Реферат
Психология фиолетового цвета
Фиолетовый цвет
В то время, как черный означает абсолютное ничто,
фиолетовый представляет собой скрытую тайну…
Готфрид Хаупт: диссертация «Цветовая символика в сакральном искусстве»
Пожалуй, нет другого столь же противоречивого и двойственного цвета, как фиолетовый. В нем соединились страсть красного и сдерживающие компоненты синего цвета. Возбуждающий фанатизм красного цвета соприкасается в нем с фатализмом синего цвета. Соединение в единое целое противоположных сил мужского начала, присущего синему цвету, и женского, материнского начала, присущего красному цвету, рождает необычайное напряжение фиолетового цвета. Духовное начало синего цвета противостоит здесь плотскому началу красного цвета. Это цвет выравнивания и равновесия, цвет меры, сдержанности и соответствия, цвет знания и интеллекта, цвет величия, мистики и мудрости. Он символизирует волшебство и магию, колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение сокровенного знания. С другой стороны, он способствует эндогенной возбудимости, выражает внутреннее беспокойство, которое может означать как опасность, так и шанс творческого открытия. С этим цветом связывают религиозную самоотверженность, святость, смирение, покорность и покаяние. В то же время фиолетовый цвет выражает тревогу, волнение, страдание, горе, скорбь, печаль, отречение, покорность, меланхолию.
ФАНАТИЗМ КРАСНОГО | Û | ПРИМИРЯЮЩАЯ ГАРМОНИЯ ФИОЛЕТОВОГО | Û | ФАТАЛИЗМСИНЕГО |
Как и другие цвета, фиолетовый цвет отражает различные эмоции человека. При этом он может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Ориентироваться в его символике может помочь выделение полюсов спектра семантических значений фиолетового цвета: от полюса негативных значений к полюсу позитивных значений.
Позитивныйсемантическийполюс | + | _ | Негативный семантическийполюс | |
равновесие, соответствиемистика, колдовские чарысокровенное знаниепокаяние | фиолетовыйцвет | внутреннее беспокойствотревога, отречениемеланхолия |
Ассоциации
Вильгельм Вундт приписывал сумеречному фиолетово-синему цвету одновременно склонность к мрачно-меланхолической серьезности и взволнованно-тоскливому настроению. Ученик В. Вундта Ф. Стефанеску-Гоанга характеризовал действие этого цвета как «завуалированное возбуждение», отмечая самую частую ассоциацию на фиолетовый цвет - “вечерние сумерки”. Характерно, что при созерцании вечернего фиолетового неба у испытуемых возникали мысли о смерти и конце мира (Stefanescu-Goanga F., 1912).
И.В. Гете также связывал фиолетовый цвет с “ужасом конца света”. Свое учение о цвете великий немецкий поэт считал главным делом своей жизни (Гете И.В., 1996, с. 281-349).
Как показывают проведенные Ингрид Ридель (Riedel I., 1983) ассоциативные эксперименты, фиолетовый цвет связывается, прежде всего, с заходом солнца и его отражением в облаках, в воде, на песке или на снегу.
С фиолетовым цветом очень часто ассоциируются фиолетовые цветы: фиалки, сирень, прострел сон‑трава, безвременник осенний, которые цветут, прежде всего, при смене времен года.
Из плодов следует назвать, прежде всего, сливы, из овощей - краснокочанную капусту и баклажаны (которые на юге России и Украины называют “синенькие”).
Тонкие корешки у многих растений часто бывают фиолетового цвета.
Животные, имеющие фиолетовую окраску - это, прежде всего, разнообразные обитатели моря, такие как медузы, фиолетовые рыбы или же пурпурные улитки, которые использовались в Средние века для изготовления различных оттенков фиолетовой краски.
С фиолетовым цветом ассоциируются также фиолетовые бабочки и птицы.
Среди камней с фиолетовым цветом ассоциируется, прежде всего, аметист с его нежной лиловой окраской. В католической церкви кардинал носит фиолетовый аметист в перстне как символ воздержанности. Считается также, что аметист охраняет от пьянства.
Фиолетовый цвет символизирует страсти и страдания Иисуса Христа. Это центральный цвет адвента и передней части алтаря. Фиолетовый цвет символизирует пост.
В символике фиолетового цвета соединяется витальное начало красного цвета и трансцендентальное начало синего цвета.
В последнее время фиолетовый цвет ассоциируется также с движением феминизма как цвет самовыражения и самоутверждения женщины.
Психическое воздействие
Согласно тесту цветовых пирамид Макса Пфистера, фиолетовый цвет способствует эндогенной возбудимости и выражает “беспокойство, имеющее или творческий или мешающий характер”. Фиолетовый цвет можно было бы просто назвать “мешающим цветом”. Во второй редакции теста цветных пирамид R. Heiss и H. Hiltmann (Heiss R., Hiltmann H., 1951) называют фиолетовый цвет “двуличным смешением цветов”, в котором в одинаковой мере соединились возбуждающий и сдерживающий компоненты. R. Heiss и H. Hiltmann используют два варианта фиолетового цвета: темный красно-синий цвет (фиолетовый цвет № 2) и светлый сине-красный (фиолетовый цвет №3). В тесте цветных пирамид фиолетовый цвет №3 выбирался преимущественно испытуемыми из группы клинического риска. Он оказывал явно подавляющее, приглушающее воздействие, что дало основание R. Hiess и H. Hiltmann оценить его скорее негативно, потому что в результате такого воздействия трудно найти возможность устранить внутреннее беспокойство, которое может означать как опасность, так и шанс чего-то нового.
