Смекни!
smekni.com

Внушение. Гипноз (стр. 4 из 5)

История отечественной психотерапии, естественно, не ограничивается именами Данилевского, Токарского, Бехтерева. Большой вклад в развитие патогенетической психотерапии внес Мясишев, активизирующей терапии - Консторум, психосоматической терапии - Платонов, эмоционально-стрессовой терапии - Рожнов. За каждым из этих имен стоят десятки учеников. Отечественная психотерапия немыслима и без таких имен, как Рыбаков, Хорошко, Подъяпольский, Яроцкий, Лазурских, Нарбут, Неткачев, Гиляровский, Кутании, Стрельчук и многие другие. История отечественной психотерапии по существу является историей развития учения о гипнозе и внушении. Недирективные методы психотерапии, в том числе и психоанализ Зигмунда Фрейда, нашедшие в России благодатную почву в начале 20 века, были осуждены как метафизические, чуждые материалистическому мировоззрению, и на них было наложено табу. Следует отметить, что сам Фрейд сыграл отрицательную роль в истории развития гипнологии, совершив ту же ошибку, что и ортодоксальные гипнологи по отношению к психоанализу. Фрейд сначала интересовался гипнозом и ездил изучать его технику к Шарко и Бернгейму, но потом, встав на позиции психоанализа, предал гипноз анафеме.

В 1910 году с кафедры Кларковского университета в Америке он говорил, что вскоре гипноз стал для него неприятен, как капризное и, так сказать, мистическое средство. Только когда вы исключите гипноз, вы сможете заменить сопротивление и вытеснение и получите действительно правильное представление о патогенном процессе. Быстрое распространение идей психоанализа на Западе и авторитет Фрейда сыграли в этом свою роль. Интерес к гипносуггестивной терапии в странах Запада заметно снизился и только в последние десятилетия начал возрождаться снова. Решением Британской медицинской ассоциации в 1955 году гипноз был полностью реабилитирован в Англии.

В 1958 году Американская медицинская ассоциация официально включила гипноз в медицинскую терапию. В 1955 году во Франции была издана Медико-хирургическая энциклопедия, в которой гипнозу, посвящена отдельная глава. Однако лишь в 1965 году, после 65-летнего перерыва, в Париже состоялся 3 Международный конгресс по гипнозу. Это не значит, что психотерапия на Западе полностью ориентирована на внушение и гипноз, но время и здравый смысл способствуют все большему сближению директивных и недирективных методов психотерапии.

1.2 Природа гипноза

…самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни. Л. Толстой.

Гипноз такой, каким он практикуется, на деле относится к взаимодействию между двумя людьми, один из которых определяется как гипнотизер, другой же - как субъект. В случае группового гипноза возможно, конечно, большее число субъектов. Гипнотизер дает гипнотические инструкции, а субъект на них отзывается.

Гипноз является сложным феноменом, объединяющим ряд физиологических процессов. Он предполагает селективное внимание: такое, при котором субъект сфокусирован на ограниченном числе раздражителей - как правило, внутреннего происхождения, таких как ощущения и воображение. Он предполагает релаксацию: почти вне зависимости от клинических задач субъект (пока он не начнет переживать, скажем, какую-нибудь развивающуюся фантазию) расслаблен как душевно, так и телесно. Гипноз также подключает состояние ожидания и его воздействие на переживание и реагирование субъекта: другими словами, он создает условия, в которых субъект ожидает от себя особенных ощущений, мыслей и реакций, и формирование гипнотизером в сознании субъекта такого ожидания повышает возможную эффективность суггестии. Гипнотическому переживанию очень часто сопутствует воображение: субъект поглощен представлением какой-либо сцены обычно под управлением гипнотизера. В общем и целом между гипнотизером и субъектом устанавливается прочная связь; кроме того, гипноз, несомненно, подразумевает определенную податливость или подчиненность со стороны субъекта: последний, соответственно, мотивирован к подчинению пожеланиям гипнотизера, и его поведение частично может объясняться этими моментами. Например, гипнотизер может внушить, что рука субъекта настолько невесома, что будет непроизвольно плавать в воздухе (суггестия поднятия руки). Субъект, однако, способен поднять руку потому, что ему будет трудно ослушаться инструкции гипнотизера. Возможно подключение ролевой игры, когда субъект ведет себя в соответствии с собственными представлениями о поведении лица, находящегося под гипнозом.

