«Более узким понятием, близким к субкультуре, но не подменяющим её, является фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. Однако большинство фэндомов не образуют субкультур, будучи сосредоточеными только вокруг предмета своего интереса.
Также с понятием субкультуры иногда путают понятие хобби — увлечения человека каким-либо занятием. Сообщества людей с общим хобби могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).
Как правило, говоря о субкультурах, подразумевают молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки или другими увлечениями. Их разнообразие и является непосредственным фактором такого широкого спектра самих субкультур.»[10]
В рамках данной работы будет рассмотрена субкультура, базирующаяся на музыкальном направлении «Готика», и тот факт, что сама сущность движения не ограничивается лишь музыкальными предпочтениями, кроется в самом слове «готика», и его исторических предпосылках. Для более детального анализа в дальнейшем, для начала углубимся в суть визуально-коммуникативных характеристик данной субкультуры.
Готика является феноменально эклектичной и сложной эстетической формой, за несколько десятилетий, она обрастала всё новыми и новыми ассоциациями с какими-то художественными течениями прошлого, и в итоге превратилась в многогранное, и сложное явление, заимствующее символы и идеи у эпохи нового времени, обращаясь к средневековью, и даже к древнеегипетской цивилизации.
Такое соседство, что самое интересное, не разрушает субкультуру, но развивает её — границы всё больше расширяются.
Для начала, стоит рассмотреть основные моменты и художественные течения, повлиявшие на эстетику и символику субкультуры.
«Уходя вглубь веков, многие, говоря о современной субкультуре, вспоминают племена готов. Целесообразно проследить исторические предпосылки термина «готика». Первоначально, готы это германский народ, сыгравший значительную роль в истории Европы, и падении Римской Империи. На готском языке, название племени, звучит как «gutans». Гутаны-готы, не имеют абсолютно никакого — даже косвенного отношения к субкультуре. Не имеют они отношения ни на синтаксическом уровне, ни на символическом.
В период возрождения (14-16 вв.) в Европе, средневековую архитектуру стали называть «Готика» («gothic»), в силу того, что она сильно контрастировала с классицизмом, вошедшим в моду именно в это время.
Слово происходит от итал. «gotico» — непривычный, варварский, и сначала использовалось в качестве бранного.»[26]
Здесь хорошо видно, что «готы» как племя и «готическая архитектура» это не однокоренные слова, то есть архитектуру не называли в честь племени. А назвали её «варварской», потому что она казалась во времена классицизма именно такой — страшной, мрачной, не свойственной культурным традициям того времени. Потому что строилась она в поистине страшные времена — тёмные века.
«В городах развернулось, возникнув в Северной Франции, широкое строительство. Новый архитектурный стиль, получил название готики. Это название было предложено в XV в. итальянскими теоретиками искусства, выразившими таким образом свое отношение к казавшейся им варварской архитектуре Западной и Средней Европы.»[27]
Хотя готика возникла в процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма, — это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля. В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп. Во Франции этот стиль получил более точное название «Style ogivat» (стиль стрельчатый). Однако, название «стрельчатый», не прижилось.
Ирония последующего употребления слова «готы» в плане сегодняшней субкультуры состоит в том, что далее оно обозначало скорее вкусовых интеллектуалов от мира сего.
Поистине вековому шествию способствовала литература. «Далее был готический роман и поэзия - Байрон, Волпоул, Анна Райс, и другие. Роман и поэзия, где наравне с мрачно-романтической и мистической стилистикой поднимаются темы познания своих скрытых сторон, своей сущности. В последствии такие авторы как Эдгар По, Кафка, Густав Майринк успешно продолжили развитие этого жанра и примешали к мистике и романтике немного философии и внутренних человеческих изысканий. Один из наиболее читаемых готами авторов - Лавкрафт. Далее готика стала еще более философской, и к современной литературной готике «второй волны» можно отнести литературу «мрачной», последней романтики или же футурологической правды - Ремарк («Триумфальная Арка», «Черный Обелиск»), Оруелл («1984»), Хемингуей («Острова в океане», «По ком звонит колокол»). И так называемую екзистенциальную литературу - Сартр («Стена»), Камю («Чума»).
