Смекни!
smekni.com

Логическое мышление (стр. 8 из 10)

Закон противоречия выражает одну из самых суще­ственных особенностей логического мышления — непротиворечивость. Он содержит в себе запрещение мыслить и рассуждать противоречиво, квалифицирует противоре­чие как серьезную логическую ошибку, несовместимую с логическим мышлением. Обычно логическое противоречие состоит из трех структурных элементов: некоторого суждения, его отрицания и показателя их соистинности.

В общем виде противоречие может быть описано сле­дующей формулой: А и не- А, где А — суждение, не- А {неверно что А) — его отрицание., а связка «и» — показатель соистинности суждения (утверждения) и его отрицания, а связка «и» - показатель соистинности суждения (утверждения) и его отрицания.

Закон противоречия можно сформулировать таким образом: неверно, что вместе истинны некоторое сужде­ние и его отрицание. Подобная формулировка говорит о том, что уместнее было бы назвать данный закон законом непротиворечия (запрещение противоречия) или законом исключенного противоречия. Однако в традиционной формулировке заложен глубокий смысл. Он обращает внимание на противоречия как явления и понуждает исследовать механизмы возникновения ошибки, обра­зующейся при нарушении этого закона.

Закон противоречия также содержит в себе несколько предписаний.

Предписание 1 не допускает взаимоисключающих суждений в структуре одного рассуждения, вывода, в одном контакте.

Предписание 2 определяет критерий логичности рассуждения как непротиворечивость.

Предписание 3 побуждает давать истинностные ква­лификации суждений, используемых в рассуждении.

Предписание 4 требует выявлять явные и скрытые противоречия в структуре рассуждения. Для этой цели на основании рассмотренного выше закона тождества и его Предписаний обнаруживаются суждения, тождественные между собой. Тождественные суждения не должны быть взаимоисключающими.

Предписание 5 обязывает различать реальные и мнимые противоречия. Универсальная модель противо­речия — А и не- А как одного и того же объекта, взятого Ь одних и тех же отношениях. В противном случае реаль­ного логического противоречия не будет, а получим мни­мое противоречие. К примеру, суждение «Иванов — отличник» и «Иванов — задолжник», если в контексте не оговорено, что речь идет об одном и том же субъекте, противоречием не является. Для различения реальных и мнимых противоречий также используется закон тожде­ства, призванный помочь отождествить объекты, о которых речь идет по схеме А=А.

Существует несколько форм противоречий. Логичес­кое противоречие представляет собой соотношение взаи­моисключающих суждений, взятых в одном контексте. Каждое суждение, следуя закону тождества, равнозначно самому себе и не меняется в структуре этого рассужде­ния. Строго говоря, логическое противоречие есть проти­воречие между фрагментами зафиксированного знания. Диалектическое противоречие — противоречие разви­вающегося (изменяющегося) знания. С точки зрения теории материалистической диалектики данное противоре­чие служит источником движения и развития. Так, Марксово определение капитала, трактующее то, что он не мо­жет возникнуть из обращения, равно как в не может возникнуть вне обращения, — не содержит в себе логической противоречивости и не указывает на логическую ошибку. Это диалектическое противоречие, показывающее, что источником любого предмета выступают взаимоисклю­чающие тенденции, составляющие его сущность, его внут­ренне необходимые качества.

Противоречие- парадокс — особый вид противоречия. Известен парадокс Бертрана Рассела о парикмахере, который бреет только тех мужчин, которые не бреются сами. В итоге на вопрос о том, кто бреет парикмахера, нет ответа. Ибо если он бреет сам себя, то его не должен брить парикмахер (а он и есть парикмахер), и наоборот, если его бреет парикмахер, то он не должен брить сам себя. В шутливой форме здесь заложено противоречие-парадокс, которое подвело мину под фундамент мате­матики — теорию множеств, так как, говоря о парикма­хере и прочей публике, Б.Рассел имел в виду различные множества и подмножества. Тем самым данный парадокс выявил бессилие теории множеств. Любое противоречие-парадокс, несмотря на внешне деструктивный характер, содержит в себе элемент утверждения. Парадокс показывает, что есть факты, добытые наукой, которые не укладываются в рамки существующих теорий. Это требует смены и развития теории.

Закон исключенного третьего формулируется таким образом, что если есть два суждения, из которых одно показывается отрицанием второго, то одно (и только одно) из них является истинным.

