Смекни!
smekni.com

Визуально-коммуникативные характеристики представителей готической культуры (стр. 10 из 19)

И подобные взгляды преобладают — скорее всего, во многих молодёжных субкультурах, где подчёркнут внешний вид. Но в отличие от панка, уничтожающего моду — готика создаёт свою моду. В отличие от панка, уничтожающего и упрощающего музыку, готика создаёт свою — сложную музыку. Сложную не технически, а вероятно — в плане восприятия.

Важно не только созерцать свою уникальность, но и делать, прикладывать усилия к личностному развитию — а личностное развитие отразится в том числе на внешности. В ином случае «пассивной уникальности», это будет обыденным бездействием, и движению по проторенной тропе общества.

Таким образом, мы рассмотрели основные характерные черты понятия субкультуры и исследовали визуальные характеристики представителей субкультуры готов. Для того, чтобы полностью проанализировать проблему субкультурных течений необходимо рассмотреть также психологические аспекты, которые влияют на субкультуру изнутри.


2 Эмпирическое исследование визуально-коммуникативных особенностей готов города Владивостока

2.1 Описание контрольной группы

молодежный субкультура визуальный коммуникативный

В рамках данной работы были отобраны представители субкультуры готов и составлена контрольная группа для проведения эмпирического исследования. Данное исследование направлено на выявление психологических особенностей членов субкультуры, посредством которых формируются визуально – коммуникативные и поведенческие характеристики людей, а также определяются мотивы вступления в изучаемое движение.

Исследование проводилось в рамках города Владивостока путем использования следующих методик: методика Кэттелла (16 факторный опросник личности), методика выявления коммуникативных и организаторских особенностей (КОС), а также анкетирование. Данные методики необходимя для подтверждения или опровержения гипотезы о том, абсолютное большинство людей, принадлежащих готической субкультуре, слишком поверхностны по отношению к ней, относят себя к готике ввиду своих собственных желаний, обусловленных удовлетворением потребности в самовыражении. Главной особенностью готов является чувствительность, перерастающая в драматичность, замкнутость внутри группы, зависимость.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Владивостокского Государственного университета экономики и сервиса среди студентов факультета домоведения 3 курса.

Общей объем выборки составил 10 человек. Половозрастная структура: тестируемые в возрасте от 18 до 22 лет, 2 мальчика и 8 девочек. В гендерном отношении ярко выражено преобладание лиц женского пола в субкультуре готов, что отражено в выборке. Это обусловлено ассимиляцией субкультур с запада на российские модели поведения, а также тем фактором, что эстетическая сторона причастности к субкультуре принимается в большей степени девушками, чем парнями.

Визуальные характеристики контрольной группы разнятся в зависимости от индивидуальных предпочтений каждой личности. Однако, как и в большинстве субкультур, здесь можно проследить основные тенденции, указывающие на принадлежность к своей культуре: одежда представлена в гамме цветов от черного и серого, до красного и фиолетового; тяжелая кожаная обувь; соответствующая атрибутика; достаточно агрессивный макияж у девочек. Следует отметить, что эстетика готических традиций не соблюдается. Это выражается, в первую очередь, стиле одежды, которая ограничивается повседневными вещами имеющими черный цвет (джинсы, кофты, футболки, рубашки). Специфические атрибуты – корсеты, платья, перчатки, и др. – надеваются только для определенных мероприятий. То же можно сказать и о прическе. Больше половины тестируемых из контрольной группы на момент опроса имели «грязные, немытые» волосы, распущенные или собранные в хвост. Отмечается, что основная часть готов контрольной группы причисляет себя к субкультуре «анимэшников», любителей и фанатов японской мультипликации. Этот факт нашел отражение как во внешних, так и во внутренних характеристиках. Тестируемые с такой тенденцией отличаются инфантильностью поведения, добавляют в свой стиль более яркие цвета (розовый, желтый, голубой и др.), внешне не проявляют агрессии.

2.2 Методика Кеттелла

Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. -третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.

В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению Кеттелла, можно работать в полной мере. Автор утверждает, что за два десятилетия - с 1949 по 1970 год - произошел значительный рост надежности и значимости теста.

Теоретической и методологической основой разработанного теста является рассмотренный выше факторный анализ личности.