Начало отсчета готического кино - 1930-тые. Когда появились первые фильмы как мистического плана – «Носферату», «Дракула», и т.д., так и абстрактно - экспресионнистского плана – «Метрополис». Вскоре, как и в литературе к готическим фильмам стали относить и более психологическое, «непонятное» кино. Поэтому на данный момент готическое кино - это как экзистенциальное, психологическое кино, так и мистика, ужасы, триллеры. Готическое кино затрагивает все интеллектуальные сферы и аспекты бытия человека - поиск себя, проникновение в глубочайшие сферы сознания, баланс эмоций, знаний и мрачной романтики. Среди наиболее известных - «Ворон», «Потерянное шоссе» (реж. Дэвид Линч), «Одиссея 2001» (реж. Кубрик Кусторица). Культовым готическим фильмом является «Ворон». В «Вороне» выражена суть готики - вечная боль, не сгоревшая в пепле смерти любовь, холодная правда и кровавая ложь.»[28]
Современная готика как явление молодежной культуры является логическим продолжением панкизма, а точнее пост-панка, который в конце 90-х годов ХХ ст. постепенно приходит в упадок. Благодаря активной рекламной раскрутке СМИ, движение «готов», «готики», привлекло в свои ряды многих сторонников. Готика как музыка является тем, что стало ключевым элементом для входа в субкультуру совершенно разных элементов и основой для создания готической субкультуры, для появления понятия «готы». Готическая музыка - эмоционально-сильная и одновременно утонченно-романтическая как своей музыкальной структурой так и текстами. Впервые термин «gothic» по отношению к рок-музыке был употреблен еще в конце 60-х (для характеристики произведений King Crimson и Van Der Graaf Generator). Следует отметить, впрочем, что на рокеров (по крайней мере, на ранних этапах становления «готики») в большей степени повлияла не музыка средневековья как таковая (воздействие искусства барокко было гораздо сильнее), а, скорее, «готический» («черный») роман и стихи эпохи романтизма (Мэри Шелли, Волпоул, Бодлер, и др.) со всей их холодной и необычной романтикой, вампирско-вурдалакской образностью, эстетикой кошмара и психологических изысканий. И в то же время различные произведения философии индивидуализма (Сартр, Камю) оказали также решающее действие. Те группы, которые в последствии, в начале 80-тых, стали фактическими основателями готики – The sisters of mercy, Bauhaus, Fields of the Nephilim, The cure, уже гармонично сочетали в своем творчество элементы как философии, так и мистики, при этом подавая данную смесь, высоко-эмоционально привлекали совершенно нестандартным, невиданным колоритом и тотальной инновативностью идей сочетания музыки, имиджа, эротики, философии. Характерным следствием интереса групп к пограничным сторонам сознания и жизни стало воссоздание в готической музыке всего комплекса элементов различных философий, жанрово - стилевых особенностей культово - ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных сил, нашедших отражение в песенных текстах, необычном имидже и сценическом действе. Если пытаться отследить эволюцию развития такого мультижанрового культурного пласта как готика, то нужно отметить, что в своем развитии «готика» прошла несколько этапов - от прото-готики рубежа 70-80-х к готик-року и начала волны dark wave, goth electronics середины - второй половины 80-х, и, далее, к многообразию «готических» направлений 90-х и до тотальной интеграции во все пограничные жанры на данный момент - 2000-ные. В результате, к началу второго тысячелетия «готика» - это стиль, диапазон саб-жанров которого, простирается от тяжелых готик-металлических и готик-роковых разновидностей, всех видов электроник и танцевальной музыки (dark wave, synth pop, dark electro, future pop) до чистой акустики, поп-готики, а также нео-классики - оркестровой, оперной и камерной готики, и в том числе - фолковой и этнической готики. Все саб-жанры готики равны по своей роли и важности для формирования готики, как музыки так и субкультуры.
Повторно и более детально можно остановиться на том, почему же группы называли именно «готическими». И это произошло, по всей видимости, по следующим причинам.
Во-первых, мощный, зычный «готический» («варварский») вокал вызывал сравнение с мощным старинным, мрачным и энергическим зовом племени готов. А во-вторых, одеты были группы «под Средневековье» : черный бархат и старая средневековая черная одежда, сапоги, сугубо серебряные украшения, длинные буйные и хаотические волосы (часто кстати смешивалась различная стилистика, так, например, много групп выглядели как средневековые ковбои - готы ( ковбойские сапоги, средневековые шляпы, старинная стилистика,) например Fileds of the Nephilim и The Sisters of Mercy (на определенном этапе) (на сегодня большинство готов преимущественно объединяют в одежде черную кожу и обыкновенную черную одежду)). В-третьих, в текстах групп (особенно The Sisters of Mercy и The Mission) звучали такие элементы как познание, вера, индивидуализм, вера в себя, бог, душевная боль, мистика, борьба против догм общества, призыв дойти к себе через преграды общества и т.д. И, в-четвертых, их композиции несли так называемую «готическую» атмосферу - настроение мрачного пафоса, возвышенности, искренней боли, сосредоточенной скорби, депрессии, отрешенности, и общая атмосфера и тексты были насыщены мотивами познания себя, бесконечного поиска истины, псевдосуицидальной экзальтации, вечного сочетания любви-смерти, ухода в иные миры. При этом музыка оставалась достаточно мелодичной и ритмичной, с оттенками танцевальности, хотя и весьма минималистичной в темброво-драматургическом плане, созданной, к тому же, практически до последней ноты с помощью «бесчеловечных» синтезаторов и драм-машин.