Смекни!
smekni.com

Логическое мышление (стр. 7 из 10)

5. Можно подчеркивать еще и другие моменты основного закона мышления, говорящие в конечном счете о том же самом. Так, можно обратить внимание на момент единства и на момент раздельности. Вместо единства говорят о "синтезе", "связи", "взаимосвязи", "отношении", "взаимоотношении", "координации", "законе", "методе", "принципе", "основании", "идее", "тождестве", "схеме", "определенности", "целости" и т.д. и т.д. Во всех этих обозначениях часто можно чувствовать методы и вкусы различных философских школ. Но общий их смысл вполне понятен и в основе он везде один и тот же. Точно так же вместо "различия" или "раздельности" можно говорить о "разнообразии", "многообразии", "множестве", "элементах", "моментах", "частях", "взаимоисключающих элементах" и т:д. и т.д. Наконец, и самое полагание именуется у разных авторов по-разному: "утверждение", "функционирование", "полагание", "осмысление" и т.д. и т.д. Из всех этих терминов стоит обратить особое внимание на следующие пять.

а) Принцип определенности, или полагания определенности, или полагания чего-либо в его определенности - очень хорошая формулировка для изучаемого принципа. Определить, значит, положить предел, границу. А положить для чего-нибудь границу значит ясно отграничить его от всего иного. А отграничить можно только зная, что именно отграничивается и от чего именно отграничивается. Другими словами, принцип полагания определенности - это и есть принцип различения и отождествления. Это же может быть выражено иначе. Всякое А, покамест в нем не выражено, что оно есть именно А, не имеет определенности и не есть А в собственном смысле. Только если точно удостоверено и выражено, что А есть именно А, только в этом случае А получает определенность. Следовательно, можно сказать, что основной принцип мышления заключается в полагании чего-нибудь как такового, полагании всякого А, как именно А.

b) Принцип полагания взаимоисключающих элементов в их взаимосвязи - тоже хорошая формула. Очень важно подчеркивать, что моменты, установленные мыслью, прежде всего настолько резко различны, что они обязательно исключают друг друга. Никакая резкость формулировки здесь не повредит, так как мышление основано на абсолютной четкости и самых резких разграничениях. И уже после того как установлены взаимоисключающие элементы, необходимо говорить об их взаимосвязи.

с) Далее, очень важно понятие функционирования. Неудобство его заключается только в том, что оно заимствовано из математики и для искушенного в науке всегда несет с собой числовой, количественный привкус, в то время как в логике речь идет о функционировании не чисел, но понятий (а значит, и суждений, умозаключений и доказательств). В остальном же этот термин вполне целесообразен, так как он гово­рит не только о взаимосвязи и, значит, уже тем более о различии и тождестве элементов мышления, но и о подвижности этой связи, о царящем внутри них движении, о том переходе между всякими установлениями А в В, который выше у нас был отмечен как важный момент мышления вообще. Далее, функциональность связи говорит еще и об ее принудительности: при функциональной зависимости всяких А и В, - если есть А, то тем самым необходимо есть и В. И, наконец, функциональность прекрасно рисует логическую связь в отличие от реальных связей, где царят не функции, но вещественные принципы и действия, чисто силовые и материальные связи.

В этом отношении являются гораздо менее удобными такие термины, как "объединение", "синтезирование", "координирование", "взаимоотношение" и пр., имеющие место, кроме логики, и во всякой другой науке. О функциях, правда, говорит математика и математическое естествознание, но там речь идет о числовых, количественных, величинных функциях, здесь же - о функциях всегда индивидуально-определенных А, В, С ит.д. Если же понятие функции можно ввести в любую науку, то во всех науках речь идет о функциях реально-наполненных, т.е. о так или иначе данных материальных процессах, в логике же речь идет только об А, В, С к т.д., т.е. о мысленных полаганиях, одинаковых для всякой реально-материальной заполненности.

