэнерготе-рапевтов» и т.п., которые высказывались в пользу «сглаза», «порчи», вампиризма», иных причин мистического свойства и «лечили» пациентов приемами магии. Последние в результате «внушения» приносили больным кратковременное облегчение но вскоре им приходилось все же обращаться к врачу, так как болезнь продолжала развиваться.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что переживание болезни и жалобы больных зависят не только от характера заболевания, от локализации и тяжести поражения того или иного органа, но и от многих других причин, в том числе обстоятельств социально-психологического порядка и от особенностей личности больного, его жизненного опыта, начиная с детского возраста. Родители и другие взрослые люди могут своими высказываниями о врачах, о медицине и своими действиями сформировать у ребенка определенные установки на то или иное отношение к болезни и лечению. Так, например, в основе «ухода в болезнь» у взрослого человека могут лежать условия его воспитания, когда мать, ухаживая за своим ребенком, сверх меры балует его, в случае даже легкого заболевания несоразмерно продлевает срок пребывания его в постели и период отсутствия в школе. Иногда этому способствуют и врачи, которые, ориентируясь на мнение не в меру тревожных родителей, освобождают ослабленного ребенка от занятий физкультурой, тогда как именно физические упражнения были бы ему более всего полезны для восстановления здоровья.

Вообще, рассчитывать на то, что переживания и жалобы больных будут в точности соответствовать характеру и тяжести поражения практически невозможно. Всегда должна быть учтена роль социально-психологического фактора. Нозологический диагноз соматического заболевания отражает в основном патобиологическую сторону болезни, тогда как ее социально-психологический аспект находит отражение в так называемом функциональном диагнозе. Последний, по мнению Е.Ф. Бажина и Т.В. Корневой, характеризует прежде всего личность больного, уровень ее развития, ценностные ориентации, основные духовные потребности. Функциональный диагноз описывает болезнь в плане конкретных общественных форм деятельности ; человека, что важно для оценки социального и трудового прогноза и, выбора методов реабилитации, восстановительного лечения.

Особенно большое значение придается процессу самосознания, «образу Я», степени самоуважения больного, его отношению к самому себе, к своему болезненному состоянию, а также упомянутому выше «локусу контроля». Последний характеризует независимость личности, самостоятельность, активность в достижении своих целей, направленную на выздоровление, веру в успех лечения и готовность к конструктивному сотрудничеству с врачом. В свете концепции реабилитации, основным принципом которой является обращение к личности больного и предоставление ему наибольшей возможности самореализации, эти характеристики приобретают особое значение. Обнаружена связь высокой интернальности с положительной самооценкой и согласованностью реального и идеального «образа Я» того, каким человек видит себя и каким он хотел бы быть. В целом, знания больного о своей болезни и его отношение к ней принято обозначать термином «внутренняя картина болезни», под которой подразумеваются возникающий у больного целостный образ своего заболевания, вся сумма ощущений, переживаний, представлений, связанных с болезненным состоянием.

Проблема «личность и болезнь» всегда находилась в центре внимания врачей и психологов, и ей посвящено большое количество исследований. Несмотря на разные подходы к данному вопросу и неодинаковую терминологию, в них содержится много общего. В результате такие понятия, как «внутренняя картина болезни», «осознание болезни», самооценка, «образ Я», экстернальность-интернальность во многих аспектах совпадают, хотя методические подходы к их изучению бывают неоднозначны. Общая идея, которая содержится в них, состоит в том, что болезни не исчерпываются биологическими проявлениями, но включают в себя психологические механизмы, отражающие социальную сущность человека. Поэтому лечение любого заболевания не должно сводиться только лишь к терапевтическому воздействию на пораженный орган, но обязательно предусматривает создание условий для вовлечения в терапевтический процесс личности больного, его собственную активность в борьбе с болезнью и в восстановлении здоровья.

31. Психология лечебного процесса в клинике

Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника (врача, психолога, медицинской сестры, социального работника). Целью контактов между этими двумя людьми является помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо познать психологические основы подобного взаимодействия. Мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медицинской сестры.

Вследствие вышеперечисленных проблем, можно говорить о значимости для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медицинскими работниками такого психологического параметра как коммуникативная компетентность. Под этим термином понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, что подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается также как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Некомпетентность в общении хотя бы с одной стороны способна нарушить диагностический и лечебный процесс и не привести к желаемым результатам. Неумение пациента наладить контакт с врачом столь же опасно, сколь нежелание врача установить эффективный контакт с любым пациентом.

Выделяют следующие виды общения (С.И.Самыгин, Л.Д.Столяренко):

1.«Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач — не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — отталкивают. Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов (больничного листа, справки, формального экспертного заключения и пр.). С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию врача — в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача (к примеру, руководитель). Интерес с участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированными оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Подобный выбор вида общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой (к примеру, у участкового врача на приеме).

4. Деловое общение — это общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения. При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний и склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.

5. Духовное межличностное общение редко встречается в системе врач-больной. Оно подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения. Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает столь интимного контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медицинского работника. .