Закон противоречил показал, что взаимоисключающие суждения составляют логическую ошибку. Из этого следует, что если истинно А, то не истинно — не- А, либо наоборот: неистинно А и истинно не- А. Третьего не дано, как не дано еще какого-либо Б, которое претендовало бы на выражение истины. Закон исключающего третьего содержит в себе следующие предписания:

Предписание 1 формулирует альтернативность А и не- А и предлагает сделать выбор между ними по истинностному признаку.

Предписание 2 запрещает выбирать в качестве альтернативы еще какие-либо суждения (либо человек смертен, либо бессмертен; либо вода кипит при 100° С, либо не кипит, ит.п.).

Предписание 3 устанавливает отношение контрарности (противоположности) между альтернативами таким образом, что одна из них является отрицанием другой.

Предписание 4 трактует универсальный прием логического мышления, согласно которому противополож­ное истине есть ложь.

Закон достаточного основания формулируется обычно так: всякое верное положение должно быть обоснован­ным. Основная задача этого закона — аргументирование доказательности логического мышления. Суждение может быть истинным или ложным. Но на каком основании? Эти вопросы не случайны. В процессе рассуждения в качестве посылок могут быть использованы ложные допущения. Закон достаточного основания предписывает установление, истинностной квалификации любого суждения, взятого в Качестве основания рассуждения. Данное установление Должно показать то, на чем основывается истинность допущения. Таким образом, закон достаточного основания формулирует основание доказательности мышления, его аргументированности, мотивированности, и заключается в том, что ни одно суждение не может быть истинным без достаточного основания.

Данный закон также содержит в себе ряд предписаний.

Предписание 1. Все посылки рассуждения (умозаключения, доказательства, вывода) должны быть обо­снованы.

Предписание 2. Если какое-либо суждение является обоснованным, то допустимо использоватьего в дока­зательстве, не воспроизводя его оснований, а лишь под­разумевая их. Это предписание позволяет применять в качестве посылок также положения, которые являются синонимами, либо такие, обоснование которых есть след­ствие доказанных (истинных) положений.

Предписание 3. Обоснованием считается любая ис­тинностная характеристика суждения (ложное суждение, вероятностное суждение).

Предписание 4. В обосновании суждений следует различать логическое обоснование (отношение вывода ло­гического следствия) ифактическое обоснование.

Рассмотренные выше законы мышленияимеют в логи­ке такое же значение, какое в математике имеют аксиомы или постулаты. Они так же очевидны, как и то, что «целое больше части» или то, что «между двумя точками можно провести только одну прямую».

Одновременно эти законы обладают таким же фор­мальным характером, как и формулы алгебры: в послед­них не говорится о том, по отношению к каким числовым значениям они выполняются, а законы мышления не содержат в себе содержательных характеристик, т.е. не квалифицируют то, что именно должно или не должно отождествляться, что именно и чему должно или не должно противоречить, и т.д. Именно в этом и заключается их обобщающий характер как операциональных директив правильного мышления и рассуждения.

2.5 Задачи как объект и субъект мышления

Мышление часто развертывается как процесс решения или разрешения задачи. Задачи эти могут относиться к области при­роды, общественной жизни или к самому человеку к его соб­ственному мышлению. Задачи могут возникать по ходу выполне­ния той или иной практической деятельности (например, при столкновении с препятствиями) дли быть преднамеренно создан­ными: учебные задачи, игровые задачи: И в том и в другом слу­чае задача выступает как объект, как предмет мыслительной ра­боты человека. Как правило, это не отдельный предмет, а целая предметная ситуация. Задача имеет определенную объективную структуру, одним из параметров которой является сложность задачи. Особенности структуры задачи влияют (конечно, не одно­значно) на деятельность по ее решению, поэтому психологу важ­но их учитывать.

Решение задачи (а в искусственных задачах оно всегда известно) часто заключается в выборе определенного элемента из мно­гих и выборе определенного действия с этим элементом. Отсюда возникает такая характеристика ситуации, как объективная свобо­да выбора (число своих фишек и число возможных ходов за них), то, из чего может быть сделан выбор. В исходной ситуации нашей задачи можно начинать решение ходом одной из четырех фишек, каждой из этих фишек можно пойти только в одном направлении. Для достижения конечного результата может требоваться разное число промежуточных актов (в нашем случае восемь ходов). В процессе осуществления промежуточных актов, ведущих к дос­тижению конечного результата, ситуация может изменяться, по­этому каждый следующий акт приходится делать в условиях, от­личных от первоначальных. Эти "изменения могут быть двух .ти­пов: зависимые только от решающего или независимые от него. В нашей задаче представлен первый" тип изменений, а второй ха­рактерен для игр с противником.