Согласно Ф. Стефанеску-Гоанга (Stefanescu-Goanga F., 1912), воздействие фиолетового цвета характеризуется в основном как “угнетающее, подавляющее, вызывающее печаль, полную меланхолии и тоски”.
По E. Heimendahl (Heimendahl E., 1961), фиолетовый цвет может выражать “напряжение, неудовольствие, неудовлетворенность, беспокойство, обременение, отягощение, отречение, покорность или меланхолию.”
H. Frieling и X. Auer в своей книге “Человек, цвет, пространство” различают красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цветовые оттенки. Психологическое воздействие красно-фиолетового цвета их испытуемые описывали как “чарующее, двоякое, противоречивое, хилое и болезненно-ослабленное”, а воздействие сине-фиолетового как “мистическое, беспокойное, обременяющее, отягощающее” (Frieling H., Auer X., 1956).
Согласно E. Heimendahl, фиолетовый цвет - это самый двойственный и противоречивый цвет”. “Ни один другой цвет не заполняет собой столь явно промежуточное положение между жизнью и смертью” (Heimendahl E., 1961).
K. Köstlin [] считает, что в соединении синего и красного цвета в фиолетовом нет подлинного слияния. По его мнению, в фиолетовом цвете одновременно утверждают себя энергии и красного, и синего цвета, которые в то же время борются друг с другом.
В. Кандинский воспринимал фиолетовый цвет как охлажденный красный цвет, в физическом и психическом смысле. Он несет в себе поэтому что-то болезненное, затухающее, что-то печальное (Кандинский В., 1996, с. 181-220).
H. Frieling и X. Auer (Frieling H., Auer X., 1956), учитывая тревожное воздействие фиолетового цвета, вызывавшего у И.В. Гете, как уже говорилось, ужас конца света, даже рекомендуют использовать фиолетовый цвет для отметок мест радиоактивного заражения.
J. Chevalier (Chevalier J., Ghreerbrant A., 1974), напротив, видит в фиолетовом цвете уравновешенное сочетание пропорций красного и синего цвета. Фиолетовый цвет символизирует для него опосредующее начало, равновесие между небом и землей, органами чувств и духом, страстью и разумом, любовью и мудростью. Таким образом, для J. Chevalier фиолетовый цвет - это цвет меры, сдержанности и соответствия.
I.C. Cooper, автор “Иллюстрированной энциклопедии традиционных символов”, классифицирует фиолетовый цвет по четырем категориям:
1) знание и интеллект;
2) религиозная самоотверженность, святость, смирение, покорность и покаяние;
3) тревога, волнение, страдание, горе, скорбь и печаль;
4) возраст и старость.
Для него фиолетовый цвет - это тоже цвет выравнивания и равновесия (Cooper I.C., 1978).
Иоланда Якоби (Jacobi J., 1969, 1980) рассматривает фиолетовый цвет именно в контексте объединения двух крайних эмоциональных противоположностей - двух полюсов - синего и красного цвета. Для нее фиолетовый цвет - это цвет “величия, мистики и мудрости”. Фиолетовый цвет символизирует “волшебство и магию, сокровенное знание и колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение”. В церковно-религиозном контексте фиолетовый цвет символизирует, прежде всего, покаяние. И. Якоби считает, что в фиолетовом цвете воплотилась “борьба духа с плотью, чтобы суметь наполнить ее собой”. Если синий цвет символизирует божественное начало, эфирное пространство, то красный цвет символизирует человеческое начало, кровь и тело. В фиолетовом цвете эти начала соединяются.
Идущая от К.Г. Юнга традиция интерпретации образов исходит из того, что фиолетовый цвет может означать неразделенное единство синего и красного цвета, представляя собой андрогинную сущность, соответствующую той ступени развития, которая еще предшествует разделению мужского и женского на отдельные сущности.
М. Люшер также считает фиолетовый цвет смешением красного и синего цвета. Он как бы пытается слить воедино противоположности красного цвета, как выражения импульсивного стремления к завоеванию и овладению, и синего цвета как выражения нежной готовности довериться и отдаться. По М. Люшеру, в фиолетовом цвете выражается способность к идентификации, эмпатии, даже к переживанию единства в духе. Символизируемое фиолетовым цветом мистическое отождествление (“participation mystique”), например, между человеком и животным, так называемым тотемом, Леви-Бруль установил в примитивных родовых религиях.
Выражая такое переживание единения, фиолетовый цвет связан с волшебством и магией. В соответствии с этим в предпочтении фиолетового цвета М. Люшер видит желание “магических отношений”, желание очаровывать и быть очарованным. За этим стоит также желание снять противоположность субъекта и объекта. Уничтожение субъективно-объективных противоречий, способность уничтожить противоположность между желанием и действительностью – это и есть то мистическое, магическое и волшебное, символизируемое фиолетовым цветом.