Наконец, мы должны обратиться к понятию атрибуции: чему именно приписывает свои переживания субъект? Говорит ли он: "Да, я чувствовал себя под гипнозом, потому что сильно расслабился и глубоко погрузился в свои фантазии", или же он заявляет: "Нет, я не чувствовал себя загипнотизированным, так как сильно расслабился и глубоко погрузился в свои фантазии"? Атрибуции гипнотизера тоже имеют фактическое отношение к делу. Чем, с точки зрения гипнотизера, вызвано поведение и предъявленные переживания субъекта: состоянием гипноза или же просто выраженной релаксацией, или состоянием подчиненности, и так далее? В самом деле: некоторые из процессов, упомянутых выше, могут также относиться к поведению гипнотизера, например, ролевая игра и ожидание. Отвечая на вопрос "Что такое гипноз?", если мы остановимся на сказанном, то читатель может справедливо заключить, что "гипноз" не является по праву особым состоянием сознания, но есть лишь простое название для взаимоотношений между двумя людьми, отличающихся определенной комбинацией вышеупомянутых психологических феноменов.

Существуют влиятельные теории гипноза, которые в большей или меньшей степени подтверждают подобный вывод и каждая из них делает акцент на одной из составляющих, представленных выше. Например, феномен гипноза может объясняться преимущественно явлениями релаксации, проигрыванием ролей, подчинением, воображением и различными сочетаниями указанного. Подробное обсуждение этих теорий здесь не планируется, однако мы можем отметить, что все они в целом относятся к "теориям не-состояния" в отличие от "теорий состояния", которые исходят из измененного состояния сознания. Затронутость или незатронутость состояния сознания является предметом наиболее стойких и горячо обсуждаемых разногласий в современном экспериментальном гипнозе.


Глава 2. Эксперимент

Введение человека в гипноз

Испытуемый- мужчина 19 лет, студент 3 курса МГППУ. Испытуемый был подобран в связи с тем, что внушению и гипнозу подвержены наиболее эмоциональные люди. Я знал, что испытуемый достаточно эмоционален, поэтому выбрал его.

Целью являлось ввести испытуемого в состояние гипноза и дать постгипнотическое внушение. Выяснит уровень подверженности гипнозу у испытуемого.

Гипотеза, что испытуемый подвержен гипнозу.

Задача заключалась в том, чтобы вызвать доверие, снять фильтр сознания, ввести человека в состояние гипноза, дать постгипнотическое внушение, вывести испытуемого из состояния гипноза.

Процесс: Первым этапом нужно было снять психомышечный зажим. Это делается для увеличения чувствительности. При правильном подходе порог внушаемости уменьшается.Цель этой комбинации добиться максимального расслабления мышц. Какправило, до того как приступить к выполнению этого упражнения нужно принятьудобную позу, закрыть глаза. Затем конкретно, по частям, производится расслабление тела с направлением внимания на те части тела, которые расслабляются. При этом нужно прочувствовать то, о чем проговаривалось.

Проговариваем испытуемому.

Внимание переходит на руки

Расслабляются пальцы и кисти рук

Расслабляются предплечья

Расслабляются плечи

Мои руки расслабляются

Мое внимание переходит на лицо

Мышцы лица расслабляются еще сильнее

Мое внимание переходит на ноги

Расслабляются пальцы ног и голеностопы

Расслабляются икроножные мышцы

Расслабляются мышцы бедра

Мои ноги расслаблены

Мое внимание переходит на лицо

Лицо полностью расслаблено

Мое внимание переходит на туловище

Расслабляются мышцы груди

Дыхание спокойное и легкое

Сердце работает хорошо и ритмично

Расслабляются мышцы живота

Расслабляются мышцы спины

Все мое туловище расслабляется

Я полностью расслабляюсь

Я расслаблен

Проводится проверка:

Потряхивая кистью несколько раз, отпускать ее, чтобы она упала на колени или бедро внушаемого, затем упустить кисть в очередной раз, но нарочно мимо колен, так чтобы она повисла: если внушаемый не расслабился, то его рука не упадет безвольно, а останется на весу или слишком медленно опустится, значит нужно дальше продолжить расслабление.

Переходим ко второму этапу.