В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности.

Структура факторов опросника у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповую модель той выборки, к которой принадлежит данный человек, демонстрирует индивидуальное своеобразие конкретной личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях.

Формы опроса С и D используются чаще в тех случаях, когда время тестирования ограничено и существует необходимость работы с группой.

Исследование в группе позволяет, во-первых, применять данную форму теста как экспресс-методику; во-вторых, при применении групповых тестовых методик субъективный фактор исследования сводится к минимуму, что позволяет повысить надежность исследования.

Сама методика состоит из опросника, бланка для ответов и ключа(Приложение А). В случае ручной обработки ответных листов на них поочередно накладываются «ключи» и записывается сумма баллов по каждой из 17 характеристик личности (16 личностных факторов + фактор самооценки). Далее «сырые» оценки переводятся в десятибалльную шкалу - так называемые стены. Полученные данные анализируются по каждой характеристике. При общем размахе вариативности данных в 10 стенов, средние значения составляют 5,5 стена. Оценки в 4 и 7 стенов указывают на незначительные отклонения характеристик личности от средней. Яркая выраженность качества связана с оценкой 1–3 и 8–10 (учитывая биполярность каждого фактора).

Для данного описания форма С выбрана потому, что она по сравнению с другими формами, в частности с формой А, обладает рядом преимуществ. Во-первых, она проводится за более короткое время (30-40 мин), что делает ее удобной для группового эксперимента. Во-вторых, сами вопросы в этой форме составлены более обобщенно. Кроме того, в форме С вопросы сформулированы таким образом, чтобы придать методике вид промежуточной между самооценочной и проективной, обеспечивая тем самым и более адекватные ответы испытуемых. В-третьих, преимущество этой формы заключается в том, что она включает в себя дополнительный фактор MD, который дает информацию о самооценке личности. В-четвертых, адаптация методики, проверка ее валидности и надежности, о чем будет сказано ниже, показали возможность использования этой формы с людьми, имеющими высшее образование. В-пятых, исследователь может работать с так называемыми сырыми оценками.

Форма С опросника Кеттелла состоит из 105 вопросов(Приложение Б). В результате обработки полученных ответов извлекаются оценки 17-ти полярных факторов личности, в том числе фактора самооценки, который дает информацию об ее адекватности.

Результаты анализа контрольной группы приведем в виде таблицы (данные представлены в стенах):

Таблица 1 - Общие значения по методике Р. Кеттелла (16PF-опросник)

Факторы Результаты контрольной группы (в стенах)
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10
MD 4 1 5 2 3 1 3 3 3 4
A 3 1 10 5 4 1 3 1 1 3
B 8 7 7 5 7 10 8 8 8 7
C 6 2 7 2 5 6 4 6 6 3
E 7 3 7 5 9 5 7 4 4 6
F 5 4 10 7 8 6 3 3 4 3
G 7 1 7 6 10 1 3 5 5 1
H 9 5 10 6 10 4 5 2 3 3
I 8 6 7 5 9 6 6 9 9 6
L 4 9 7 8 7 10 9 4 8 9
M 9 8 4 7 5 6 8 10 9 10
N 7 8 4 5 4 6 8 2 6 8
O 4 10 8 6 6 7 9 9 10 10
Q1 3 7 8 8 10 5 9 5 2 8
Q2 6 8 1 7 5 8 10 6 4 5
Q3 5 4 5 5 5 3 4 3 6 6
Q4 6 5 6 6 6 4 5 6 6 5
F1 3 5,4 3,2 5,2 3,6 4,8 5 4,8 4,8 5,2
F2 6,9 2,5 11,8 5,4 9,6 3,4 3,3 1,3 2,6 3
F3 4,9 5,5 4,3 5,1 4,9 7,1 5,7 2,9 4,1 4,9
F4 7 8,9 3,2 8,2 8,9 7,5 11,1 7,5 5,2 9,1

Обработка данных производилась при помощи качественного и количественного анализов. «Сырые» баллы по тесту Кеттелла были переведены в стены, затем по каждому фактору было подсчитано среднее значение (Таблица 2). Эти данные по группе необходимы для последующего качественного анализа и выявления связи особенностей индивида и группы.