Следовательно, функциональность есть: 1) взаимосвязь, 2) подвижность, переход, царящий и осуществляющийся внутри нее, 3) принудительность этого перехода и 4) чисто мыслительный — отвлеченно-смысловой, а не материально-реальный, -характер этой взаимосвязи. Все это заставляет признать, что вполне заслуживает внимания и такая формула: основной принцип мышления есть полагание функцио­нальных связей (или зависимостей, отношений).

d) Точно такими же весьма удобными свойствами обладают еще два термина, -"основание" и "метод". Все четыре указанные свойства понятия функции свойственны и этим понятиям, только они по своему содержанию акцентируют несколько иные моменты. Если "функция" указывает на действие и результат определенности, то "основание" указывает его исходную точку, а "метод" - на способ действия этого основания. Поэтому очень хорошо можно было бы основной принцип мышления формулировать и как полагание основания (говорят также: мышление на достаточном основании, - выражение, которое2 обычно обозначает не основной принцип мышления вообще, но - более узко — только один из его законов) и как полагание метода (таким образом, основной принцип мышления есть методизм, методическое полагание). Ничто не мешает, наконец, соединять и все вместе эти три родственные понятия, к тому же с полной очевидностью последовательно продолжаю­щие друг друга: "основание" есть исходная точка пути для мышления, "метод" -самый путь и "функция" - его конец и результат, так что наш принцип можно обозначить как принцип методически функционирующего основания

2.4 Законы мышления

Логика изучает характер связи мыслей в процессе рассуждения.

Существует такой тип правил логики, которые можно назвать всеобщими. Обычно такие правила называют законами мышления. Под законом вообще имеют в виду внутреннюю, необходимую и существенную связь явлений. Законы мышления представляют собою операциональные директивы мышления. Происхождение данных законов обязано рациональной активности субъекта. Выраженная в правилах, нормах, рекомендациях, целесо­образная активность находит свое воплощение в прин­ципах, имеющих всеобщий характер. В отличие от законов естествознания, которые описывают связь явлений при­роды, многократно повторяемую в идентичных условиях, законы мышления предписывают определенные способы интеллектуальной деятельности. Цель законов логики — сформулировать основания правил и рекомендаций, следуя которым можно достичь истины. Поэтому законы мышления не являются законами в том смысле, в котором указанный термин используется для описаний явлений природы. С другой стороны, существуют социальные Законы: юридические акты, государственные указы и т.п. Они устанавливаются людьми и имеют исторический характер. Законы мышления в отличие от лих имеют внеисторический, внеклассовый, общечеловеческий ха­рактер.

Итак, законы логики — это законы правильного мышления человека о мире, а не законы самого мира.

Как правило, выделяют четыре основных закона мышления: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания.

Закон тождества обычно формулируется как «А есть А», или «всякий предмет есть то, что он есть». Данный Закон содержит в себе несколько основных предписаний.

Предписание 1 требует сохранения мысленного со­держания предмета рассуждения. Так, если в одной из посылок рассуждения сформулирован какой-либо термин, то упомянутый закон обязывает нас при использовании данного термина в других посылках и в заключении сохранить тождество между ними. Пример ненадежного рассуждения об изобретателе колеса иллюстрирует нарушение закона тождества по тому основанию, что термин «кто-то» в первой посылке не тождествен равно­значному термину во второй посылке. Нарушение закона тождества в этом случае приводит к ложному результату

Предписание 2 требует достигать определенности мысли в термине (слове, выражении). Данное предписа­ние означает, что каждый употребленный в посылках термин должен быть определен, причем корректным образом. Корректность определения предполагает преж­де всего прояснение значения неизвестного (например «А») через нечто уже известное (например «Б»), т.е., утверж­дая, что «А» есть «Б», необходимо установить тождество «А» и «Б». Так, определяя треугольник (А) как геометри­ческую фигуру (Б), мы делаем ошибку, ибо суждение «Б» носит более общий характер (геометрическими фигурами, кроме треугольника, являются ромбы, квадраты, парал­лелограммы и др.). Более точным определением будет квалификация «Б» как геометрической фигуры на плоскости, ограниченной тремя пересекающимися прямы­ми, с суммой внутренних углов, равной 180°.

Предписание З обязывает различать формальное и содержательное тождества. Два приведенных выше при­мера тождественны по формальным основаниям (имеют одинаковую логическую структуру, форму), но не тождественны по содержательным основаниям. Речь в данном случае идет о том, что они имеют разное содержа­ние.

Предписание 4связано с коммуникативными ас­пектами действия закона тождества. В процессе комму­никации этот закон выражается в установлении тождест­ва и различия между словами. Сюда включаются синони­мия, омонимия и полисемия. Омонимы — слова, имеющие одинаковое звучание, но различное значение. Например, коса может означать инструмент для косьбы, вид жен­ской прически и песчаную отмель на берегу моря, реки или озера. Омонимия может привести к неправомерному отождествлению слов, имеющих одинаковую словесную форму, но разные значения.